Сравнительный обзор американских и советских автомобилей за период с 1922 по 1989 годы. Сравнение стоимости и доступности автомобилей для населения. Цены в долларах для советских автомобилей рассчитаны по обменному курсу в годы сравнения. Источники данных по зарплатам и автомобилям в конце обзора.
1920-е в США
Автомобиль Ford Model TT
Цена в 1926 году: $325
Годы производства: 1917-1928 гг.
Произведено: ~ 1,5 млн.
_____________________________________
Ford Model A
Цена: 385$ (на вариант без крыши)
Произведено: 4858644 шт. (в различных вариантах)
_____________________________________
Chevrolet Truck
Цена: 550$
Годы производства: 1923-1926
_____________________________________
Статистические данные по зарплатам в США в 1920-е годы:
_____________________________________
Стоимость нового автомобиля была эквивалентна средней зарплате за полгода.
Численность автопарка США на 1928 год: 24,5 млн. автомобилей.
Численность населения США на 1928 год: 124 млн. человек.
Уровень обеспеченности автомобилями: 2 автомобиля на 10 человек.
1920-е в СССР
АМО-Ф-15
Цена: 8000 р.
Цена в долларах: ~4000$
Годы производства: 1924-1931
Произведено: 6285 шт.
Был разработан на базе итальянского грузовика FIAT 15 Ter.
_____________________________________
НАМИ-1
Цена: 8000 р. (1927)
Цена в долларах: ~4000$
Годы производства: 1927-1931
Произведено: ~500 шт.
Похожий автомобиль: Tatra 12
_____________________________________
Статистические данные по зарплатам в СССР в 1920е годы:
- В 1925 советский учитель высшей категории получал 45 р. (Ярославский педагогический вестник, Белова Н.А.)
- Средняя месячная зарплата концессионного рабочего 93 руб. (Организация труда и заработной платы на концессиях СССР в 1920-е годы, Юдина Т.В.)
_____________________________________
Стоимость нового автомобиля была эквивалента средней зарплате примерно за 100 месяцев.
Численность автопарка СССР на 1928 год: 18700 автомобилей.
Численность населения СССР на 1928 год: 152 млн. человек.
Уровень обеспеченности автомобилями: 1 автомобиль на 10000 человек.
1930-е в США
Ford Model A
Цена: 500$ (источник)
Годы производства: 1928–1931
Произведено: 4849340 (во всех модификациях)
_____________________________________
Ford Model B
Цена: 650$ (седан), 490$ (купе)
Произведено: 124101 шт (седан)
_____________________________________
Chrysler Royal
Цена: 975$
Произведено: 45955 (в модификации Chrysler Royal Sedan)
_____________________________________
Dodge Trucks 1.5 Ton
Цена: 595$ (источник)
_____________________________________
Средние зарплаты в США в 1930-е годы:
- По всем отраслям 115,66$ в месяц
- В сфере образования 121,25$ в месяц
- В строительной сфере 102,75$ в месяц
- В медицине 77,75$ в месяц
- Госслужащие 126,41$ в месяц
- Белые мужчины 1419$ в год
- Чернокожие мужчины 639$ в год
_____________________________________
Стоимость нового автомобиля была эквивалентна полугодовой средней зарплате.
Численность автопарка США на 1938 год: 29,2 млн. автомобилей.
Численность населения США на 1938 год: 130 млн. человек.
Уровень обеспеченности автомобилями: 223 автомобиля на 1000 человек.
1930-е в СССР
Газ-А
Цена*: 4965 р. (источник)
Цена в долларах: 2554$
Годы производства: 1932-1936
Произведено: 41917
Лицензионная копия автомобиля Ford-A.
_____________________________________
ГАЗ-М1 «Эмка»
Цена (1937): 9500 р. (источник)
Цена в долларах: 1792$
Годы производства: 1936-1942
Произведено: 62888
Лицензионная копия автомобиля Ford Model B.
_____________________________________
ГАЗ-АА
Производился только для государственных нужд.
Годы производства: 1932-1942
Произведено (во всех модификациях): 985000
Лицензионная копия автомобиля Ford Model AA.
_____________________________________
Средние месячные зарплаты в СССР в 1930-е годы**:
- По всем отраслям 208 руб.
- Совхозы, коопхозы и др. сельхозпредприятия 140 р.
- Научно-исследовательские учреждения 302 р.
- ЖКХ 157 р.
- Крупная промышленность 231 р.
Важно также упомянуть, что в 1930-е годы рабочие всех госорганизаций и предприятий тратили 6,5%-7,6% своей годовой зарплаты на покупку облигаций.
* Купить автомобиль в 1930-е годы в СССР можно было только по специальному разрешению.
_____________________________________
Стоимость нового автомобиля была эквивалента средней зарплате за 24 месяца.
