Чо вы слышали о повести Гоголя «Вий»? Не спешите ворошить это слово в памяти. Я имею в виду самую мистическую повесть самого мистического писателя Российской империи — Николая Васильевича Гоголя.
Гоголь известен тем, что многие его произведения приправлены мистической или сказочной составляющей. В них полным-полно фольклорных персонажей: чертей, русалок, подземных гномов, ведьм, колдунов и прочей нечисти.
Так, в небезызвестной «Ночи перед Рождеством» нам встречаются следующие мистические персонажи: ведьма Солоха, колдун Пацюк и самый настоящий черт, в «Шинели» призрак, а в «Пропавшей грамоте» присутствует целый шинок бесов.
Но именно «Вий» считается самой мистической, а заодно и самой страшной повестью писателя. Еще бы, ведь именно здесь зло забралось не в кабак к шинкарю, не к отшельнику Пацюку, не в темный лес и даже не в благовидную деревню Диканьку, а в самое святое место у православного человека — в церковь!
Мистика в творчестве Гоголя
Мистика в жизни Гоголя началась с самого его рождения. Он был третьим ребенком в семье и первым, оставшимся в живых, два его старших брата умерли при рождении. Будущего писателя назвали в честь святого Николая, так как перед родами его матушка, в девичестве Мария Косяровская, молилась именно ему. Позже в семье появилось еще восемь детей, однако в живых остались только его сестры. Мать была женщиной суеверной и вечерами часто рассказывала своим детям истории про русалок, леших, ведьм, домовых и другую нечистую силу. Именно влиянию матери биографы приписывают религиозность и тот мистицизм, которые сквозили из творчества писателя. Даже тогда, когда автор переехал в Петербург, он постоянно обращался с письмами к матери, когда для его произведений требовались новые бытовые подробности для его повестей. В целом же мистика и страх перед ней окутали Николая Васильевича с самого младенчества.
Спускались сумерки. Я прижался к уголку дивана и прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. Вдруг мяуканье кошки нарушило тяготивший покой. Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, а мягкие лапы постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко.
«Рассказ со слов Гоголя».Григорий Данилевский. «Собрание сочинений»
В 1831 году, когда Гоголь уже обосновался в Петербурге, вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда вошло четыре рассказа: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Книга произвела фурор, её нахваливал даже Пушкин, поэтому уже в 1832 году Гоголь выпускает второй том «Вечеров на хуторе». Туда вошли еще четыре повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место».
Действие обоих томов «Вечеров на хуторе» происходило на родине автора, на Украине, в Полтавской губернии. Героями стали сельские жители, а их повседневная жизнь смешивалась с мистическими мотивами. Именно после двух томов «Диканьки» Гоголь нашел свое литературное Я, выплескивая всю мистическую основу из своего детства и юности на строки своих произведений. Теперь мистика стала постоянным попутчиком в творчестве Николая Васильевича. Наконец, он выпускает некое продолжение «Диканек» под названием «Миргород», и именно в него вошла повесть «Вий».
Сюжет повести «Вий»
Сюжет повести общеизвестен, но всё равно интересен. В киевской бурсе настали каникулы, поэтому студенты-бурсаки разъехались кто куда. Трое из них по именам: Халява, Тиберий Горобець и Хома Брут по дороге заплутали и, чтобы не ночевать в поле, попросились на ночлег на отдалённом хуторе. Двух бурсаков хозяйка хутора — зловещего вида старуха — поместила в доме, а Хому Брута — в хлеву. Ночью она явилась к нему в хлев, вскочила на спину и поскакала на нем по бескрайним полям Малороссии. В страхе Хома начал читать молитвы и обратил внимание, что ведьмино колдовство слабеет. В конце концов оно и вовсе сошло на нет, и тут Хома отблагодарил радушную хозяйку, как мог, охаживая старуху поленом. В агонии ведьма оборотилась в прекрасную панночку, упавшую на землю.
Сам Хома от греха подальше вернулся в бурсу, однако через некоторое время ректор поручает ему ответственное задание — ехать к одному зажиточному сотнику, у которого умирала дочь, чтобы читать над ней молитвы. Прибыв на место, Хома замечает, что успевшая за это время умереть панночка является той самой ведьмой с отдалённого хутора. А главное, что именно над ней ему и предстоит читать молитвы три ночи кряду.
