Найти тему
Жорик – историк

Алексей Берест — непризнанный герой Победы

Оглавление

И в школьных учебниках истории России, и еще раньше в учебниках истории СССР писалось одно и то же: красное знамя Победы над рейхстагом водрузили сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария. Но их было трое. И имя третьего человека оказалось незаслуженно забытым. Алексей Прокопьевич Берест, герой штурма рейхстага, именно тот человек, которому посчастливилось поставить точку в войне, установив и закрепив флаг на куполе рейхстага. Вот только по прошествии почти 80 лет Родина так и не оценила по заслугам подвиг героя.

Дорога к Победе

Его путь на крышу вражеской цитадели начался с советско-финской войны, на которую Алексей Берест, 18-летний тракторист из села Горяйстовка Сумской области, попал по призыву. Великую Отечественную он начал рядовым, а в 1943 году его отобрали в числе лучших солдат для учебы в Ленинградском военно-политическом училище. И хоть у парня не было требуемого среднего образования, зато имелся фронтовой опыт и хорошие характеристики. Училище в ту пору дислоцировалось в Шуе, и Берест прошел курс обучения по ускоренной программе. 1945 год он встретил в должности заместителя командира батальона по политчасти в звании младшего лейтенанта.

Берлинская операция началась еще 16 апреля, а через две недели советские части уже были в центре города. Утром 30 апреля их отделяла от рейхстага лишь широкая площадь. Враг постарался превратить здание в неприступную крепость и намеревался сражаться за рейхстаг до последнего. И хоть он не имел особого военного значения, овладеть рейхстагом означало поставить символическую точку в битве за Берлин, да и во всей войне.

Алексей Берест, Михаил Егоров, Мелитон Кантария
Алексей Берест, Михаил Егоров, Мелитон Кантария

Обозначить свою победу нужно было не только ликвидацией врага, но и установкой на крыше знамени Победы. Эту задачу и поручили политруку батальона 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии Алексею Бересту. Его группу сопровождала рота автоматчиков, которые своим огнем расчищали путь наверх, ведь гитлеровцы цеплялись отчаянно за каждый сантиметр площади в рейхстаге.

Знамя на куполе

Вообще, закрепление знамени на крыше в те памятные дни — это сама по себе захватывающая история, ведь таких стягов было несколько, и после того, как их устанавливали, враг огнем своей артиллерии намеренно пытался сбить знамена. Так что группа Береста, Егорова и Кантарии была четвертой по счету. И их знамя, установленное на восточной части фронтона главного входа, уцелело лишь только потому, что немцы не смогли до него дотянуться огнем своих орудий.

Но на этом история не закончилась. Высшей точкой рейхстага был купол, и именно на него командование решило перенести стяг Победы. Задачу поручили тем, чьё знамя уцелело во время штурма — группе младшего лейтенанта Береста. Путь к куполу оказался тяжелым. И не только из-за отчаянно сопротивлявшегося врага, а еще и потому, что лестничные пролеты, что вели на крышу, были разрушенными. И тут огромного роста Берест выполнил роль трамплина — это по его плечам Михаил Егоров и Мелитон Кантария забрались выше. На самый верх купола тоже вскарабкаться оказалось непросто, ведь от стеклянной прежде конструкции остался лишь один каркас. Но бойцы с задачей справились. Вот что вспоминал комбат Береста капитан Степан Неустроев:

Прошло больше часа. Думали, всё: нет никого в живых. И вдруг видим: на фоне купола рейхстага пляшут трое. Понятно, что не от радости. Просто, если двигаешься, меньше вероятности попасть под пулю.
Рейхстаг со знаменем Победы над куполом, май 1945 года/ © фотохроника ТАСС
Рейхстаг со знаменем Победы над куполом, май 1945 года/ © фотохроника ТАСС

Вот так во второй половине дня 2 мая знамя Победы оказалось на куполе рейхстага. А дальше произошла обидная несправедливость. Пять участников прорыва в здание и установки знамени получили высшие награды — звание Героя Советского Союза. Представляли к нему и Алексея Береста. Однако командующий 3-й армией генерал-полковник Кузнецов отклонил представление и своим приказом наградил Береста лишь орденом Красного Знамени.

Сейчас, по прошествии стольких лет, сложно назвать истинные причины такого решения. Одни историки отмечают, что замполит Берест был чересчур независим и часто конфликтовал с офицерами СМЕРШа. Другие исследователи полагают, что имя Береста из наградных списков будто бы вычеркнул сам Жуков, который не очень жаловал политруков.

2,5 года за вспыльчивость

Алексей Берест с детьми/ © фото из семейного архива семьи Берест, предоставленного дочерью Ириной
Алексей Берест с детьми/ © фото из семейного архива семьи Берест, предоставленного дочерью Ириной

Но обделение заслуженной наградой было не самой обидной вехой на жизненном пути Алексея Береста. Закончив службу в армии и уйдя в отставку в 1948-м, спустя три года он попал в тюрьму, да еще и по приговору суда должен был отбыть 10-летний срок.

