Найти в Дзене
ФутБоль

Йосип Иличич - гений хрупкой красоты. Часть 1.

Рад видеть тебя снова, мой дорогой читатель. Надеюсь, что у тебя всё в порядке: ты здоров, полон сил, а жизнь бьёт ключом, от струй которого ты то уворачиваешься, то припадаешь к нему, чтобы напиться. Сегодня хотелось бы поделиться мыслями не об общих тенденциях, происходящих в мировом футболе, а о более частных случаях, таких как жизнь отдельно взятого игрока. Статья может показаться грустной и местами сентиментальной, но и мир не такой уж солнечный и приветливый (помним, чему нас учил Рокки). Прежде чем мы наденем шляпу-федору, возьмём в руку лупу (гусары, молчать!) и, закурив трубку, приступим к изучению вереницы жизненных событий главного героя, я хотел бы задаться одним вопросом: что такое «гениальность»? Частенько в статьях мелькают заголовки об известных личностях мира сего, где авторы не могут обойтись без таких эпитетов, как «талантливый», «великий», «превосходный», «известный», «легендарный» и, конечно же, «гениальный». Слово стало настолько избитым и затасканным, что утратил
Оглавление

Рад видеть тебя снова, мой дорогой читатель. Надеюсь, что у тебя всё в порядке: ты здоров, полон сил, а жизнь бьёт ключом, от струй которого ты то уворачиваешься, то припадаешь к нему, чтобы напиться.

Сегодня хотелось бы поделиться мыслями не об общих тенденциях, происходящих в мировом футболе, а о более частных случаях, таких как жизнь отдельно взятого игрока. Статья может показаться грустной и местами сентиментальной, но и мир не такой уж солнечный и приветливый (помним, чему нас учил Рокки).

Прежде чем мы наденем шляпу-федору, возьмём в руку лупу (гусары, молчать!) и, закурив трубку, приступим к изучению вереницы жизненных событий главного героя, я хотел бы задаться одним вопросом: что такое «гениальность»?

Частенько в статьях мелькают заголовки об известных личностях мира сего, где авторы не могут обойтись без таких эпитетов, как «талантливый», «великий», «превосходный», «известный», «легендарный» и, конечно же, «гениальный». Слово стало настолько избитым и затасканным, что утратило весь свой лоск и исключительность. Гениальным может быть кто угодно и что угодно: от дизайна упаковки чипсов до Ханса Циммера. Так что же значит это слово?

Для одних гениальность – это божье провидение; другие, следуя по стопам Иммануила Канта, связывают гениальность с талантом. Кто-то считает это аномалией, отклонением от нормы, а кто-то, наоборот, полагает, что каждый человек по-своему гениален. Википедия даёт бездушное определение, что гениальность – это высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности.

Иммануил Кант
Иммануил Кант

То есть, если постараться вычленить наиболее общую характеристику, то выходит, что гениальность – это нечто, выделяющее предмет или личность среди остальных, недоступное другим и так или иначе связанное с результатом умственного труда.

Всё это можно найти в главном герое сегодняшней статьи – Йосипе Иличиче.

Детство

Мы не выбираем время и место, где нам родиться. Вот и маленький Йосип наверняка пожелал бы появиться на свет в каком-то более спокойном и мирном месте, нежели в раздираемой внутренними конфликтами Югославии. Это было непростое время надрыва и практически свершившегося слома политического режима в стране, толчком к которому послужило падение Берлинской стены и набирающие обороты межнациональные конфликты и националистические движения внутри Югославии.

Югославия в разгар войны. Источник фото: https://vojnapovijest.vecernji.hr
Югославия в разгар войны. Источник фото: https://vojnapovijest.vecernji.hr

Приедор – город, в котором родился Иличич – оказался в эпицентре этих событий: на улицах постоянно велись перестрелки, в которых гибли как военные, так и мирные люди. Тела погибших по утрам сгружали в самосвалы и увозили в пригород. В один из дней в таком самосвале оказалось и тело отца Йосипа: он был убит недалеко от собственного дома. Мальчику на тот момент не было и года.

Через пару месяцев после смерти отца маме Иличича Ане удалось сбежать вместе с детьми (Йосипом и его братом Игором) в безопасную Словению.

Оставшимся в городе повезло меньше: гражданское население подверглось этническим чисткам, в результате которых к концу войны число боснийцев уменьшилось в 6-10 раз, а хорватов – в 2 раза (данные в различных источниках отличаются).