Всё не задалось с самой первой ночи. Труп панночки выбрался из гроба и начал искать Хому. Однако бурсак был не лыком шит и догадался начертить вокруг себя святой круг мелом на полу, так что панночка не сумела добраться до бурсака. Панночка летала в гробу вокруг круга по церкви, но и тут не сумела пересечь запретной черты и добраться до желаемого.
Во вторую ночь панночка стала звать нечистую силу в церковь, и на протяжении всей ночи Хома слышал и ощущал нечестивое присутствие рядом с собой. Утром он вышел из церкви весь поседевший. На третью ночь церковь уже была переполнена чудовищами, мертвецами и прочей нечисти. Чудовища искали Хому по всем закуткам церкви, но не могли найти. И тогда они привели Вия с железным лицом и веками до земли.
— Поднимите мне веки, — прокричал монстр, и поручение было выполнено.
Хома чувствовал, что не стоит смотреть зверю в глаза, но не устоял перед любопытством и совершил роковую ошибку. Вий указал на него пальцем, и нечисть сумела преодолеть начерченный мелом круг. В это же самое время начал кукарекать петух. Однако он не успел, Хома Брут погиб перед последним его криком. Нечисть попыталась бежать, но также не успела, застряв навеки в окнах и дверях этой проклятой церкви.
Повесть оставляет достаточно большое количество загадок, начиная от того, как нечисть сумела проникнуть в святую церковь, и заканчивая тем, кто же это такой, этот Вий, что одним взглядом сумел разрушить оберег святого круга. И начнем мы с Вия...
Кто такой Вий?
Кто же такой этот Вий, что о нем стал писать Гоголь? В славянском фольклоре это демонический персонаж, который убивает взглядом. Но сделать это не всегда просто, так как его глаза прикрыты огромными веками. И кому-то надо их поднимать.
Сам Гоголь описывал Вия таким образом:
Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.
— Примечание Н. В. Гоголя
Однако не всё так однозначно. Дело в том, что наличие гномов, чьим начальником является Вий, в малороссийском фольклоре является довольно неоднозначным и даже спорным фактом. А литературовед и фольклорист Рустам Асхатович Шаяхметов в своей работе «Об отсутствии в украинском языке понятия «вій» и вовсе отрицает слово «Вий» как малороссийское явление.
Так откуда же этот самый Вий, убийственным взглядом погубивший Хому Брута? На самом деле есть несколько теорий о том, откуда «Вий» пришел в малороссийский фольклор.
Первая гласит, что родиной Вия стала Персия. Языковед-иранист Василий Иванович Абаев считал, что за Вием стоит древний скифский бог Вей (Вайя) — божество смерти и ураганов, прообраз языческого бога древних славян Велеса.
Вторая теория придерживается идеи, что родину Вия нужно искать в Западной Европе.
Этой теории придерживается специалист по Малороссии, а также этнограф Николай Фёдорович Сумцов. Он высказывал мнение, считал, что здесь причастна мифология кельтов, а также что в легендах Ирландии существовал глава демонического племени формов по имени Балор. Он умел убивать своих врагов взглядом и поэтому имел прозвище «Дурной глаз».
Также в древних мифах Уэльса существует схожий персонаж — повелитель великанов Испададен Пенкавр, у которого настолько огромные веки, что ему приходится поднимать их с помощью кованых подпорок. На этом основании Сумцов и предполагал, что Гоголь взял своего Вия именно с западной мифологии, объединив этих двух персонажей фольклора.
Например, в русской сказке об Иване Быковиче присутствует персонаж — ведьмин муж, которому глаза открывают при помощи вил. А на Украине есть персонаж — Святой Касьян, который живет в глубокой пещере и не видит «света божьего» из-за ресниц, которые отросли до колен. Открывает же он глаза лишь раз в четыре года в високосный год — 29 февраля. И в этот момент все, что попадает под его взгляд, погибает.
Также на Украине, в Волыни, присутствует еще один персонаж с похожей характеристикой — это «шелудивый» хан половцев Буняк, способный уничтожать селения одним взглядом. Веки ему также поднимают его подручные вилами или лопатами.
Существовал подобный вредитель и на территориях нынешних Тернопольской, Хмельницкой и Винницкой областей Украины. Солодивый Буньо, которому также поднимали веки с помощью вил, взглядом мог уничтожить целый город.
