Теракт, произошедший 22 марта, очень серьёзно всколыхнул наше общество, не оставив равнодушным никого. Многие звёзды эстрады откликнулись на это горе, многие пересылают деньги на помощь пострадавшим, думаю, что об этом можно написать отдельный материал. Все они так или иначе, внесли свою лепту в общее благородное и крайне необходимое сейчас дело. Но в данной статье я хочу поговорить немного о другом. Эту тему в общем-то вчера сами подняли отец и сын Агаларовы. В этом году Крокус Сити Холлу исполняется 15 лет. И к сожалению, юбилейный год оказался омрачён трагедией, которая разделила жизнь многих на до и после. Под вопросом сейчас и судьба самого Крокуса. Зал понёс огромные убытки, примерно от 9 до 11,5 миллиардов рублей. Только два дня назад завершилась поисково-спасательная операция, под завалами могут ещё находиться люди.
Насколько я понял, Эмин серьёзно настроен восстановить зал в точности в том виде, в каком он был до происшествия, хотя сделал оговорку, что в данном случае мнение зрителей будет тоже учитываться, а после открытия нового Крокуса будет установлен мемориал жертвам трагедии. Сособственник концертного зала даже назвал сроки. Не больше десяти месяцев. Если зал будут восстанавливать, то ремонт будет делаться ускоренными темпами. Но тут возникает сразу два вопроса. Первый. Справятся ли несущие конструкции и коммуникации здания, которые уже не прошли испытание огнём, ведь именно от этого зависит возможность восстановления? И второй. Самое главное. А не кощунственно ли это всё после такого происшествия. Не будет ли прекрасный концертный зал всю жизнь теперь "носить чёрную метку? Не будут ли люди сторониться этого места как огня? Не будет ли это место образно называться мякининскими танцами на костях, или "Крокус траур холлом"?
Когда-то очень давно, ещё в 90-х годах, уроженец жаркого солнечного города Баку, основатель и владелец компании "Crocus Group", Арас Оглы Агаларов вынашивал идею построить огромный игровой комплекс с казино. Он даже как-то говорил, что название "Крокус", лучше всего подходит игорному дому. Сам термин какой-то рулеточный. Задумка была масштабная. Проект комплекса Агаларову предложила австралийская семья медиамагнатов Керри и Джеймс Паркеры. Но раздумья предпринимателя были очень долгими. Проблема была в том, что план австралийцев предполагал огромную площадь размещения центра и Агаларов не понимал, можно ли вообще такую задумку реализовать в Москве. При всех его деньгах, при всех связях и возможностях, сразу найти такой огромный кусок земли не представлялось возможным. Поэтому значительное время ушло на поиски вариантов размещения.
В следствии долгих поисков предприниматель остановил свой взор на площадке, расположенной близ 66 километра МКАД в красногорском районе Московской области. Строительство началось в мае двухтысячного года, шло с перерывами, постоянно замораживалось. Тем не менее, сначала в 2002 году было построено первое здание комплекса "Крокус Сити Молл", а в течение четырёх лет на этом месте возвели не имеющий аналогов в мире выставочный комплекс Крокус Экспо, оборудованный по последнему слову техники. Но в 2006 году в нашей стране был подписан указ о запрете игорного бизнеса в России, и медиамагнаты просто потеряли интерес к проекту, а Агаларов в данной ситуации оказался бессилен.
Планы менялись на ходу моментально, останавливаться на полпути уже было нельзя. Слишком многое было сделано. Но решение пришло само собой. В нулевых процветал выставочный бизнес, он был достаточно доходным делом, Крокус Экспо был уже готов, от этого можно было оттолкнуться. Постепенно Агаларов пришёл к выводу, что на этом месте нужен ещё объект, которым будут пользоваться тысячи людей, и который будет одним из самых популярных в нашей стране. Он хотел возвести что-то большое, красивое и массовое. Страшным ударом для предпринимателя в 2008 году стала смерть его друга Муслима Магомаева. Агаларов тяжело переживал уход близкого товарища и своего соотечественника, но именно в этот момент идея, наконец, приобрела свои окончательные формы.
