Найти тему

Почему «Охотник на оленей» - великое кино?

Постер «Охотника на оленей» 1978 г.
Постер «Охотника на оленей» 1978 г.

«Охотник на оленей» Майкла Чимино - признанная классика, подлинный шедевр, являющийся эквивалентом таких фильмов о Вьетнаме, как «Апокалипсис сегодня» и «Цельнометаллическая оболочка». Золотой глобус, две награды Британской киноакадемии и пять Оскаров, в том числе за лучший фильм - вот заслуги «Охотника на оленей», но этим он, конечно, не ограничивается.

В своё время фильм был довольно скандальным. Многие критики увидели в «Охотнике на оленей» оправдание войны. Вьетконговцы здесь показаны апатичными монстрами, не чурающимися морально ломать американских солдат. Самое яркое доказательство этому, в том числе и одна из самых запоминающихся сцен фильма - игра в русскую рулетку во вьетнамском плену. Большинство персонажей теряет самообладание, впадает в истерику, сходит с ума прямо на глазах, но вьетнамцы получают от этого истинное удовольствие. В реальности, конечно, всё было далеко не так однозначно. Во Вьетнаме так ни разу и не была зарегистрирована пытка русской рулеткой, так что судить об исторической достоверности картины не стоит. Но не стоит также и забывать, что 1970-е - олицетворение самовыражения в кинематографе, так что я предпочту рассматривать «Охотника на оленей» прежде всего с художественной точки зрения. 

Сцены русской рулетки.
Сцены русской рулетки.

Что из себя представляет сцена русской рулетки? Это, пожалуй, одна из лучших немасштабных демонстраций ужасов Вьетнамской войны. Длинные сцены с лицами испуганных солдат, крысы, бегающие по телам убитых, контраст смеющихся вьетнамцев и сломленных от страха американцев, а также действительно потрясающая игра Роберта Де Ниро и особенно Кристофера Уокена создают такой скачок напряжения для зрителя, что он наблюдает за этим, так сказать, вжавшись в кресло. Одна эта сцена - уже достижение, к которому сможет прийти далеко не каждый, но что по поводу остального фильма?

Сцены русской рулетки.
Сцены русской рулетки.

«Охотник на оленей» поделен на три части: до войны, во время войны, и после войны. Основная часть первого акта (до войны) - сцена свадьбы одного из персонажей. Должен сказать, ощутимо долгая сцена свадьбы. Она представляет из себя идиллический регистр традиций и беззаботной жизни, которые нужны, в первую очередь чтобы показать особый контраст между жизнерадостным досугом и жестоким Вьетнамом. Это сцена дает заряд легкого настроения, не только раскрывающего образы главных героев, но и показывающего много интересных деталей, которые сыграют свою роль в дальнейшем, например, тайная симпатия персонажа Роберта Де Ниро к персонажу Мэрил Стрип. Сцена свадьбы стала одной из наиболее сложных для всего фильма. Изначально хронометраж её должен был занимать около двадцати минут, но по ходу съемок стал составлять уже более сорока. Огромное количество материала появилось из перфекционистских привычек Майкла Чимино, из-за чего бюджет картины, составлявший 7 миллионов, был исчерпан еще в первом акте и впоследствии был увеличен до 14-ти миллионов, а хронометраж, в свою очередь, стал составлять уже более трех часов. Сцена свадьбы может показаться затянутой, а кому-то даже скучной, в какой-то мере, так оно и есть, но без сцены свадьбы Майкл Чимино просто не добился бы того контраста, к которому пришел в итоге. 

Сцена свадьбы.
Сцена свадьбы.

Как вы уже могли понять, весь фильм состоит из контрастов. Контраст между беззаботной жизнью и Вьетнамом, контраст между американцами и Вьетконговцами, контраст между невероятной красотой природы и убийством оленя в одном из эпизодов картины, или контраст между задорной и романтичной песней «I Love you baby» в начале и трагически-патриотичной «God bless America» в конце. Контраст, пожалуй, одно из главных достоинств фильма.

Эпизод убийства оленя.
Эпизод убийства оленя.

Что можно сказать о финальном акте картины (после войны)? Это, на мой взгляд, лучшая часть фильма. Опустошение, боль и отчужденность смешиваются здесь с острыми темами вьетнамской проституции, наркомании, безумия, посттравматического синдрома и ощущением того, что некогда беззаботная жизнь осталась далеко позади, наступил новый период в жизни, период потерь, безысходности и тоски о прошлом, прошлом, которое зритель видел совсем недавно, но прошлом, которое уже не вернуть.

Кадр из фильма «Охотник на оленей» 1978 г.
Кадр из фильма «Охотник на оленей» 1978 г.

«Охотник на оленей» безусловно слишком критически относится к вьетнамскому народу, отчего его критика вполне понятна. Однако я приверженец того, что фильм, в первую очередь художественное произведение, а как художественное произведение, эпический по своему масштабу и замыслу «Охотник на оленей» - великое кино.

9,5/10.

Кристофер Уокен в фильме «Охотник на оленей» 1978 г.
Кристофер Уокен в фильме «Охотник на оленей» 1978 г.