Найти в Дзене
Истории Кристины

Некрасивая Мура сшибала мужчин наповал: чем и как - часть 1

Мария не была красавицей, и все же под воздействием ее чар ломались многие герои своего времени: Горький и Сталин, Уэллс и Рильке, Локкарт и даже сам Фрейд. Мария Закревская, или Мура, как называли ее в отчем доме, классической красотой вовсе не отличалась: невысокая, склонная к полноте, с тяжелым носом и тонкими губами. Она умела очаровывать мужчин другим: манерами, жестами, мимикой, невероятной уверенностью в себе. Чтобы описать всю ее жизнь, нужна целая книга, но в этом цикле статей (всего по плану их будет три) предлагаю выделить самые яркие черты ее неповторимых характера и образа, взяв три главные любовные истории в ее жизни - она пережила всех своих мужчин и благодаря им обрела огромное состояние, известность и несколько аристократических титулов – графиня, ещё графиня, баронесса. Итак, часть первая. На самом деле Брюс Локкарт не был ее первым мужчиной в прямом смысле слова: ко времени их знакомства госпожа Закревская была уже глубоко замужем, носила звучную фамилию мужа Бенкен
Оглавление

Мария не была красавицей, и все же под воздействием ее чар ломались многие герои своего времени: Горький и Сталин, Уэллс и Рильке, Локкарт и даже сам Фрейд.

Мария Закревская, или Мура, как называли ее в отчем доме, классической красотой вовсе не отличалась: невысокая, склонная к полноте, с тяжелым носом и тонкими губами. Она умела очаровывать мужчин другим: манерами, жестами, мимикой, невероятной уверенностью в себе. Чтобы описать всю ее жизнь, нужна целая книга, но в этом цикле статей (всего по плану их будет три) предлагаю выделить самые яркие черты ее неповторимых характера и образа, взяв три главные любовные истории в ее жизни - она пережила всех своих мужчин и благодаря им обрела огромное состояние, известность и несколько аристократических титулов – графиня, ещё графиня, баронесса. Итак, часть первая.

Мужчина первый: Брюс Локкарт

На самом деле Брюс Локкарт не был ее первым мужчиной в прямом смысле слова: ко времени их знакомства госпожа Закревская была уже глубоко замужем, носила звучную фамилию мужа Бенкендорф, и даже имела двух детей где-то на территории современной Эстонии. Но Локкарт был предельно обаятельным, к тому же англичанином и главой британской дипмиссии. Молодые люди полюбили друг друга – их чувство было сильным и взаимным.

Вот такая она была, роковая Мура
Вот такая она была, роковая Мура

Сначала они встречались в Петрограде, затем она вместе с британским посольством переехала в Москву, сразу на квартиру самого главы миссии. В своих воспоминаниях мистер Локкарт писал:

Ее жизненная сила была потрясающей и вливала бодрость в каждого, с кем она общалась.  […] Она была аристократкой, она могла бы быть коммунисткой, но никогда не могла бы быть мещанкой.

(Не)истинная аристократка

Ключевое слово здесь – аристократка. Многие современники отмечали, что руки Муры были самой аристократической формы. К тому же она много значения придавала хорошим манерам, светскости, а также небылицам. Несмотря на то, что происходила она, пусть и из очень приличной, но вовсе не высокородной семьи госслужащего, юная дева не гнушалась приукрашивать семейную историю. Благодарным воздыхателям она упоенно рассказывала «про тех самых Закревских, которые…». Умела коварная женщина ввернуть малозначительную деталь, полностью меняющую ход истории.

Такое благородство, пусть и напускное, производило на окружающих весьма сильное впечатление, и видимо, не остался в стороне и знаменитый британский шпион Брюс Локкарт. Их роман закончился тюрьмой: британец попал в застенки Лубянки из-за организованного им заговора послов, вместе с ним в заключение была брошена и случайно подвернувшаяся под руку чекистам Мура.

Брюс Локкарт - не красавец, с моей точки зрения. Но от мужчины ведь этого и не требуется, верно?
Брюс Локкарт - не красавец, с моей точки зрения. Но от мужчины ведь этого и не требуется, верно?

В руках чекистов

Проблема заключалась в том, что Брюс был реально виновен в самой что ни на есть подлой работе против молодого советского государства: он участвовал в заговоре с целью свержения режима большевиков и активно помогал интервенции войск Антанты в Советскую Россию. Для достижения этой цели он, по данным следствия, только за полторы недели британцы потратили на подкуп миллион 200 тысяч рублей – просто невероятную по тем временам сумму.

Брюса наверняка ждала бы самая суровая мера наказания, но как же ему повезло, что он успел связаться с магически притягательной Мурой.

Допрос обоих арестованных любовников на Лубянке проводил сам Петерс, один из демонов русской революции. И тут произошло нечто фантастическое: Петерс выпускает Муру. И вскоре они вместе пришли в камеру к Локкарту, и при этом Петерс вел себя весьма мило и давал понять, что он о чем-то с Мурой договорился. Позже близко знавший Марию литературовед Роман Якобсон рассказывал, что однажды он спросил Муру: «Спала ли ты с Петерсом?», и та ответила: «Конечно».

Стоит отметить, что подручному Локкарта – тоже британскому разведчику Сиднею Рейли повезло в разы меньше – его позднее расстреляли по делу операции "Трест".

Создатель и один из первых руководителей ВЧК Яков Петерс
Создатель и один из первых руководителей ВЧК Яков Петерс

Завершение главы, но не завершение романа

Брюс предлагал любовнице руку, сердце и уютное поместье в пригороде Лондона, и был уверен, что женщина согласится. Но к его ужасу получил спокойный неаргументированный отказ.

Впрочем, до конца жизни Локкарта Мура сохраняла над ним магическую власть. Например, когда Локкарт рискнул упомянуть, что волосы её были кудрявые в молодости, она так на него наехала, что несчастный англичанин бросился вымарывать из книги неугодные фразы, и даже выбросил весь абзац целиком, вместе со страницей. Видите ли, Муре хотелось остаться в людской памяти с прямыми волосами. «Она имеет на это право», – только и сказал бывший развездчик.

Итак, Локкарт уехал, а Мура осталась выживать в охваченном гражданской войной Петрограде. То были годы лютого голода и холода, когда люди выживали в полуразрушенных домах. Добыть какую-либо еду было практически невозможно, скудный рацион выдавался только по продовольственным карточкам, а карточки получали лишь те, кто работал. На этой вехе жизнь Марии могла бы трагически оборваться, если бы в ее жизни не появился новый, по-настоящему великий мужчина…

~~~~~~~~~

Если было интересно - пишите в комментариях, напишу продолжение 😃