Надо ли говорить, что такие события не могли не повлиять на ребёнка? В первые годы после переезда мальчику постоянно снились кошмары о войне, он часто плакал и рос беспокойным и замкнутым.

Несмотря на то, что сам Йосип публично не вспоминает те времена, ссылаясь на то, что многое уже не помнит, иногда в интервью прорывается тот или иной кусочек, дающий нам представление о его жизни.

Так, например, в интервью газете Marca на вопрос об отце Иличич ответил: «Я не знал слова «папа». Когда я пошёл в школу в Словении, мои одноклассники объяснили мне, что оно значит».

Когда же у Аны, матери Йосипа, репортёры спросили про детство сына, она призналась: «Он был совсем маленьким, я надеялась, что он ничего не запомнил. Иногда он плакал без причины. В Словении мы были беженцами, поэтому о психологе речь не шла. Но сейчас я понимаю, что в детстве и юности у моего мальчика были проблемы».

Ану Иличич можно понять. Потеряв мужа, она смогла вырваться из ужаса гражданской войны и спасти своих детей, а в новой стране пришлось начинать жизнь заново: с полного нуля и не имея ни гроша за душой.

Город Крань, куда бежала семья Иличичей. Источник фото: https://bangkokbook.ru
Город Крань, куда бежала семья Иличичей. Источник фото: https://bangkokbook.ru

Маленький Йосип учился играть в футбол один. Напарником ему служила стена подвала рядом с домом, в котором они жили.

Ана заметила, что сыну очень нравится возиться с мячом и решила отдать его в футбольную секцию. В городке Крань, куда они бежали, базировался скромный футбольный клуб «Триглав». Именно в нём Иличич и начал свой футбольный путь. Тренеры видели в парнишке уличного футболиста-самоучку, хитрого и цепкого, обладающего незаурдяными талантами и неутолимой стратью к игре.

Сам же Иличич, пусть и неосознанно, видел в футболе утешение и способ сбежать от жестокого мира взрослых. Он был целиком поглощён любимым занятием: после тренировок в «Триглаве» Йосип шел играть в мини-футбол, а заканчивал день, пиная мяч во дворе. Беззаботный период продлился вплоть до совершеннолетия футболиста. К этому времени Иличич стал главным талантом академии, игроком, на которого делали ставку и которого приводили в пример остальным мальчишкам.

Эмблема ФК «Триглав». Источник фото: https://draftme.pro
Эмблема ФК «Триглав». Источник фото: https://draftme.pro

Перешагнув черту восемнадцатилетия, Йосип простился с «Триглавом», поиграл ещё год в молодёжном составе клуба «Бритов» и затем принял решение покинуть ставшую родной Крань, перейдя в ФК «Бонифика» (второй словенский дивизион).

Здесь внимательный читатель справедливо задастся вопросом, почему игрок такого большого таланта, как Иличич, в 19 лет рубится с мужиками во второй лиге Словении, на матчи которой приходит в лучшем случае сотня-другая зрителей, а не выбирает между Миланом, Лондоном, Мадридом и прочими городами-обителями европейских грандов. Неужели он был недостаточно талантлив, или всевидящее око скаутов умудрилось просмотреть топ-футболиста?

Вовсе нет. Здесь в футбольные дела вновь вмешивается психология. Само собой, про игрока слышали, приезжали на него посмотреть, изучить его. Но каждый раз, когда возникало какое-то повышенное внимание извне, Иличич проваливался. Словно внутри у него был установлен датчик, который срабатывал, едва ему становилось некомфортно.

Тем не менее талант футболиста сумел прорасти даже на такой скудной почве. По окончании первого сезона Иличича во взрослом футболе «Бонифика» обанкротилась, а игрока заприметил «Интерблок» – очередной скромный словенский клуб, правда уже из первой лиги. В нём Йосип провёл два сезона, которые были катастрофически контрастны. В самом начале Иличич плотно сел в запас и почти не выходил на поле (мы же помним, как он реагирует на стрессовые ситуации), однако затем разыгрался, закрепился в старте, стал показывать яркую игру, и кульминацией этого стал выигранный кубок Словении, что для такого маленького клуба, как «Интерблок», настоящее событие.

Летом агент игрока подыскивал возможности продать Иличича как можно выгоднее, но тот остался в «Интерблоке» на второй сезон, ставший настоящим кошмаром. Клуб, только достигнувший значимой отметки, начал стремительно терять высоту. Часть игроков разбежалась в другие команды, осталные больше выясняли отношения между собой, нежели играли в футбол. Йосипа, оставшегося единственным ценным активом, категорически не хотели продавать, а в итоге и вовсе усадили на скамейку запасных.

