Строительство шоссе между Тулузой и Кастром вызывает протест. Экологи изо всех сил пытаются остановить проект, который «устарел». Но сторонники говорят, что шоссе необходимо для поддержания жизни региона.
На земле стоят деревянные хижины, ряд палаток и туалет в виде ямы в земле. В воздухе со свистом проносится «бола» — веревка с двумя шариками на концах, наполненная рисом и чечевицей. В Патагонии гаучо используют их для ловли скота. Здесь, на юге Франции, это «задисты», которые подбрасывают их в воздух совсем по другой причине. Этот участок земли представляет собой ЗАД, Зону защиты, в данном случае против строительства новой автомагистрали, которая должна удобнее соединить город Кастр с Тулузой.
Около двадцати жителей ЗАД готовятся к настоящей работе. Надеваются балаклавы, ротовые маски и противогазы, а также очки для дайвинга. Вооружившись рисом, чечевицей, овсянкой и яблоками на веревочке, они идут через лес к открытому полю. Цель: накормить своих «белочек». Не тех, у которых пушистый хвост. Трое товарищей уже 36 дней живут на деревьях, чтобы их не срубили.
«Если они выйдут, их арестуют, — говорит один из них. — Полиция пытается помешать нам приносить им еду. Это война на истощение. Теперь они выживают за счёт почек деревьев и сахарной воды».
Как только группа начинает действовать, полиция открывает огонь, поскольку деревья находятся на частной территории. Воздух наполняется густым облаком слезоточивого газа. Атмосфера мрачная. ООН уже сделала выговор Франции за ее жесткий подход к альпинистам.
Через пятнадцать минут бой окончен. Удовлетворённая группа возвращается в базовый лагерь. Немного еды попало на деревья, к большой радости голодных «белок».
Две шестерни
Вынимая газовый генератор, Навсикая – здесь все используют псевдонимы из страха подвергнуться преследованиям – рассказывает, как его родители, бабушки и дедушки участвовали в демонстрациях и таким образом требовали прав. «У меня такое ощущение, что этого уже недостаточно. Когда дело доходит до климата, наши лидеры кажутся все более глухими и слепыми».
Более 1500 ученых написали письмо президенту Эммануэлю Макрону с просьбой отменить проект строительства шоссе. Но «А69 приближается», — сказал бывший министр транспорта Клеман Бон активисту, сидевшему на дереве напротив его парижского министерства. В последние недели альпинисты также лазили по деревьям в Брюсселе и Страсбурге в надежде на помощь из Европы.
Автомагистраль А69 протяженностью 53 километра должна быть построена рядом с существующей национальной трассой. Таким образом, вы сможете доехать из Тулузы в Кастр от 15 (по мнению противников) до 25 (по мнению сторонников) минут быстрее. Или, по крайней мере, тех, кто хочет и может себе это позволить, ведь разовая поездка по платной дороге обойдется в 6,77 евро, сообщил оператор Atosca.
Таким образом, двухскоростная Франция становится здесь очень ощутимой. Автомобилисты, которые бесплатно едут по национальной трассе со скоростью 90 километров в час, видят, как рядом с ними проезжают те, кто платит.
Во Франции автомобиль символизирует свободу. Согласно закону 1995 года, все французы должны иметь возможность добраться до въезда на шоссе максимум за 45 минут.
Но времена изменились. Недавний опрос агентства Ifop показывает, что каждый третий француз будет игнорировать варианты оплаты из-за инфляции, если есть бесплатная альтернатива, даже если они потеряют при этом время. Таким образом, шоссе устарело, говорят оппоненты.
Равные возможности
Не все с этим согласны. За чашкой кофе в торговом центре на окраине Кастра Энтони Франдсен объясняет, почему ещё до строительства нового шоссе он основал группу в Facebook. Он родом из Нормандии. Кусочек Франции, отрезанный от мира, пока не появилось шоссе, изменившее там жизнь. «Здесь то же самое. Я рад, что мне не пришлось здесь расти. Речь также идет о равных возможностях. Вероятность погибнуть на автомагистрали в пять раз ниже, чем на национальном маршруте», - говорит он, ссылаясь на данные Ассоциации французских автодорожных компаний.
«Мы выбрали политиков, в повестке дня которых было шоссе. Так что молчаливое большинство за, — заключает он. — Но мы слышим только споры радикального меньшинства. Это меня злит. Их 21 апелляция была отклонена. Их демократический путь зашел в тупик, и поэтому они хотят навязать свою волю».
После кофе Франдсен пересекает огромную парковку и направляется к большому садовому центру. Владелец Ги Буске возглавляет ассоциацию, которая объединяет бизнес-лидеров региона вокруг проекта строительства автомагистрали. Несмотря на процветающую Тулузу поблизости, компании здесь не будут селиться, опасается предприниматель. «Регион стареет, население сокращается. Работников, которые поддерживают работу машины, немного. Шоссе может привлечь компании и жителей».
Буске строг с альпинистами. «Обезьяны», — называет он их. «Городские жители, которым дома не хватает природы, не должны приходить и читать нам лекции о том, как нам здесь жить. Этот кусок асфальта — не конец света. Это не уничтожит планету».
Помощь от лазоревки
В двух шагах от исчезающих деревьев фермер Бруно Каброль сажает сотни деревьев. «Чтобы компенсировать все срубленные деревья. Но главным образом для того, чтобы создать тень для коров. В прошлом году здесь в октябре было почти 36 градусов. Если мы продолжим бетонировать и вырубать деревья, все пойдет не так», — замечает он каждый день. Шоссе будет проходить прямо через его поля, но больше всего он опасается, что уровень грунтовых вод, который в этом регионе иногда бывает опасно низким, упадёт и дальше.
В эти выходные активисты внезапно получили помощь из неожиданного источника. Альпинисты заметили лазоревку, свившую гнездо высоко на деревьях. Это внезапно превратило находящуюся под угрозой исчезновения рощу в «зону большой экологической ценности», где до сентября нельзя вырубать деревья. Большая победа благодаря маленькой птичке.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».