Численность автопарка СССР на 1938 год: 750000 автомобилей (включая грузовые).
Численность населения СССР на 1938 год: 165,5 млн. человек.
Уровень обеспеченности автомобилями: 4,5 автомобиля на 1000 человек (примерно в 40 раз меньше, чем в США).
Автомобили не были в свободной продаже.
1940-е в США
Crosley Convertible
Цена (в модификации купе): 299$ (источник)
Годы производства: 1939-1942
По информации из статистического справочника 1945 года, в 1942 году цена на данную модификацию составляла 412$.
_____________________________________
Nash 600 Slipstream Sedan
Цена: 1342$
Год выпуска: 1946
Произведено: 7300
_____________________________________
Willys Station Wagon
Цена: 1560$ (источник)
Год производства: 1946
Произведено: 300000 (во всех модификациях)
_____________________________________
Cadillac Series 61 Touring Sedan (1949)
Цена: 2893$
Год выпуска: 1949
Произведено: 15738
_____________________________________
Средние зарплаты в США:
- Годовая по всем отраслям: 1315$ (1941)
- Годовая учителя: 1435$ (1941)
- Годовая медперсонала: 927$ (1941)
- Недельная в производстве: 46$ (1944)
1940-е в СССР
КИМ-10-50
Цена: 8000 р. (при себестоимости в 59 тыс. руб.)
Себестоимость: 59000 р. (источник)
Годы производства: 1940-1941
Произведено: 338
Похожий автомобиль: Ford Prefect
_________________________________________
ЗИМ
Цена: 40000 руб. (источник)
Цена в долларах: 7547$
Годы производства: 1948-1960
Всего произведено: 21527
_________________________________________
Средние месячные зарплаты в СССР в 1940-х годах:
- По всем отраслям в 1940 году 375 руб.
- По всем отраслям в 1945 году 442 руб.
1950-е в США
Ford Customline Tudor Sedan (1955)
Цена: 1901$
Годы производства: 1955-1956
_____________________________________
Ford Mainline Ranch Wagon
Цена: 2019$
Год выпуска: 1953
Произведено: 66976
_____________________________________
Ford F-100 (1953)
Цена: 1460$ (источник)
Год выпуска: 1953
_____________________________________
Chevrolet 150 2-door Sedan (1957)
Цена: 1996$
Год выпуска: 1957
Произведено: 70774
_____________________________________
Средние зарплаты в США в 1950-е:
- По всем отраслям 246$ в месяц на 1951 год.
- По всем отраслям 276$ в месяц, 1953 г.
- Производство 376$ в месяц, 1955 г.
- Строительство 354$ в месяц, 1955 г.
- Перевозки 367$ в месяц, 1955 г.
- Администратор 371$ в месяц, 1955 г.
- Средний годовой доход семьи 6971$ (1955)
Средние годовые доходы в США в 1950-е с разбивкой по полу:
- Белый мужчина 4950$ в 1957 г.
- Белая женщина 3107$ в 1957 г.
- Темнокожий мужчина 3137$ в 1957 г.
- Темнокожая женщина 1866$ в 1957 г.
_____________________________________
Цена нового автомобиля примерно соответствовала средней зарплате американца за 8 месяцев.
Уровень автомобилизации в США на 1950 год: 323 автомобиля на 1000 человек.
Уровень автомобилизации в США на 1959 год: 403 автомобиля на 1000 человек.
1950-е в СССР
Москвич 401
Цена (1953): 8000 р.
Цена в долларах: 2000$
Годы производства: 1954-1956
Произведено: 233748 шт. (включая Москвич 400)
Прототип: Opel Kadett K38
__________________________________
Москвич-402
Цена: 15000 р. (источник)
Цена в долларах: 3750$
Годы производства: 1956-1958
Произведено: 87658
__________________________________
ГАЗ-М-20 "Победа"
Цена: 16000 руб. (источник)
Годы производства: 1946-1958
Произведено: более 200 тыс.
__________________________________
Средние зарплаты в СССР, 1950-е годы:
- По всем отраслям 684 р. в 1953 , 711р. в 1955 г.
- В промышленности 807 р. (1955)
- В строительстве 742 р. (1955)
- В сельском хозяйстве 1953, 1955: 428 р., 458 р.
- В здравоохранении 521 р. (1955)
__________________________________
В 1950-х годах в СССР производилось около 100 тыс. легковых автомобилей в год.
1960-е в США
Ford Falcon (1960)
Цена: $1975
Годы производства: 1960-1963
__________________________________
Ford Bronco (1966)
Цена: $2194
Произведено: 4090
__________________________________
Mercury Comet Caliente Hardtop Coupe (1964)
Цена: $2125
Произведено: 31204
__________________________________
Ford Mustang (1966)
Цена: $2759 (модификация Convertible)
Произведено: 72119
__________________________________
Pontiac Bonneville (1967)
Цена: $3517
Модификация: Brougham Hardtop Sedan
__________________________________
Chevrolet Corvette (C3)
Цена: $4781 (Coupe), $4438 (Convertible)
Произведено: 38762
_____________________________________
Средние годовые доходы в США по отраслям за 1960 и 1965 гг.:
- Сельское, лесное, рыбное хозяйство: $2003, $2892
- Горнодобывающая промышленность: $5724, $6898
- Производство: $5548, $6566
- Сфера услуг: $3684, $4557
- Финансовая сфера: $4921, $5971
Средние годовые доходы в США в 1965 году по расе и полу:
- Белый мужчина 6704$
- Белая женщина 3991$
- Темнокожий мужчина 4277$
- Темнокожая женщина 2816$
_____________________________________
Стоимость нового автомобиля в 1960-е годы была эквивалента средней полугодовой зарплате американца.
Уровень автомобилизации в США:
- 1960 год: 410 автомобилей на 1000 человек
- 1965 год: 467 автомобилей на 1000 человек
- 1969 год: 533 автомобиля на 1000 человек
1960-е в СССР
Москвич 403
Цена (1964): 3600 руб.
Цена в долларах: $4000
Годы производства: 1962-1965
__________________________________
ГАЗ-21 "Волга"
Цена (1964): 5600 руб. ($6222)
Экспортная цена: 1280$ (подробнее)
Произведено: 638798 (всех модификаций)
__________________________________
ЗАЗ-966
Цена в 1967: 2200 р. (~2440$)
Годы производства: 1966—1972
__________________________________
Советский лимузин ЗИЛ-114
Себестоимость: 108 тыс. р. (~120 тыс. $)
Произведено: 113 шт.
__________________________________
Средние зарплаты в СССР, 1960-е годы:
- 1960: 73.1 руб.
- 1965: 92.5 руб.
- 1968: 110.9 руб.
Средняя зарплата в СССР по отраслям в 1960 г.:
__________________________________
Стоимость автомобиля была эквивалента среднему заработку советского гражданина за 3-5 лет.
В 1960-х годах в СССР производилось около 200 тыс. легковых автомобилей в год.
В 1965 году было продано 64 тыс. автомобилей (в официальной статистике есть данные только за 1965 год на странице 404).
1970-е в США
AMC Gremlin (1970)
Цена: $1879
Произведено: 671475 шт.
Похожие машины: AMC Pacer, Ford Pinto, Chevrolet Vega
__________________________________
Oldsmobile Custom Cruiser (1971)
Цена: $4776
Произведено: 13981 шт.
__________________________________
Ford Mustang Grande (1971)
Цена: 3117$
Произведено: 17406
__________________________________
Chevrolet Chevelle Malibu (1974)
Цена: 3131$
__________________________________
GMC Jimmy Casa Grande (1976)
Цена (1977): 9426$
__________________________________
Ford Bronco (1978)
Цена (1978): 6543$
Годы производства: 1978-1979
Произведено: 77917 (1978), 104038 (1979)
_____________________________________
Средние годовые доходы в США по отраслям в 1974 г.:
- Сельское, лесное, рыбное хозяйство: $5756
- Горнодобывающая промышленность: $12935
- Производство: $10834
- Сфера услуг: $8141
- Финансовая сфера: $9854
Средние годовые доходы в США в 1978 году, по расе и полу:
- Белый мужчина 17936$
- Белая женщина 9982$
- Темнокожий мужчина 12893$
- Темнокожая женщина 9377$
_____________________________________
Уровень автомобилизации в США:
- 1970 год: 545 автомобилей на 1000 человек
- 1975 год: 640 автомобилей на 1000 человек
- 1979 год: 700 автомобилей на 1000 человек
1970-е в СССР
ВАЗ-2101 «Жигули» (1970)
Цена (1971): 5150 р.
Цена в долларах: $5722
Годы производства: 1970-1982
Произведено: 2701981
__________________________________
Иж-2125 «Комби» (1973)
Цена (начало 1970-х): 6746 руб. (~7500$)
Цена в 1979 г.: 8300 р. (~$12770)
Годы производства: 1973-1997
__________________________________
Ваз-2121 «Нива» (1977)
Цена (1979): 11000 р.
Цена в долларах: $16691
__________________________________
ГАЗ-24-02 «Волга»
Цена в 1978 г.: 12000 р. (~$17142)
Цена в 1979 г.: 14000 р. (~$21500)
Годы производства: 1972-1987
__________________________________
Москвич-2140
Цена (1978): 6800 р.
Цена в долларах: $9700
Годы производства: 1975-1988
__________________________________
УАЗ-469Б (УАЗ-31512)
Цена (1978): 7000 р.