Кроме того, слово «Вий», которое отрицает для малороссийского фольклора литературовед Рустам Шаяхметов, все же присутствует в украинском языке. Слово «вія» обозначало ресницу. И это более чем весьма подходит для гоголевского персонажа, которому нужно поднимать веки.
Мистика в повести
В целом, если нам говорить о мистике в творчестве Гоголя, то «Вий» будет, пожалуй, самым мистическим произведением. Подумайте только, молодой юноша три ночи кряду читает молитву над телом панночки, которая является на деле ведьмой.
Сюжет берет начало из старинных сказок и преданий, но Гоголь внес свои изменения. Помимо принесенного в повесть славяно-ирано-скандинавского Вия, в самом мистическом произведении есть множество тайных символов.
Например, достаточно часто повторяется слово «гроб» не менее 20 раз. Также в районе 20 раз упоминается тьма или мрак. Но самая главная загадка таится вокруг сотниковой церкви. Ведь задумайтесь, как нечисть смогла так легко не просто проникнуть, но и вольготно чувствовать себя в храме Божьем? Почему она не может проникнуть сквозь обережный круг, начерченный Хомой Брутом, но может встать на святую землю и зайти в дом Божий? Что это вообще за церковь такая, куда, как к себе домой, заявляется толпа нечисти?
А ведь действительно, образ церкви — ключевой образ повести. Для начала заметим, что представленная здесь церковь достаточно нетипичная, я бы даже сказал, необычная.
Во-первых, она странно расположена: вопреки православному обычаю, по которому церковь должна находиться на самом высоком и видном месте, в центре поселения, церковь же из повести «уныло стояла почти на краю села».
Во-вторых, заметно весьма обветшалое состояние церкви. Обычно православный храм, символизирующий собой свечу, украшает любую местность, смотрится празднично, производит светлое, радостное впечатление. В повести всё иначе: несмотря на то, что сотник описывается как богатый человек, церковь в его поселении имеет совершенно запущенный вид: «почерневшая, убранная зеленым мхом».
Явтух молчал. Философ не нашелся сказать ничего. Они приблизились к церкви и вступили под ее ветхие деревянные своды, показавшие, как мало заботился владетель поместья о боге и о душе своей.
Н. В. Гоголь. «Вий»
В-третьих, судя по всему, в церкви давно не проводились богослужения, она практически пуста и безлюдна.
В-четвертых, в описании церкви очень часто встречаются слова «мрак», «мрачный», «тёмный», «чернота», «чёрный».
А ведь церковь — это дом света, простите уж за прямоту. Так, может, и нет в этой самой церкви ничего святого, как и в душе самого сотника, чья дочь и стала ведьмой? В этом как раз и строится одна из догадок на тему роли церкви и того, почему там устроила шабаш нечистая сила во главе с панночкой. Сотник явно не уделял время религии, посвящая себя в основном мирским делам. Также не уследил он и за дочерью, позволив ей впасть в лапы зла и самой стать его олицетворением. Вот и получается, что полузабытая церковь в селении, где руководит чёрствый и безразличный человек, не имеет святости, оттого в нее так и легко смогла ступить нечистая сила.
Однако есть и другая точка зрения. Она касается того, что сама церковь олицетворяет собой не только материалистическую ипостась, но и смысловую. Мол, посредством описания этой захудалой церкви Гоголь описывал общее захудалое состояние православного христианства, по его мнению, увядающего в том веке.
Вихрь поднялся по церкви, попадали на землю иконы… двери сорвались с петель. Страшный шум от крыл и царапанья когтей наполнил всю церковь. У Хомы вышел из головы последний остаток хмеля. Он только крестился, да читал как попало молитвы.
Н. В. Гоголь. «Вий»
Следующим по важности является образ круга. Именно при его помощи Хома спасался от панночки две ночи и почти спасся в третью. Но как так получилось, что не стены и святые иконы, да и не молитвы спасли Хому от панночки, а обычный круг, начерченный обычным мелом? Что такого в этом круге?
«Она стала почти на самой черте; но видно было, что не имела сил переступить её»;
«Наконец гроб вдруг сорвался с своего места и со свистом начал летать по всей церкви, крестя во всех направлениях воздух. Философ видел его почти над головою, но вместе с тем видел, что он не мог зацепить круга, им очерченного, и усилил свои заклинания»;
«Все глядели на него, искали и не могли увидеть его, окружённого таинственным кругом».
