Найти тему
В декрете

11 вещей, которые нет смысла запрещать детям

Оглавление

Все мы родом из детства, и все мы очень разные. Кто-нибудь задумывался, почему так? Я часто размышляю, почему один ребенок растет энергичным и обращенным к миру, другой – манипулятором, третий – задумчивым и спокойным…

Понятно, что от росинки не родятся апельсинки - генетика, подражание, пример родителей, окружающая среда – все имеет значение. Но и воспитание никто не отменял!

Воспитание тоже может быть разным, и оно не состоит из запретов и замечаний. Я хочу вырастить свою дочь свободной, доброй, отзывчивой, гармоничной и успешной. Именно поэтому стараюсь не запрещать ей все подряд (а особенно то, что жизненно важно для любого ребенка). Расскажу, о чем это я.

Свобода выражения - пусть ребенок проявляется, как ему хочется!

Очень часто на детской площадке или на улице я слышу замечания в духе “не кричи!”, “не шуми”, “не плачь”. Я сама тоже иногда борюсь с собой, чтобы не сделать своей дочке замечание. Конечно, важна мера, мы живем в обществе и нужно уважать права окружающих, но…

На деле я предпочитаю другую тактику - не запрети, а объясни:

  • Не надо громко кричать в автобусе, потому что бабушка на соседнем сидении читает книжку;
  • Не нужно голосить в магазине “купи”, “хочу”, потому что я и так прекрасно слышу.
-2

Если постоянно напоминать ребенку, что в общественных местах нужно вести себя тихо, спокойно и незаметно, можно вырастить закомплексованного взрослого. А зачем это мне, любящей матери?

Моя дочь любит сладкое, и это нормально

Не только дети любят сладкое, не правда ли? Тем более нельзя их в этом упрекнуть.

Ох уж этот страшный запрет моего детства:

«Пока не доешь, не получишь десерт!»

Заставлять ребенка доедать, когда он уже чувствует сытость, можно сравнить с попыткой залить воду в полный стакан. И это форменное насилие над маленьким человеком. Поставьте себя на его место, хотя вы уже давно выросли.

-3

Однажды, в детском саду воспитатель заставляла мою дочь доесть салат из свеклы, иначе она лишит ее прогулки на улице. Хорошо, что Ника рассказала мне об этом. Я пошла и сразу разобралась - попросила воспитателя больше так не делать.

Не хочет есть что-то - ничего страшного в этом нет, пусть еда остается в тарелке. Хочется леденец вместо свеклы - пусть порадуется ему. Что в этом такого? Думаю, ничего страшного не случится, если ребенок получит его даже перед обедом. Маленькая порция сладкого не перебьет аппетит и только поднимет настроение.

Ника сама выбирает себе одежду, и я соглашаюсь с ее вкусом

Многие из нас в детстве имели любимую одежду - майку, футболку или свитер, который носили снова и снова, словно это был наш талисман. Меня не смущает, что дочь будет надевать одну и ту же майку, или захочет натянуть разные носки, главное, чтобы они были чистыми.

-4

Может быть ребенку в этой одежде уютно и комфортно, или он чувствует себя уверенным и защищенным, или в этой майке с крокодилами скрыт еще какой-то смысл?

Я никогда не стану говорить:

«Немедленно переоденься, сколько можно это носить!»

Не отдать любимую игрушку - не значит быть жадиной

Для детей их любимые игрушки - это не просто предметы, а верные друзья, с которыми они разделяют радость и горе, играют и веселятся. Не отдавать любимую игрушку - не жадность, а забота о том, что принадлежит моей дочери.

-5

Я считаю так: любимая игрушка помогает моему ребенку в стрессовых ситуациях или Нике просто сейчас с ней комфортно на детской площадке. Заставлять ребенка отдать ее, говоря: «Не жадничай, с тобой никто не будет дружить» и т.п, боясь, что из девочки вырастет жадина, не стоит. Уверена, если захочет - поделится, не захочет - ее право!

Исследовать мир нельзя, ни разу не промочив ноги.

Лужи - удивительный феномен. Почему-то они остаются чрезвычайно привлекательными для детей и даже взрослых. Кто-то помнит мультфильм про Свинку Пеппу, в котором вся семья обувает сапоги и идет шлепать по грязным лужам?

Я такая же мама. Вместо запретов беру сапоги и иду вместе с ребенком наслаждаться процессом. Нику ждут не только навыки исследователя, но и позитивные эмоции. А я веселюсь вместе с ней. По лужам, конечно, не прыгаю, но присматриваю.

-6

Для детей такие “развлечения” совершенно нормальны. Ребенок хочет все рассмотреть, потрогать, найти какую-нибудь шишку и принести ее домой. Так он изучает мир. А как иначе?

Конечно, если Ника вздумает погладить чужую собаку, то тут нужно не торопиться и сначала обсудить это с хозяином. В остальном, считаю, надо давать детям возможность познакомиться с миром поближе. И уж тем более глупо запрещать принести домой какой-нибудь красивый камень или причудливый листок!

