В начале августа 2022 года состоялся визит на Тайвань спикера Палаты представителей Конгресса США, это событие ознаменовало новый этап по проблеме тайваньского вопроса. Нэнси Пелоси, конгрессмен, которая в своем лице посетила Тайвань, взбудоражила всю мировую общественность.
Военная тревога
В ходе этого визита, точка кипения вокруг проблемного острова между КНР и США чуть не скатилась в прямую военную конфронтацию. Китай взял Тайвань в морскую блокаду, сообщалось о воздушных стычках между ВВС Китая и Тайваня, морской флот США также зашел в воды Тайваня с целью «взломать» блокаду.
Начало августа 2022 года в масс-медиа сфере отметилось затуханием интереса к СВО на Украине и переключением внимания на назревающий конфликт в Тайваньском проливе, все стали гадать и прогнозировать, будет ли локальная стычка или серьезное военное столкновение или же начнется новая мировая война?
Многие также предполагали, что самолет с Нэнси Пелоси будет сбит китайскими ракетами на подлете к острову или после вылета обратно, как ответная мера на провокацию.
Ложная тревога
Однако на удивление публики, стороны решили не доводить дело до реального боестолкновения, «поиграв мускулами» друг перед другом и проведя тем самым самую серьезную военную репетицию из самых громких военных тревог за последние десятилетия, страны отвели свои войска и напряженность в регионе «рассосалась».
Но почему вообще, визит конгрессмена США так важен для штатов и Тайваня и так чувствителен для Китая, что стороны решили поднять ставки на максимум и готовы были на худшее?
Если вкратце, это первый визит такого чиновника штатов за последние 25 лет, до этого США формально соблюдали принцип единого Китая, по которому Тайвань это часть Китая, а не отдельное государство, что способствовало благоприятному климату во взаимоотношениях стран.
«Распаковочка»
Теперь же, после возобновления конфликта между странами, в открытую начавшегося еще при президентстве Дональда Трампа, американцы решили вновь поставить акцент на теме независимости острова, способствуя сепаратизму и вмешиваясь во внутренние дела КНР, Тайвань стал фактически получать поддержку от штатов в своем движении в сторону независимости, а Китай почувствовал уязвимость своего суверенитета.
Вашингтон тем самым окончательно дала понять Пекину, что «распаковка» тайваньского вопроса завершена, и Тайвань снова станет весомым инструментом давления на Китай и проводником интересов США в регионе.
Новая политика
КНР же показала, что на подобные провокации, будет отвечать решительной готовностью к урегулированию тайваньского вопроса силовым методом.
Также это отразилось даже на формальном отношении к вопросу, до этого Китай придерживался позиции мирного воссоединения с островом Тайвань, где акценты расставлены на дипломатии и взаимовыгодах.
Через несколько дней после инцидента с Пелоси, Китай выпустил третью «белую книгу», где юридически зафиксирована новая политика государства, в которой помимо мирного этапа воссоединения прописаны пункты силовых мер по решению вопроса о «победе над сепаратистами и внешним вмешательством».
Возможно мирного решения и правда не будет.