В результате клуб вылетел из первого дивизиона (кстати, проиграв в стыках «Триглаву»), а Йосип оказался просто-напросто никому не нужен. Агент же, который уверял Иличича в его востребованности, внезапно испарился вместе со всеми «многочисленными» предложениями.

Для профессионального футболиста оказаться в такой ситуации в 21 год – серьёзный повод задуматься над тем, стоит ли вообще продолжать. Не являясь бойцом по характеру, Иличич всё больше погружался в апатию, и в какой-то момент даже опустил руки и готов был закончить с футболом.

Вот как позже сам игрок вспоминает этот период: «Это был один из самых тяжёлых этапов жизни. Мной интересовались в Молдавии, но меня обманул агент, и я остался без клуба. Я думал о работе грузчиком, потому что иногда не ел целый день».

Возможно, мы бы никогда и не услышали об Иличиче, если бы не внезапно ворвавшийся в наше меланхоличное повествование Златко Захович – легенда словенского футбола. Человек, под которым горела земля, который горел сам и который устраивал пожар вокруг себя. В бытность игроком он запомнился не только игрой на поле, но и скверным характером за его пределами: постоянные ссоры и перепалки с тренерами и руководством сформировали его образ неуживчивого скандалиста. Однако именно он, будучи на тот момент директором «Марибора» – крупнейшего футбольного клуба в стране, – решил забрать Йосипа к себе. Что его на это сподвигло – знает только сам Златко.

Легенда словенского футбола – Златко Захович. Источник фото: https://www.livesport.ru
Легенда словенского футбола – Златко Захович. Источник фото: https://www.livesport.ru

А дальше смотрим, как делают бизнес в Словении. 1 июля 2010 года «Марибор» подписывает Иличича из «Интерблока» за 80 тысяч евро. Игрок, внезапно для многих, сходу начинает заявлять о себе, показывая великолепный футбол, и пробивается в основу команды. 19 августа «Марибор» играет в Лиге Европы с «Палермо» первый матч и проигрывает 3-0, а 26 августа в ответной игре выигрывает 3-2. Иличич оба матча провёл на каком-то запредельном уровне, и уже 27 августа «Палермо» объявляет о подписании Йосипа за 2,3 млн евро. Всего за 2 месяца «Марибор» заработал 2,2 млн евро. Неплохо, не так ли?

«Палермо»

«Палермо» 2010-х годов для заядлого футбольного болельщика – это яркая атакующая команда, в которой царствовал Хавьер Пасторе, забивал Фабрицио Микколи, а ворота охранял Сальваторе Сиригу. Это время можно назвать поздним рассветом Йосипа Иличича. Словенец перешёл в клуб вместе со своим соотечественником Армином Бачиновичем, что, безусловно, помогло ему быстрее адаптироваться в Италии. В команде была дружеская атмосфера, тренер видел в Йосипе игрока старта и не оказывал на него никакого давления, а президент клуба Маурицио Дзампарини буквально заменил нападающему отца. В этих условиях Иличич расцвёл.

Великолепный дальний удар, благодаря которому Иличич забил пару эффектных мячей, умение создать для себя свободное пространство, а также возможность сыграть в полузащите в те моменты, когда Пасторе был не в настроении, превратили Иличича в одну из восходящих звезд Серии А.

Иличич в «Палермо». Источник фото: https://wcngg.com
Иличич в «Палермо». Источник фото: https://wcngg.com

Однако, следующий сезон Йосип не то чтобы провалил, но выглядел бледной тенью самого себя. Он по-прежнему старательно отрабатывал на поле, по-прежнему мог обыграть двух-трёх соперников, но результативных действий стало существенно меньше. Тем не менее, Иличич пользовался безграничной любовью фанатов, внимание которых после ухода Пасторе в «ПСЖ» было всецело приковано к словенцу.

За это ЙоЙо (как Йосипа прозвали в Италии) сполна отплатил в своём третьем и заключительном сезоне за «Палермо». В сезоне 11/12 сицилийцы играли просто ужасно: тренеры сменялись один за другим, команда не понимала, во что играть, а от прежнего блеска и авантюризма практически ничего не осталось. Ничего и никого, кроме Иличича. Словенец рвал и метал на всех участках поля: он отрабатывал в защите, бороздил бровку, убегал в контратаки, доводил до изнеможения оборону противников своими финтами. Выходил играть в нападении, в центре полузащиты, вингером. Казалось, он был готов отдать каждую крупицу себя этому клубу. Иронично, что, чем ярче играл Йосип, тем хуже выступала остальная команда. По окончанию сезона 12/13 «Палермо» не смогло спастись от вылета, а удерживать у себя игрока такого масштаба было сродни преступлению. Так 23 июля 2013 года Иличич перешёл в «Фиорентину» за 9 млн евро.