Я принимаю любые чувства ребенка

Нельзя запрещать выплескивать энергию, говорить всякие словечки в духе “успокойся”, “перестань немедленно”, “не реви”, а особенно “надоела”! Подобные запреты могут привести в будущем к замкнутости и неврозам, и я это прекрасно понимаю.

-7

У маленького ребенка внутри слишком много эмоций. В силу незрелости нервной системы, они по-другому не могут. Я понимаю главное: если не давать дочери возможность выражать чувства и тратить энергию, все это накопится и лопнет, как большой воздушный шар.

Хочет плакать - пусть плачет на здоровье. В такие моменты я понимаю надо дать дочке немного времени. Вот-вот она успокоится, и мы спокойно обсудим проблему.

Моя дочь растет самостоятельной (по меркам своего возраста)

Моей Нике всего 6, но я знаю родителей, которые не отпускают ребенка ни на шаг, даже в более старшем возрасте. Они постоянно переживают, что сын или дочка заболеет, упадет или заблудится... Думаю, современные родители догадываются, к чему может привести такая гиперопека?

-8

Кто не понимает, расскажу. Чрезмерная забота родителей формирует сложности в обучении и общении и понижает шансы на успех во взрослой жизни. Когда ребенок достигнет подросткового возраста, исправляться будет уже поздно. В результате запретов на самостоятельность он может постоянно задаваться вопросом: а все ли правильно я сделал?». В такие моменты появляются разные сомнения…

Когда моя дочь пытается сделать что-то самостоятельно, я изо всех сил борюсь с желанием броситься ей на помощь или, не дай бог, раскритиковать! Сказала “Я сама” - делай!

Да, я контролирую каждый процесс, но делаю это аккуратно и ненавязчиво.

Ребенок не научится творить, не испачкав руки

Меня, конечно, немного пугает отмывать кухню после совместной готовки с Никой - отстирывать краску, оттирать стол. Но это же так весело вместе сделать разноцветные макароны, приготовить пирог или смастерить подсвечник. А потом посмотреть, как будет счастлив ребенок от своей «полезности».

Однажды я разрешила дочери нарисовать дерево красками прямо на стене. Я точно знала, что мы с мужем собираемся красить ее, поэтому Ника могла творить там что угодно! Так она создала свою первую большую картину.

-9

С детства закладывая интерес к творчеству и работе руками, разрешая экспериментировать и помогать на кухне, мы делаем ребенку большой подарок. Поэтому я считаю, что не нужно говорить: «Нельзя, я сама, подрастешь – научишься».

Запрещать бегать и прыгать - значит, запрещать счастливо расти

Качели созданы, чтобы на них катались, горки - чтобы с них съезжали, а дети, чтобы бегать и прыгать. Сколько было разбитых коленок и слез, но счастья было гораздо больше.

Каждый раз, когда мне хочется одернуть ребенка от “лишней” активности, я задаю себе вопрос:

«Что такого страшного может случиться?»

-10

Я уверена: ребенку не надо оставаться в стороне, когда другие дети резвятся и веселятся. Не запрещайте им подвижные активности, пока у них есть к этому большой интерес. Просто надо обсудить правила поведения на детской или спортивной площадке.

Расширяем горизонты - Что? Где? Когда? И почему?

Дети - невероятно любопытные создания. Иногда они задают так много вопросов, будто у них в голове зажглась лампочка накаливания. И запрещать им узнавать что-то о мире очень глупо.

Я придерживаюсь такого мнения: даже если голова уже пошла кругом, надо постараться удовлетворить любопытство ребенка. По крайней мере, с Никой я всегда так делаю.

-11

Как вариант, можно предложить малышу вместе почитать какую-нибудь книжку или энциклопедию, тем самым подогревая его интерес к чтению и одновременно находя ответы на многочисленные вопросы.

Бояться разрешается!

По мнению психологов, запрещая ребенку бояться, родители запускают зачастую необратимые процессы. Стратегия «поругать, если не справился», берется из детства.

Ребенок часто старается подавить свой страх и не показать родителям, что он боится. И тогда он остается со своими внутренними кошмарами один на один. В результате маленький человечек будет бояться спросить, если что-то не понимает. Он будет молчать у доски, опасаясь насмешек одноклассников. А во взрослой жизни его, скорее всего, будет преследовать страх неудачи.

-12

Как же действовать? Лично я разрешаю дочери бояться, мы преодолеваем страхи вместе. Например, если Ника боится что-то сделать, я поддерживаю ее:

“Даже если у тебя не получится, я тебя все равно люблю. Получится в следующий раз”

И она верит. Обычно все получается с первого раза.

Дети, которых не упрекают, а поддерживают, впоследствии делают все сами, хорошо и с удовольствием. Они счастливее и довольнее. Просто не надо путать поддержку и гиперопеку, во всем нужно стараться соблюдать меру.

Так что же получается, моя Ника растет, не зная, что такое запреты? Нет, ни в коем случае! Но, если я говорю ей на что-то “нет”, всегда объясняю, как лучше повести себя.

А тех запретов, которые мне кажутся бесполезными и глупыми, в нашей семье действительно нет.