Граффити — это форма искусства, которая окрашивает серые городские стены красками и выражает творческую сущность уличного пространства. При этом вопрос об истинной «сущности» граффити остается загадкой, ставя на разные чаши весов искусство и вандализм.
Именно на пересечении классической живописи и «подпольного» граффити появляется феномен, оставивший свой след в сознании миллионов, — уличное искусство. В рамках выставки «Найти Бэнкси», посвященной творчеству известного британского художника, посетители получат уникальную возможность погрузиться в мир таинственного граффитиста, чья личность до сих пор остается загадкой. Давайте вместе разберемся, что же такое граффити — искусство или вандализм!
Разгадывая послания гениального «вандала»
Бэнкси, будучи анонимным художником, стремится эпатировать и провоцировать общество, поднимая на повестку дня актуальные проблемы. К примеру, одна из самых знаменитых его работ — «Девочка с воздушным шаром», волосы и платье которой развеваются на ветру. Она тянется к красному воздушному шару в форме сердца, который, являющийся единственным цветным пятном, выступает в качестве архетипического символа любви, детства и свободы. Воздушный шар — это больше чем простая детская забава; он олицетворяет такие хрупкие понятия, как мечты и надежду. Это культовое изображение впервые появилось в 2002 году на стене в Саут-Бэнке — одном из районов Лондона. Изображение сопровождалось надписью «Всегда есть надежда».
«Девочка с воздушным шаром» стала не только символом легкости и невинности, но и своеобразным «триумфом» уличного искусства. 5 октября 2018 года холст с этим изображением в рамке был продан на аукционе в Лондоне за невероятную для уличного художника сумму — 1 042 000 фунтов стерлингов. Через несколько мгновений после объявления максимальной цены за лот, произведение стало самоуничтожаться с помощью скрытого шредера, который Бэнкси встроил в раму. К счастью, была измельчена только нижняя половина, а не все полотно. Участники аукциона с ужасом наблюдали за происходящим. После инцидента картина была переименована в «Любовь в мусорной корзине» и, несомненно, значительно выросла в цене, как произведение искусства, впервые за всю историю созданное на аукционе.
Эволюция уличного искусства: от уличных стен к выставочным залам
Выставка по мотивам творчества Бэнкси — своеобразный мост между городским пространством и галерейными залами, представляющий собой демонстрацию эволюции уличного искусства. Перед посетителем открывается уникальная возможность наблюдать, как творчество художника, начавшееся на улицах Бристоля, трансформируется в неотъемлемую часть мировой художественной культуры.
Работая в различных условиях, Бэнкси легко балансирует между мирами уличного и изящного искусств. Это смешение жанров наглядно проиллюстрировано в работе «Подсолнухи с бензоколонки». Картина собирает воедино некоторые из наиболее важных для Бэнкси проблем. В основе его творчества лежит убежденность в том, что искусство должно быть для людей: он считает, что, закрывая его в музеях, мы подавляем его потенциал изменить мир. Вандализм в его работах — будь то краска из баллончика на уличной стене или использование шедевра Ван Гога (именно его картина «Подсолнухи» лежит в создании работы) — в конечном итоге служит зеркалом современного общества.
Изменив работу Ван Гога, Бэнкси предостерегает от опасностей придания излишней элитарности так называемой музейной живописи. В то же время изображение подразумевает более широкое представление о загрязнении окружающей среды — еще одной из центральных тем творчества Бэнкси.
Где кончается стена и начинается взаимодействие
Благодаря Бэнкси уличное искусство переступает границы стен и становится перформансом, своего рода взаимодействием с публикой. На выставке посетители могут стать частью произведений искусства: например, «прокатиться» в вагоне лондонского метро. Инсталляция в мельчайших деталях воспроизводит вагон, разрисованный крысами. Эта работа была посвящена эпидемии COVID-19, а именно отрицательному отношению художника к действиям британского правительства во время пандемии.
Крысы изображены в разных ситуациях: одна из них прыгает, используя медицинскую маску в качестве парашюта; другая пишет сообщение на стене, а третья чихает, не прикрывая мордочку. Еще одна крыса, свисая с поручня, предлагает дезинфицирующее средство для рук, побуждая людей соблюдать гигиенические нормы в борьбе с вирусом.
Это был крайне смелый шаг: Бэнкси разрисовывал вагон метро в рабочее время, когда в нем находились обычные пассажиры. Его личность осталась загадкой благодаря защитному костюму, маске и очкам. По решению властей города, работы были закрашены в связи со строгой политикой против граффити.
Искусство на улице VS искусство в галерее
Сравнение уличного искусства с так называемыми «музейными» работами становится ключевой темой выставки. Посетитель выставки видит резкий контраст между такими проектами художника, как «Бэнкси против Бристольского музея» и «Дисмаленд. Парк для разочарованных», проделками Бэнкси в музеях и «Гетто Санты».
Бэнкси всегда внедрял в свои работы элементы интерактивности, и выставка на ВДНХ не является исключением. Граффити-пространство предлагает посетителю не только наблюдать, но и взаимодействовать с искусством, позволяя ощутить себя участником творческого процесса.
Поставленный вопрос о том, что же представляет из себя граффити: искусство или вандализм, остается без явного ответа. Граффити, как и стрит-арт в целом, по сей день вызывает дискуссии и споры. Однако Бэнкси своим творчеством показывает, что уличное искусство может быть по-настоящему глубоким. В его работах мы видим не только красивые картинки на городских стенах, но и форму искусства, которая воплощает и комментирует современную повестку.
Приходите на выставку «Найти Бэнкси» на ВДНХ в павильоне №22 и сформируйте свои собственные выводы!
Ждем вас ежедневно с 10:00 до 21:00 в павильоне №21.