Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Искусство жить, осознавая смерть

Как это ни больно сознавать, но умереть может любой, даже здоровый и сильный человек, в любой момент. Иллюзия контроля (а это именно иллюзия, будто вы можете так напрячься, что все будет хорошо), делает человека более уязвимым, тревожным, подавленным, поскольку ресурсы у человека слабоваты, чтобы все контролировать – контролировать организм, все вокруг и еще контролировать будущее. И в таком состоянии измотанная психика часто дает осечки, человек может не среагировать, когда надо будет реально что-то делать, когда потребуется алертность – спокойная готовность действовать. Ученый и исследователь высших психологических функций человека Л.С. Выготский в своем письме в 1931 г. обращал внимание на то, как развитие и кризис, жизнь и смерть тесно связаны между собой: Главное – всегда и сейчас, мне кажется, это не отождествлять жизнь с ее внешним выражением. Сама жизнь – небо, солнце, любовь, люди, страдания. Это все не слова, это есть. Это подлинное. Это воткано в жизнь. Кризисы – это не врем

Как это ни больно сознавать, но умереть может любой, даже здоровый и сильный человек, в любой момент. Иллюзия контроля (а это именно иллюзия, будто вы можете так напрячься, что все будет хорошо), делает человека более уязвимым, тревожным, подавленным, поскольку ресурсы у человека слабоваты, чтобы все контролировать – контролировать организм, все вокруг и еще контролировать будущее. И в таком состоянии измотанная психика часто дает осечки, человек может не среагировать, когда надо будет реально что-то делать, когда потребуется алертность – спокойная готовность действовать.

Ученый и исследователь высших психологических функций человека Л.С. Выготский в своем письме в 1931 г. обращал внимание на то, как развитие и кризис, жизнь и смерть тесно связаны между собой:

Главное – всегда и сейчас, мне кажется, это не отождествлять жизнь с ее внешним выражением. Сама жизнь – небо, солнце, любовь, люди, страдания. Это все не слова, это есть. Это подлинное. Это воткано в жизнь. Кризисы – это не временное состояние, а путь внутренней жизни. Когда мы от систем перейдем к судьбам, к рождению и гибели систем, мы увидим это воочию. В частности, все мы, глядя в свое прошлое, видим, что усыхаем. Это верно. Это так. Развитие есть умирание. Особенно остро это в переломные эпохи – у Вас, в моем возрасте снова. Достоевский с ужасом говорил о засушении сердца. Гоголь – еще страшнее. Это действительно «маленькая смерть» в нас. Так и надо это принимать. Но за этим всем стоит жизнь, т.е. движение, путешествие, своя судьба.Письмо Л.С. Выготского Р.Е. Левиной, 1931

Отсюда воспринимая кризисы в различных их формах (греч. κρίσις – суд, приговор, перелом, непредсказуемые ситуации, поворотный пункт) как неизбежную частью жизненного пути, а развитие, саму жизнь как процесс умирания, мы можем осознать значение и ценность каждого мгновения, двигаясь вперед по нашей собственной «судьбе» и воспринимая жизнь как непрерывное путешествие.

Такой подход предлагал еще в I веке Эпиктет, один из выдающихся мыслителей, на которого и в наше время опирались основатели и последователи когнитивно-поведенческого подхода в психотерапии Альберт Эллис, Аарон Бек и др.

Куда тогда денутся все эти беспокойные вопросы о том, как бы не случилось того или другого? То, что случится, не в твоей воле, а жить по добру или по злу — в твоей воле. Никто не помешает тебе, что бы ни случилось с тобою, поступать всегда и во всем сообразно с правдой и добром. Так и не говори: что-то будет? Все, что ни случится, ты обратишь себе в поучение и пользу.Эпиктет. В чем наше благо.

Опираясь на данный принцип, современная психотерапевтическая стратегия предлагает человеку возможность изменить свое эмоциональное состояние, а вместе с этим и всю свою систему поведения. Поскольку

«Мысль о смерти вероломна: захваченные ею, мы забываем жить».Люк де Клапье Вовенарг

Все что мы любим, однажды будет потеряно. Но именно это делает жизнь значимой.

