Берсерки – знаменитые скандинавские воины раннего Средневековья. Они отличались свирепостью в бою, были жестоки и беспощадны к врагам, не чувствовали боли и не боялись смерти. Один берсерк стоил десятка обученных воинов, об их ярости слагали легенды. Так какими же были эти бесстрашные воины севера? Попробуем разобраться.
Происхождение слова
Вероятно, слово берсерк образовано от старонорвежского berserkr, что означает "медвежья шкура" или же "медведеподобный". Данное слово связано с особой формой одежды, которую носили берсерки – как правило, это была шкура животного, часто – медвежья, впрочем наряду с воином-медведем существовал также ульфхеднер — “волкоголовый”, воин-волк. Вероятно, это были разные ипостаси одного и того же явления: многие из тех, кого называют берсеркерами, носили прозвище “Волк” (ульф), “Волчья шкура”, “Волчья пасть” и т.д. Считается, что впервые берсерки упоминаются в драпе (длинном стихотворении) скальда Торбьёрна Хорнклови – древнескандинавском литературном памятнике.
Берсерки в бою
В берсерки попадали воины с исключительными способностями, лучше всех постигшие военное искусство. Как правило они обучались с самых ранних лет, а поклонялись они, в отличие от рядовых викингов-воинов, поклонявшихся Тору, богу Одину – верховному скандинавскому богу войны, властелину Вальгаллы, куда попадали души воинов, погибших в бою. Последнее обстоятельство укрепляло веру скандинавского воина в собственные силы, придавая храбрость и беспощадность в бою. Викинги не боялись умереть, а берсерки намного превзошли своих рядовых соратников. В настоящее время доказано, что секрет неописуемой ярости берсерка в бою – результат действия отвара белены (во многих захоронениях скандинавов находили мешочки с этой травой). Отвар из данной травы вызывает галлюцинации сознания, усиливает концентрацию внимания, обладает мощным обезболивающим эффектом. Кстати со времен Древнерусского государства известна поговорка: «как белены объелся». Возможно, она связана с берсерками, с которыми наверняка сталкивались славянские народы при общении с варяжскими пришельцами с Севера. Сочетание данных свойств и медитативных практик, которые также использовали берсерки для введения себя в состояние транса и приводили воина в ярость, из-за чего даже его однополчане старались держаться от него подальше. Иногда берсерки даже входили в состояние, которое на Востоке называют «просветлённым сознанием». Овладевшие этим искусством становились поистине феноменальными воинами. Во время атаки берсерк как бы “становился” соответствующим зверем. При этом он отбрасывал оборонительное оружие (или поступал с ним не по предназначению: например, вгрызался в свой шит зубами, повергая противника в шок), а в некоторых случаях — и наступательное. При этом берсерки были элитной частью войска викингов, часто использовались как телохранители конунга. Когда берсерки вступали в бой, они шли впереди, прорубая себе дорогу сквозь ряды врагов и обращая их в бегство. Отряд берсерков одним своим видом заставлял врагов трепетать. Штурмуя города в качестве боевого авангарда, они оставляли за собой лишь горы трупов поверженных врагов. А следом за берсерками наступала хорошо вооружённая, защищённая доспехами пехота, довершавшая разгром.
Легенда об оборотничестве
Оборотничество известно у многих народов, когда в результате болезни или приема специальных препаратов человек отождествлял себя со зверем и даже копировал отдельные черты его поведения. В сагах не зря делается акцент на неуязвимость берсерков. В бою ими руководило не столь сознание, как подсознание, позволявшее «включать» не свойственные человеку в обыденной жизни качества – обостренную реакцию, расширенное периферическое зрение, нечувствительность к боли, а возможно, и какие-то экстрасенсорные способности. В бою берсерк буквально чувствовал летящие в него стрелы и копья, предвидел, откуда последуют удары мечей и топоров, а значит, мог отбить удар, прикрыться от него щитом или уклониться. Это были поистине универсальные воины, но такие нужны только на период боев. Норманны воевали часто, а значит, и перевоплощаться берсеркам приходилось не редко. Видимо, упоение боем становилось для них чем-то похожим на наркотическую зависимость, а возможно, практически таковой и было. Из-за обостренных, практически животных инстинктов, а также практики носить шкуры животных в качестве отличительного атрибута возможно у скандинавских народов и появилась легенда об оборотнях, которые превращались в волков ночью, а днем были вполне нормальными людьми.
К мирной жизни берсерки были в принципе не приспособлены, становясь опасными для общества, так как им нужны были опасности и острые ощущения. А если нет войны, то всегда можно спровоцировать драку или же заняться грабежом. Как только пресытившись захватами чужих земель норманны стали переходить к оседлой спокойной жизни, берсерки оказались лишними. Это четко проявилось в сагах, в них с конца XI века берсерки из былых героев превращаются в грабителей и злодеев, которым объявляется беспощадная война. После принятия викингами христианства берсерки из былых уважаемых воинов превращаются в изгоев, которых нередко изгоняли из племени, а то и вовсе убивали, считая самым настоящим порождением Сатаны. Так славные воины севера ушли в прошлое, навсегда оставшись в сагах. Возможно, они пируют в чертогах Одина, вспоминая за хмельными кубками былые победы и поверженных врагов, с усмешкой наблюдая за стараниями ученых разгадать происхождение самого слова "берсерк"…