«Фиорентина»

Четыре года, проведённые во Флоренции, вряд ли можно записать в актив Йосипу. «Фиорентина» в ту пору реглуярно сражалась за зону Лиги Чемпионов, стараясь стать второй силой в Италии. Приход Иличича расценивался, как подписание игрока, который может стать лидером команды и повести её к новым вершинам. Но излишняя амбициозность команды и чересчур серьёзный настрой скорее пугали ЙоЙо, чем вдохновляли на подвиги.

Презентация Йосипа в «Фиорентине». Источник фото: https://marioguindel.blogspot.com
Презентация Йосипа в «Фиорентине». Источник фото: https://marioguindel.blogspot.com

Игрок практически сразу после перехода получил травму лодыжки, которая в совокупности с серьёзной конкуренцией за место в составе с Куадрадо, Хоакином и Джузеппе Росси усугубила и без того нестабильный эмоциональный фон словенца. Игрок стал более замкнутым и всё больше уходил в себя, выискивая причину своих неудач.

Ключевым игроком Иличичу не удалось стать и во втором своём сезоне за клуб. Винченцо Монтелла – тренер «фиалок» того времени – попросту не понимал, когда он может надеяться на словенца, а когда – нет. Йосип играл слишком нестабильно даже в пределах одного матча: он мог выдать гениальный пас или совершить яркий проход и тут же выключиться и недоработать в следующем эпизоде. Это раздражало тренера, и всё чаще он предпочитал Йосипу его конкурентов.

C приходом в клуб Салаха Иличич пережил некий ренессанс. Игроки отлично понимали и дополняли друг друга, образовав связку, которая сумела пошуметь в Серии А. В конце сезона 14/15 ЙоЙо забил 7 голов в 6 последних матчах и сохранил эту форму на следующий сезон.

Однако, чтобы получить цельное представление об игре Иличича в «Фиорентине», стоит обратиться к статистике, а она безжалостна к Йосипу: в 106 играх за клуб словенец отыграл 90 минут лишь 23 раза. Вряд ли это можно считать хорошим результатом.

С болельщиками «фиалок» у Иличича, кстати, тоже не сложилось тёплых отношений. Тифози обвиняли словенца в нестабильности и незаинтересованности в результате. Кто-то из них считал, что футболист-самоучка просто не понимает тактических задумок тренера, кто-то упрекал футболиста в том, что он не отрабатывает на поле, как это делал в «Палермо». Йосипа, который дважды становился лучшим бомбардиром клуба, такое отношение сильно ранило, о чём он не стеснялся говорить в интервью.

Масло в огонь подливал ещё и постоянный интерес к игроку со стороны европейских команд: «Ливерпуль», «Севилья», «Байер» – все они хотели заполучить себе нападающего. Со стороны казалось, что талантливый игрок просто не подходит «Фиорентине», клуб неправильно его использует. А вспышки блестящей игры только укрепляли эти догадки.

На фоне постоянного стресса и переживаний за свою игру у Иличича снова начали возникать ментальные проблемы. Одноклубники отмечали резкие перепады настроения у словенца: в один день он мог прийти искрящимся от счастья, смеяться и подшучивать над остальными, а на следующий день ни с кем не разговаривать и выглядеть подавленным и угрюмым.

Йосип решил разобраться в себе и отправился в Неаполь к известному психотерапевту Пьетро Маранджелло, который выявил у игрока биполярное аффективное расстройство и назначил курс лечения. Это известие не осталось незамеченным в СМИ, и «Фиорентина», опасаясь, что игрок вообще может перестать играть в футбол, поспешила продать его в «Аталанту» за 6,4 млн евро.

Тёплого прощания не вышло. Игрок был обозлён на клуб и фанатов, а те, в свою очередь, считали, что нападающий не оправдал возложенных на него надежд. С одноклубниками Йосип практически не общался. Единственным его другом был Давиде Астори. Остальные относились к нему довольно прохладно. Так Диаманти говорил об Иличиче: «Если бы он как следует старался, то играл бы за топ-клуб, но в «Фиорентине» ему неуютно».

Нестабильность и недосказанность – вот два слова, которыми можно описать этот период жизни Йосипа.