Человеческое бессмертие, если бы оно существовало, потребовало бы состояния нигилизма – отсутствия всякой ценности. При бесконечном жизненном опыте становится невозможно что-либо ценить, поскольку все стало бы преходящим и произвольным. Даже самые значительные события были бы всего лишь легким колебанием материи на бесконечно сером просторе безразличия времени и пространства. Молчаливое осознание того, что перед лицом бесконечности все, что нас может волновать, стремительно утрачивает свое значение, провоцируя чувство безысходности и потери жизненного смысла. Ни в чем не было бы недостатка, а без дефицита вообще не было бы причин что-либо ценить.

Одна из причин, по которой вы цените членов своей семьи, заключается в том, что они единственные, кто у вас есть. У вас не будет другой матери или другого отца. Вы не можете родить одного и того же ребенка дважды. Такая же причина, по которой мы ценим достижения и награды, заключается в том, что не каждый может их получить. Только немногие. Они редки и уникальны.

Смерть, то есть неизбежная потеря всего, – это, пожалуй, единственное, что обращает внимание на жизнь как на ценность. С каждым прошедшим днем ​​вы на один день ближе к смерти. И учитывая этот оставшийся ограниченный промежуток времени, вам придется выбирать. Вам придется расставить приоритеты. Где вы должны ценить одно выше другого: отношения выше работы, дружбу выше денег, уважение к себе выше одобрения окружающих.

Если бы время не было конечным, все эти суждения были бы несостоятельны, и весь опыт ничего бы не значил.

Мы все переживаем потери. Потерю близких. Потерю наших прошлых «я»-статусов. Потерю наших убеждений. Потерю самих себя. Эта потеря неизбежно будет болезненной. Но в этой потере есть и своя красота. Потому что боль, которая возникает в результате потери, напоминает нам о смысле и важности того, что мы жили, о смысле и важности прожитой жизни.

Популярная позитивная самопомощь часто может подсказывать вам, что вы можете защитить себя от потерь. Вы можете контролировать свою жизнь и мир и быть уверенным, что не потеряете своих друзей, не потеряете деньги или работу, что вы всегда будете успешны, что вам никогда не будет грустно!

Но это стремление к иллюзорному «бессмертию», стремление к неизменному, статичному будущему отрицает саму суть жизни. Такое отношение направлено против жизни, потому что оно против смерти.

Реалистичный подход предлагает не избегать потери и вместо этого призывает встретить ее лицом к лицу. Интенсивность потери может соответствовать только интенсивности жизни человека, поскольку каждая потеря – это напоминание о том, что этот момент и следующий, и те, что последуют за ним, уникальны и особенные, и их не следует воспринимать как должное, что бы ни случилось. В конце концов, все, что вы любите, однажды будет потеряно, и именно это придает жизни смысл.

В опыте человечества открывается, что смерть не является антонимом жизни, ее противоположностью, смерть является неотъемлемой частью жизни. Опыт смерти превращается в опыт жизни. Конечно же люди могут говорить, что смерть подстерегает нас, вторгается в нашу жизнь, разрушает ее и тому подобное. Однако, в опыте человечества существует и другое восприятие – мое умирание может быть активным участием в процессе, а не пассивным страданием. Я становлюсь соучастником своей смерти, точнее сотворцом ее. Это, разумеется, не означает самоубийство, нет. Мы – люди и отличаемся от животных тем, что всюду ищем смысл. Поиск смысла, наделением смыслом чего-либо означает применение более высоких ценностей к этому явлению. И если я хочу понять смысл своей смерти, чтобы (пере)осмыслить ее, то это означает, что я признаю, что моя смерть не является центральным событием в моей жизни, а я могу придать ей более глубокое значение и осознать что-то более высокое и значимое через мое умирание.

Автор: Геннадий Елисеев
Психолог, РЭПТ-КПТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru