Прошло уже достаточно времени с момента моего знакомства с сериалом Сергея Попова «ГДР». Сразу я о нём не написала, но постоянно держала эту вещь в голове. Теперь хочу высказаться о фильме, который произвёл на меня очень сильное впечатление. Считаю, что выход сериала «ГДР» – большое событие в отечественном кинематографе. Разовью свои мысли подробнее.
Главная особенность сериала заключается в том, что действие его параллельно разворачивается сразу в двух плоскостях. С одной стороны, зрители видят достаточно динамично и напряжённо развивающуюся шпионскую историю (работа разведок разных стран), а с другой – могут наблюдать кухню большой политики как раз в тот самый момент, когда происходят события, кардинально изменившие мир (Перестройка в СССР, распад соцлагеря, объединение Германии). Объём картины выходит за рамки принятого сейчас стандарта. Он включает в себя целых 14 серий, и действующих лиц здесь достаточно много. В шпионской части герои в основном вымышленные, хотя и не все, а в политической – реальные исторические лица: Хонеккер, Шеварнадзе, Яковлев, Ельцин и др. Но по-настоящему главных героев в сериале двое – разведчик Александр Нечаев (А. Горбатов) и генсек СССР Михаил Горбачёв (В. Коваленко). Сюжет выстроен так, что герои, действуя каждый в своей плоскости, как бы идут навстречу друг другу, постепенно сближаясь. Их встреча в финале – кульминационный момент фильма. О каждом из героев я хочу высказаться отдельно.
Александр Нечаев, майор КГБ, когда-то попал под подозрение и был отстранён от работы. Дело в том, что в Западном Берлине неожиданно провалился наш суперзасекреченный агент, разведчик экстра-класса, безупречно работавший долгие годы. Об этом агенте знали единицы, в том числе и Нечаев. Возникла уверенность, что в недрах КГБ окопался крот. Вдруг это майор Нечаев?
Зрители видят главного героя в тот момент, когда ему, по хлопотам его начальника и друга полковника Жданова (А. Голубев), вернули кредит доверия и поручили опасное трудновыполнимое задание. Нужно найти и забрать секретное досье, в котором собраны данные на всех агентов Штази. Нельзя допустить, чтобы суперважные документы оказались у американцев. Операция началась в Москве и продолжилась на территории ГДР.
Между тем, у Александра Нечаева сложности не только на работе, но и в личной жизни. Он решил развестись с женой, заподозрив измену. Жена (Д. Урсуляк) – одновременно и коллега главного героя, она аналитик Первого отдела КГБ.
Ещё в Москве Александр познакомился с Ингрид (Л. Лапиньш), танцовщицей Фридрихштадтпалас, очень притягательной девушкой. Их знакомство продлилось уже в ГДР.
Хочу отметить, что Александр Горбатов поначалу совсем не убеждал меня ни в какой ипостаси. Не выглядел он для меня достоверным ни как разведчик, ни как просто влюблённый человек. Он всё время говорил глухо, вполголоса, видимо, стараясь таким образом снизить пафос и повысить уровень правды. А я видела перед собой актёра, который механически выполняет всё, что от него требуют, не погружаясь в образ. Я смотрела на экран и жалела, что вижу Горбатова, как вдруг в финале всё изменилось! Финал – кульминация фильма, он до предела насыщен драматизмом, и здесь Горбатов был очень хорош. Не пережимая, он показал драму человека, который сделал всё от себя зависящее, но изменить уже ничего не может. Актёр как будто накапливал весь фильм, чтобы раскрыться в финале. И я, конечно, сразу простила ему своё недовольство и недоверие.
Вообще, шпионскую часть фильма я смотрела, конечно, очень внимательно, но не могу сказать, что она была для меня самой интересной в этом кино. Уже к середине сериала я догадывалась, кто предатель в наших рядах (странный и трудно объяснимый поступок крота дал ключ к разгадке), и позже моя версия подтвердилась. Наиболее интересной для меня в фильме «ГДР» была его политическая часть. Она просто завораживала своей достоверностью, и я буквально прилипала к экрану. А камертоном этой достоверности стал образ М.С. Горбачёва, созданный Виталием Коваленко.
Я уже была вполне взрослым человеком в эпоху Горбачёва. Однажды, возможно году в 1990, увидев его по телевизору, сероватого и какого-то рыхлого, подумала: «Он как будто весь слеплен из сырого теста». Вспомнила об этом теперь, когда смотрела фильм Сергея Попова. Виталий Коваленко очень точно показал именно тестообразную природу личности Горбачёва. В моменты эйфории, лести, каких-то успехов, подлинных или мнимых, это тесто высоко поднималось на дрожжах самолюбия. А вот в трудные дни, когда нужно было брать ответственность на себя, принимая решения, оно сразу опадало, лишая главу государства всякой энергетики. Глядя на экран, я вдруг поняла, что М. С. очень нуждался в Раисе Максимовне – не только как в горячо любимой жене и близком друге, но и как в человеке более решительном, чем он сам. Мадлен Джабраилова очень хорошо помогла Виталию Коваленко создать многогранный образ своего героя, в котором нет малозначительных деталей.
Вспомните, как в фильме Горбачёв говорит о том, что раньше пытался играть в шахматы, но потом понял, что они «отнимают много времени». А ведь шахматы развивают стратегическое мышление, умение видеть ситуацию в целом и анализировать каждый её аспект. Эта игра обостряет интуицию и воспитывает способность к принятию нестандартных решений. После такого отзыва о шахматах политическая слепота Горбачёва уже не удивляет. Вот мы видим, как он разговаривает с Шеварнадзе (С. Барковский), даже не подозревая, что его собеседник уже не думает об СССР. А думает Шеварнадзе о том, как он будет управлять независимой Грузией, и даже заключил за спиной своего нерешительного патрона тайный союз с Ельциным.
Признаюсь, в какой-то момент я испытала даже сочувствие к Горбачёву, меня саму изрядно удивившее. Дело в том, что моё отношение к нашему последнему генсеку сформировалось уже давно, и в нём никогда не было даже малейшего места для сочувствия. А тут вдруг… Я объяснила это талантом Виталия Коваленко. Он виртуозно сыграл, как будто исполнил соло сложное музыкальное произведение со множеством оттенков и переходов. За такую работу кинематографические награды вручать надо!
Особенно ярко талант актёра проявился в финале. Вспомните, как Горбачёв не хочет взглянуть правде в глаза, как он сопротивляется, отталкивая её двумя руками, как он разрывает правду, крича и впадая в истерику. Растаяли воздушные замки Горби. Он думал, что появится на мировой политической сцене с концепцией нового мышления, и все остальные действующие лица восторженно примут её как руководство к действию, а автора концепции, конечно же, восхищённо поднимут на достойную высоту своими тёплыми дружескими руками. Красивая сказка. Объективно надо признать, что М. С. Горбачёв оказался точно таким же наивным, как подавляющее большинство советских людей. Руки-то наши партнёры, конечно, протягивали, только для других целей, которые во многом смогли осуществить. Мы и сегодня решаем проблемы, возникшие после 1991 года.
Не хочу завершать на грустной ноте, поэтому напишу ещё о фильме. В целом кино очень атмосферное. Атмосфера бурлящего переменчивого времени передана точно. Восточные немцы ждут падения Стены. Граждан ГДР играют наши актёры, все они достоверны. Сразу с первого взгляда веришь, что это и есть настоящие природные немцы. И лучше всех здесь, конечно, Линда Лапиньш. Читала, что она даже выучила немецкий язык, чтобы выглядеть на экране органично. Получилось выше всяких похвал. Решила, что теперь буду следить за творчеством молодой актрисы.
Сериал «ГДР» непременно буду пересматривать и даже не один раз. А пока я ставлю его в своём ежегодном личном рейтинге на почётное второе место, сразу после «Цербера».