У каждого из нас есть свое, сугубо индивидуальное отношение к многолетнему пребыванию в школьных стенах. Для кого-то это было самое лучшее время жизни. Кто-то о нем вспоминает без особых восторгов. А кто-то не может о нем вспоминать без судорог отвращения. Считается, что школа, являясь важнейшей частью образовательно-воспитательного процесса, предназначена для передачи представителям подрастающих поколений знаний об окружающем их мире. Это ее вклад во включение новых членов популяции во взрослую, наполненную всяческими сложностями жизнь. Надо много чего узнать. Объем информации очень большой. Вместе с тем, у школы есть еще одно, не менее важное, предназначение. Она является уникальным механизмом превращения аномального – городского образа жизни в норму повседневности. Многолетняя школьная система тренировок позволяет смягчить действие таких мощнейших стрессоров цивилизованного мира, как гиподинамический и информационный стрессы.
На школьных стульях дети и подростки ежедневно вырабатывают привычку вести малоподвижный образ жизни и преодолевать избыток впечатлений. Наши далекие предки были весьма подвижными существами. У них был совершенно иной образ жизни, наполненный разного рода активностями. Нужно было много и тяжело работать, воевать, заниматься самыми разными делами, обеспечивающими выживание. Даже самые волшебные сны и сверхбогатое воображение не могли им очертить контуры жизни в будущем, существенно нарушающей работу крово- и лимфообращения, дыхания, пищеварения. Безжалостно вторгающейся в реализацию врожденной поведенческой установки на спячку, которая у нас выявляется зимой из-за недостатка света и понижения температуры. Неумолимый голос прошлого требует вставать не раньше восхода Солнца. А это 9.00 часов утра. В спящую до этого времени пищеварительную систему насильно загружается пища. Ужасно хочется спать. Но надо идти учиться.
Вместо того, чтобы побегать, попрыгать наши отпрыски с самого утра плюхаются на стулья, на которых сидят долгие, скучные часы получения знаний. Ладони и ступни становятся влажными. Легкие стиснуты. В органах малого таза наблюдается застой крови. Мучающийся организм получает гиподинамический стресс. С годами происходит постепенное привыкание к навязываемым социумом условиям обучения. Выработанная привычка обеспечивает безболезненное перемещение подросших особей за офисные столы, на иные малоподвижные рабочие места. Дома их ждут столы с компьютерами и книгами, диваны с телевизорами и музыкальными установками. Хорошо, если в школе и дома находятся устремления и сила воли разбавлять доминирующий образ жизни разнообразными спортивными занятиями, простыми прогулками по городу, на природе. Человеческий организм нуждается в физической нагрузке, по которой бессознательно очень скучает. Он получился таким именно благодаря им. Не получая нужного, человек чувствует какую-то странную непреходящую усталость, в нем накапливается агрессия.
В далеком прошлом древние люди жили небольшими группами, в которых все друг друга знали. Передаваемой информации было немного. Она была вся по делу. Незнакомцы и непроверенная информация вызывали страх. А страх, как известно, способен вызвать рост агрессивности. Вовсю развивалась межгрупповая и внутригрупповая борьба. Не дремали и опасные хищники. Со всем этим нужно было что-то делать. Жизнь была не сахар. Времена изменились. Человека стало окружать множество людей. Его жизнь охвачена потоками самой разнообразной информации. В этих условиях школа стала важным адаптационным механизмом, готовящим подрастающих членов общества к взаимодействию с большим количеством плохо прогнозируемых незнакомцев, натиску противоречивых сведений из естественнонаучных и гуманитарных сфер достижений человеческих популяций. Школьные стены позволяют смягчать коммуникативный стресс. Это происходит путем формирования привычки общаться без эксцессов с широким диапазоном различных характеров, темпераментов и видов нервной деятельности, а также использовать в своей жизни определенный набор знаний, который при желании можно углублять и расширять, готовя мозг к большему набору возможностей в так медленно подчас приближающемуся будущему.
Продолжительность обучающего процесса, условия передачи информационного наследия и существенный рост качества жизни социума в целом способствуют ускорению акселерации подростков, развитию репродуктивной системы. Нередко неинтересная подача предметов, неплохое питание, минимальные физические нагрузки способствуют появлению различных волнений сексуального характера. При наличии многочисленных общедоступных источников получения интимных подробностей и плохо себе представляющего современный смысл своего существования воспитания соблазнительные влечения чувствуют себя совершенно свободными. Кроме этого, именно в школьное время дети и подростки раскрывают в себе удивительные врожденные механизмы построения иерархий, статусной борьбы с драками, преследования слабых, непохожих на массу сверстников. Этой части поведенческого наследия будет посвящен отдельный материал.
***
Спасибо за то, что посетили канал «Встречи с собой»!
На канале будет постепенно размещаться разная информация о врожденных основах нашего повседневного поведения.
До новых встреч!
Аномальное наступает на нормальное
4 минуты
60 прочтений
26 марта