Цена в долларах: 10000$
Годы производства: 1972-2005
__________________________________
Средние зарплаты в СССР, 1970-е годы
__________________________________
Стоимость автомобиля ВАЗ была эквивалентна среднему доходу за 4 года.
С 1975 по 1979 годы было продано 5379 тыс. автомобилей.
На 241 миллион жителей СССР в 1970 году приходилось 1949000 легковых автомобилей.
1980-е в США
Ford Fairmont
Цена (1980): $4890
Годы производства: 1978–1983
__________________________________
Ford Pinto Runabout
Цена (1980): $4055
Годы производства: 1979-1980
__________________________________
Ford F150 Truck
Цена (1980) : $7595
Годы производства: 1980-1986
__________________________________
GMC Suburban (1983)
Цена (1983): $10187
__________________________________
Dodge Caravan
Цена (1984): $8280
Годы производства: 1983–1990
__________________________________
Dodge 600
Цена (1987): $10672
__________________________________
Ford Thunderbird Super Coupe
Цена (1989): $19823
Класс: люкс
Произведено (1989): 122909
__________________________________
Ford Escort LX
Цена (1989): $7679
Годы производства: 1988-1990
__________________________________
Средние зарплаты за 1980 год:
Средние годовые доходы в США в 1988 году, по расе и полу:
- Белый мужчина 31804$
- Белая женщина 20091$
- Темнокожий мужчина 23374$
- Темнокожая женщина 17811$
Средняя зарплата чернокожих, окончивших колледж, данные на 1989 год:
- Афроамериканец от 25 до 64 лет: 544$ в неделю, 26112$ в год
- Афроамериканец от 45 до 64 лет: 667$ в неделю, 32016$ в год
- Афроамериканка от 25 до 64 лет: 486$ в неделю, 23328$ в год
- Афроамериканка от 45 до 64 лет: 522$ в неделю, 25056$ в год
- Афроамериканская семья от 25 до 64 лет: 49440$ в год.
__________________________________
Цена нового автомобиля в США была эквивалентна среднему доходу за 4-5 месяцев.
Уровень автомобилизации в США:
- 1980 год: 710 автомобилей на 1000 человек
- 1985 год: 744 автомобилей на 1000 человек
- 1989 год: 776 автомобилей на 1000 человек
1980-е в СССР
«Москвич» 2137
Цена (1980): 7335 руб.
Цена в долларах: ~$11300
Годы производства: 1976-1985
__________________________________
ВАЗ-2107 (LADA 2107)
Цена (1983): 9000 руб.
Цена в долларах: 12000$
Годы производства: 1982-2014
__________________________________
Москвич-2140 Супер Люкс
Цена (1983): 8000 руб.
Цена в долларах: 10250$
Годы производства: 1980-1987
__________________________________
ВАЗ-2108 «Лада-Спутник»
Цена (1985): 8345 р.
Цена в долларах: 9070$
Годы производства: 1984-2014
__________________________________
ГАЗ-24-10 «Волга»
Цена (1986): 16200 руб.
Цена в долларах: $21600
Годы производства: 1985-1993
__________________________________
ЛуАЗ-969М
Цена (1988): 5100 руб.
Цена в долларах: 7800$
Годы производства: 1966-2002
__________________________________
ВАЗ-1111 «Ока»
Цена (1989): 3500 р.
Цена в долларах: 5400$
Годы производства: 1987-2008
__________________________________
ВАЗ-2109
Цена (1989): 9000 р.
Цена в долларах: ~$13800
Годы производства: 1987-2003
__________________________________
Средние зарплаты в СССР, 1980-е годы
Средние зарплаты в СССР по отраслям на 1980, 1985 и 1990 гг.
__________________________________
Стоимость автомобиля была эквивалентна средней зарплате за 4 года.
Уровень автомобилизации в СССР:
- 1980 год: 30 автомобилей на 1000 человек
- 1985 год: 45 автомобилей на 1000 человек
- 1990 год: 57 автомобилей на 1000 человек
Источники данных
Источники данных по автомобилям в США
Источники данных по советским автомобилям
Источники данных по средним зарплатам в США
- usa.usembassy.de - средние зарплаты по отраслям в США с 1900 по 1990 гг.
Источники данных по средним зарплатам в СССР
Прочие статистические данные
- Статистика по автомобильному производству в СССР (данные по автомобилям в личной собственности)
Сравнительные данные по обеспеченности автомобилями на 1938 год.
Данные для таблицы взяты из статьи Ф. Колесникова "Мировой автомобильный парк и мировое автопроизводство в 1938 г.", 11-й номер "Автобронетанкового журнала" за 1939 год. Данные по Финляндии взяты отсюда.
Сравнительные данные по обеспеченности автомобилями на 1985 год (Бергсон, 1991).
Численность автопарка по странам до и после индустриализации.