Н. В. Гоголь. «Вий»
Вот какие теории, объясняющие этот факт, существуют.
Во-первых, круг олицетворяет собой бесконечность, совершенство, непрерывность и в то же время законченность. Демоны просто не смогли увидеть Хому, защищенного этой идеальной фигурой. Круг разграничил пространство между философом и всем остальным миром.
Во-вторых, круг, ассоциирующийся с солнцем, с силами света и добра. Нечисть просто не могла пересечь его.
В-третьих, магический круг, очерченный для защиты от нечистой силы, используется в различных мировых культурах.
И в-четвертых, и, как мне кажется, самым логичным, Хома просто верил, что нечисть не может пересечь круг. И именно неистовая вера и уверенность Хомы в этом не впускала панночку и другую нечистую силу внутрь круга. И именно она закрывала его от их нечестивых глаз. В самой повести-то говорится, что он читал молитвы, то, что усиливал заклинания. Спорить можно долго, применял ли он в этот страшный момент наряду с молитвами известные ему заклинания или просто сама молитва названа заклинанием, но главным остается то, что ключевым для Хомы было защититься от нечисти в этот момент, а что кричать в этот момент, ему было все равно. Главное, что его вера не впустила нечисть внутрь круга.
Ладно, с кругом разобрались, но почему всё-таки нечисть всё же сумела прорвать его на третью ночь? Неужели взгляд Вия просто разрушил оберег круга? И тут также есть несколько теорий.
Первая, она же самая очевидная. Да, взгляд Вия просто разрушил охранный барьер.
Вторая гласит, что секрет кроется в самом герое. Хома в современном понимании больше схож с антигероем, нежели с привычным героем преданий. Он постоянно чертыхается, балагурит вместе с остальными бурсаками, всегда готов поживиться тем, что плохо лежит, постоянно лжёт, пьянствует, но самое…
Кто? я? — сказал бурсак, отступивши от изумления. — Я святой жизни? — произнес он, посмотрев прямо в глаза сотнику. — Бог с вами, пан! Что вы это говорите! да я, хоть оно непристойно сказать, ходил к булочнице против самого страстного четверга.
Н. В. Гоголь. «Вий»
Поэтому, согласно этой теории, Хома, хотя и вызывает искреннее сочувствие, является человеком неправедным, а очень даже грешным. Так что Вий вполне мог увидеть брешь не в магическом круге, а в душе героя.
Ну и третья теория, которая кажется мне самой справедливой, придерживается того, что Хома в этот момент сам поверил, что его увидели, лишь взглянул в глаза Вия. Как до этого верил, что нечисть не сможет пересечь круга.
Поговорим о нечисти в повести. Детальное описание имеет только труп панночки, поднявшийся из гроба, внешний вид призванных ею бесов и демонов упоминается вскользь.
Не имел духу разглядеть он их; видел только, как во всю стену стояло какое-то огромное чудовище в своих перепутанных волосах, как в лесу; сквозь сеть волос глядели страшно два глаза, подняв немного вверх брови. Над ним держалось в воздухе что-то в виде огромного пузыря, с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионных жал. Черная земля висела на них клоками. Все глядели на него, искали и не могли увидеть его, окруженного таинственным кругом.
Н. В. Гоголь. «Вий
Однако так было не всегда. В ранних экземплярах повести внешний облик демонов, обступивших Хому, был куда как более детально описан.
«Выше всех возвышалось странное существо в виде правильной пирамиды, покрытое слизью. Вместо ног у него было внизу с одной стороны половина челюсти, с другой — другая; вверху, на самой верхушке этой пирамиды, высовывался беспрестанно длинный язык и беспрерывно ломался на все стороны…
… Огромный, величиною почти с слона, таракан остановился у дверей и просунул свои усы. С вершины самого купола со стуком грянулось на средину церкви какое-то чёрное, всё состоявшее из одних ног; эти ноги бились по полу и выгибались, как будто бы чудовище желало подняться.»
В более поздних версиях Гоголь избавился от подробного описания страшилищ, окруживших Хому, по всему вероятию, из-за того, что решил оставить облик фантазии читателей, к чему его также подталкивали критики Шевелёв и Белинский.
На этом все...