Уникальный концертный зал был открыт в аккурат к годовщине смерти легендарного советского певца 25 октября 2009 года. Он получил имя Муслима Магомаева, на фасаде здания это чётко написано, а в фойе висит памятная надпись и высечена дата открытия. Очень многие люди, которые приходили в Крокус Сити Холл фотографировались на фоне этой надписи. Сердцем здания был большой зал-трансформер. В зависимости от формата мероприятия зал мог менять конфигурацию и вместимость от 2 до почти 10 тысяч зрителей. Это достигалось за счёт передвижных трибун и перегородок, которые устанавливались и убирались в течение считанных минут. Крокус Сити Холл легко было адаптировать как под камерный или эстрадный концерт, так и рок-концерт или даже спортивное соревнование. В дни больших фестивалей тёмно-бордовые двухъярусные трибуны располагались большим полукругом, полукольцом, благодаря чему сцену прекрасно было видно из любого уголка зала.
Сама же сцена была спроектирована с учетом самых современных требований индустрии развлечений. Она была оборудована мощной системой подъемно-опускных механизмов, которые позволяли трансформировать пространство в зависимости от нужд конкретного мероприятия. Это давало возможность создавать самые сложные и зрелищные декорации, а также оперативно менять оформление в перерывах между выступлениями. Возле концертного зала в 2009 году была открыта станция метро "Мякинино", также возведённая на средства Араса Агаларова. Общая стоимость строительства составила около 70 миллионов долларов, половина из которых занимали кредиты, а другую половину собственные деньги предпринимателя.
Первый концерт, состоявшийся в Крокус Сити Холле, был вечер памяти Муслима Магомаева. Он прошёл при полном аншлаге и был показан по телевидению. Торжественную, вступительную речь произнесла Тамара Синявская, по сути, положив начало истории Крокус Сити Холла. На новую сцену выходили Иосиф Кобзон, Ирина Аллегрова, Тамара Гвердцители, Валерия, Лев Лещенко, Григорий Лепс и многие другие На концерте присутствовали многие актёры, театральные и политические деятели. С тех пор раз в два года в Крокусе проходит конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева.
Крокус жил не одной только музыкой". Предложение Агаларова провести в своём детище конкурс красоты "Мисс вселенная-2013", было довольно смелым. Но мероприятие прошло с таким русским размахом, что в восторге наверняка бы был даже самый пессимистичный скептик. Среди гостей, которые присутствовали в зале был и Дональд Трамп. Американский гость очень высоко оценил организацию, и сказал много тёплых слов и о месте проведения "Мисс вселенная". В присутствии 9 тысяч зрителей, корону завоевала венесуэльская модель Мария Габриэла Ислер. В интервью она откровенничала, что эти моменты запомнит на всю жизнь. С Крокус Сити Холлом связана пока самая большая победа в её жизни.
За годы своего существования Крокус Сити Холл видел сотни концертов. С сольными программами там выступали Дима Билан, Полина Гагарина, Сергей Лазарев, Олег Газманов, Григорий Лепс, Николай Басков, Леонид Агутин, "Shaman", Александр Панайотов, Сергей Трофимов, Олег Митяев, Александр Новиков, Виктор Третьяков. В этом зале много раз "зажигали" и известные рок-коллективы: "Ария", Алиса", "ДДТ" Кипелов, "Пикник", "Чайф", "Серьга", "Крематорий", зарубежные рок-музыканты тоже неоднократно могли насладиться красотой, величественностью и удобством Холла. В 2011 году в Крокусе с размахом прошёл юбилейный концерт Вячеслава Бутусова. А уж сколько этот зал пережил различных музыкальных, кинематографических и всяких других премий - это не сосчитать. На сайте Крокуса всегда публиковались красочные фотографии со всех концертов. В 2013 году был установлен рекорд посещаемости площадки - более 10 тысяч зрителей. Именно столько человек захотели вживую увидеть первый большой сольный концерт действующей на тот момент победительницы "Голоса" Дины Гариповой. А уже через год с большим сольным посвящением в Крокусе выступил и действующий победитель Сергей Волчков.
В 2021 году в Холле прошёл юбилейный концерт, посвящённый 10-летию "Голоса". Но в то же время, он совпал с очень трагическим для проекта событием. За несколько недель до этого умер Александр Градский, учитель, наставник и педагог, четырежды приводивший своих подопечных к победе в главном музыкальном проекте страны. И этот концерт был данью памяти маэстро. В ноябре прошлого года мы имели возможность увидеть в этом зале большой юбилейный концерт "Ну-ка, все вместе", где принимали участие все лучшие участники проекта, а члены сотни сидели на первых рядах. Уже в этом году в Крокусе отмечался и юбилей "Суперстар. Возвращение", где свою музыку публике дарили самые лучшие конкурсанты проекта.