Дело обстояло так. В 1953 году Берест работал директором отделения кинофикации в Ростовской области. Его начальник и бухгалтер растратили около пяти тысяч рублей и, дабы избежать расплаты, свалили всё на Береста. 17 свидетелей показали, что фронтовик невиновен. Но упечь его за решетку позволили не доказательства, коих не было, а случай.

Следователь на допросе на слова Береста, почему не верят бывшему офицеру, съязвил: «Ещё неизвестно, где ты воевал. Наверное, и в войну тёпленькое место имел?» Такого Алексей Прокопьевич вытерпеть не мог — поднял следователя вместе со стулом и выбросил в окно. Итог: 10 лет лесоповала в Иркутской области. Знаменитая бериевская амнистия скостила срок вдвое, но на свободе Алексей Берест все равно оказался раньше, выйдя через два с половиной года.

Конечно, ни о какой руководящей работе больше не могло быть и речи. Семья Берестов поселилась на окраине Ростова-на-Дону. Сам Алексей Прокопьевич работал на различных рабочих должностях — был грузчиком, завальщиком, пескоструйщиком на заводе Ростсельмаш.

Одна из последних фотографий Алексея Береста/ © фото из семейного архива семьи Берест, предоставленного дочерью Ириной
Одна из последних фотографий Алексея Береста/ © фото из семейного архива семьи Берест, предоставленного дочерью Ириной

Последний подвиг

А 3 ноября 1970 года Алексей Берест погиб. В тот вечер, забрав внука из детского сада, он возвращался домой. Путь шел через железнодорожный переезд, куда устремилась толпа народа от подошедшей электрички. Шлагбаум был опущен, но людей это не останавливало. 49-летний фронтовик стоял с внуком на руках и видел, как на рельсы ступила 8-летняя девочка, хотевшая перебежать перед гудящим вовсю составом. Берест ссадил внука и бросился к ребенку, оттолкнув его назад. Но сам увернуться не успел. Он принял удар такой силы, что тело отбросило далеко на платформу. Скончался Алексей Прокопьевич через несколько часов в больнице.

Похоронили героя на маленьком Александровском кладбище Ростова. Вообще, ростовчане хорошо помнят своего земляка. На могиле ему установлен бюст, есть памятник, в том числе и на заводе Ростсельмаш, где последние годы трудился Алексей Прокопьевич. Его именем названа улица в городе и средняя школа, а на «Аллее звезд» вмонтирована персональная пятиконечная звезда.

Но вся память о герое не выходит дальше городской черты. На общероссийском уровне имя Береста так и остается мало кому известным. Много раз и бывшие в живых однополчане, и разные организации обращались в Москву с просьбой присвоить А. П. Бересту заслуженное звание Героя. Первое такое прошение от ветеранов было подано еще в 1973-м. С тех пор сменилось множество правительств, но ответ остается один и тот же: за один подвиг дважды не награждают.

Дважды герой, но не России

Памятник А. Бересту в Ростове в сквере 353-й Стрелковой дивизии/ © rostov-gorod.ru
Памятник А. Бересту в Ростове в сквере 353-й Стрелковой дивизии/ © rostov-gorod.ru

Историческую несправедливость восстановили лишь два человека. В 1988 году общественная организация Сажи Умалатовой все же присвоило Бересту звание Героя Советского Союза. Однако оно не может считаться легитимным, поскольку «Постоянный президиум Верховного Совета СССР» Умалатовой не имел никакого отношения к органам власти. А в 2005 году Алексею Прокопьевичу Бересту было посмертно присвоено звание Героя Украины указом президента Ющенко.

Вот так и получилось, что память настоящего героя почтили в другой стране. А в России, службе которой Берест отдал годы жизни и где совершил свой последний подвиг, его имя может бесследно раствориться во времени. Через год страна будет праздновать 80-летие Победы. Может хоть в этот раз власть пересмотрит свое решение, отринув бюрократические препоны? Ведь присвоение Алексею Бересту заслуженного им звания было бы лучшим проявлением истинного, а не показного патриотизма.

В 2008 году поисковики близ украинской Волыни обнаружили старый бандеровский бункер. Среди сгнившего обмундирования неожиданно блеснула золотая звезда Героя Советского Союза. Но откуда в бандеровском логове могла взяться советская награда, может ее обладатель погиб в борьбе с националистами? Нет, дело оказалось гораздо запутанней и трагичней 👇:

(При написании статьи была использована информация с сайтов: ru.wikipedia.org; topwar.ru; rostov.aif.ru; vatnikstan.ru)