Практически все наши артисты очень любили Крокус Сити Холл за потрясающий звук, классную акустику, великолепное техническое оборудование, современные инженерные решения, за то, что зритель всегда мог наслаждаться чётким, качественным саундом, за ни с чем не сравнимую атмосферу общения с публикой, которая была на расстоянии вытянутой руки. Крокус любили за комфорт и удобство. Он для всех был каким-то родным и домашним. Артисты и зрители в нём всегда были единым целом.
Совсем недавно, 23 февраля Николай Расторгуев так приветствовал зрителей и поклонников: "Мы же здесь каждый год собираемся не только, чтобы себя любимых показать, но и на Вас красивых посмотреть, надо же узнать как у Вас дела, зарядить Вас хорошим настроением, чтобы Вы не удрали раньше времени". И действительно, уже несколько лет подряд, в двадцатых числах февраля группа "Любэ" даёт в Крокусе большие концерты. Они проходят в два дня и очень часто по срокам совпадают с Днём Рождения Николая Расторгуева, а в этом году отмечалось 35-летие самой группы. Я давно хотел сходить в Крокус именно на "Любэ", группу, которую слушаю с самого детства, но то денег не было, то времени, а зачастую и того и другого.
По роду своей деятельности, мне часто приходится общаться с известными людьми. Многие из них неоднократно выступали в Крокусе. И в течение некоторого времени, я хочу провести большую работу. Тем с которыми я более или менее регулярно общаюсь, я постараюсь задать вопрос о необходимости восстановления Крокус Сити Холла. Что они скажут по этому поводу? На своей странице "В контакте", я попросил высказаться своих друзей. Мнения разделились.
Перед тем, как попробовать ответить, увы, мы наперёд должны задать очень много вопросов. Как так получилось, что охранники заведения не применяют оружия, когда это надо делать? Должны ли вообще его охранять представители ЧОПА? Почему в здании не сработала сигнализация? Почему нет противопожарной тревоги? Почему в подземных проходах нет световых указателей, а люди вынуждены были на минусовых этажах по узкому коридору перебираться в полной темноте? Почему все пожарные выходы были заблокированы? Почему ткань кресел не соответствовала нормам? Почему зал при поджоге вспыхнул как спичечный коробок? Почему крыша там вообще ни к чёрту и может вот так вот обвалиться? Я не верю, что в таком концертном зале нельзя организовать более надёжную защиту.
Конечно, я считаю, что Крокус Сити Холл нужен. Он нужен городу, он нужен области, он нужен артистам, он нужен зрителям. За 15 лет существования, он по праву заслужил славу некоего концертного флагмана. Тем более возведён он был в память об одном из самых незаурядных, и любимых многими людьми старшего поколения певцов, который оставил яркий след в истории нашей культуры. В Крокусе есть музей Муслима Магомаева, посетители очень часто туда ходят. Поэтому порыв Эмина мне понятен. И он очень правильно делает, что собирается учитывать и "глас народа", он большой молодец, что предложил в новом зале сделать и мемориал погибшим в трагедии. Но вместе с тем, нужно сделать очень серьёзные выводы из того, что случилось. Хотя бы сейчас сделайте так, чтобы в новое здание приходить было безопасно.
Восстановление здания после таких катастроф всегда сопряжено с сильными репутационными рисками. Я не знаю, с чего именно нужно начинать, но пускай Агаларовы после ремонта конкретно выскажутся, какие действия в плане защиты людей предприняты, что было улучшено, что изменено, что введено дополнительно. Сделайте отчёт об этом на официальном сайте Крокус Сити Холла, чтобы его мог прочитать любой желающий. Вот тогда нам и можно будет оценить правильность решения о восстановлении. И может быть нужно уменьшить количество концертов, снизить нагрузку на зал и прекратить эксплуатировать площадку и в хвост и в гриву 24 часа в сутки, как это было раньше?
Пишите своё мнение по теме, а также не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал.
Друзья!!! Напоминаю, что у моего канала есть своё сообщество "В контакте". Там будут оперативно выкладываться все статьи, а также новости о ресурсе. Если у Вас есть какие-нибудь мысли и идеи по поводу развития сообщества, смело делитесь ими со мной. Добавляйтесь. Даю ссылку на группу: https://vk.com/public210963754