Метаморфоза бандита в мента или иного представителя власти - фабула более чем актуальная для современной России. Об этом сказано, пересказано, и есть, что ещё сказать, ведь в стране будто не смогли понять, что власть отдавать бандитам не стоит, ведь плохо при таком раскладе буквально всем (и властьимущим тоже) и всегда, плохо перманентно и тенденция прогрессирует. Хотя этот вопрос давно огласили в Жмурках и много где, вопрос только продолжает наращивать актуальность. Подтверждением этому сериал Инспектор Гаврилов.
В самом начале используют типичный манипулятивный прием (кстати, только что врубился, что эт типичный прием спасите котика (есть такая книга по сценарному искусству, мельком читал, не впечатлился, но в мейнстримном сообществе сценаристов все этой книгой восхищаются, хотят выйти замуж и завести от Спасите котика (книга так и называется) детей)) который используется для того чтобы вызвать симпатию к герою. Здесь прием говорит о противодействии беспорядку. Гаврилов вступается за официантку, бьёт клиента кафе. При этом Гаврилов в костюме полицейского, но с привычками бандита и этим создатели сериала как бы протаскивают требуемый симбиоз, которым хотят заставить зрителя восхищаться.
Конечно, этот прием удовлетворяет важную потребность, запрос общества. Более того, такой запрос существует и среди правоохранителей. Достоверно известно, что есть полицейские, которые переживают за свою работу и размышляют о нравственности. Проблема, если не вечная, то весьма человечная и существующая веками. С одной стороны, всегда есть некие моральные побуждения действовать по отношению к другим людям более мягко, как бы с надёжной и верой в возможность людей исправляться, а также с акцентом на собственное милосердие. На этом выстраивается и законодательный прогресс. С другой стороны, есть проблема преступников, которые таким отношением могут пользоваться.
Такое решение показывают в самом начале сериала, когда как бы Гаврилов (бандит укравший одежду полицейского) сидит в кафе и на просьбу официантки утихомирить посетителя, который буянит и кидается хлебом, походя бьёт этого клиента башкой об стол. Понятное дело, в зрителе подобные сцены должны вызывать сначала реакции наподобие: вот такие полицейские самые классные, всех плохих башкой об стол. И, понятное дело, зрителю не покажут больше ничего про этого клиента, к примеру, что персонаж, например врач, который отфигачил в хирургии двое суток и теперь пытается отдохнуть после напряжённой работы и немного поплавился. Либо, что этот персонаж – обычный обыватель, немного хамоватый, который после такого агрессивного поведения более статусного человека пойдет вымещать всё на более слабых и выйдет трагедия, которой могло бы не быть, если как бы Гаврилов вел себя корректнее. Кучу таких вариантов возможно накидать и, главное, что эти варианты жизненные и гораздо более реальные, чем весьма кретинский способ решения проблем, который Гавриловым предлагается.
Поверхностному взгляду может казаться, что проблема как бы решается, но проблема решается как бы.. на самом деле усугубляясь.
При этом зрителю показывают подробности про самого героя, который не только кидает комерса, но и почти способствует гибели мента. По крайней мере, не делает, как нормальный человек, который в такой ситуации сообщил бы и дёрнул за ручку в тамбуре. Понятно, такое поведение возможно оправдать идеологией урки: комерсов и следует кидать, а ментов по возможности уничтожать. Проблема только в том, что такая история скармливается зрителю и, будем откровенны, с мировоззрением многих зрителей великолепно резонирует. В итоге публику привлекают чувством ненависти и наслаждением уничтожения классовых врагов.
Дальше больше и появляется картина того самого полицейского из бандитов, то есть представителя власти и закона, который имеет в мировоззрении свой особый, но при этом и понятный народу закон и чувство справедливости. Для российского общества подобные метаморфозы тем более актуальны, с учётом того, как активные деятели девяностых годов предыдущего века легализовались, а зачастую вполне реально стали чиновниками и силовиками. В этом смысле сериал показывает, что в действительности россияне теперь имеют ту власть и общественный строй, который хотят. Ведь покажи такого Гаврилова, многие не станут особенно задумываться, а скажут, вот – хороший мент, настоящий.
P.s. Сериал, в целом, любопытный. На мой взгляд, сценарий явно проседает иногда: то есть первые серии классные диалоги, а с третье диалоги сделаны на отшибись, но потом иногда улучшаются. Есть много слоёв, к примеру, сюжет с похищением судьбы/персоны, мистический сюжет. Ведь Медный (бандит) похищает как бы и биографию, присваивает судьбу Гаврилова. Есть возможность разобрать мотивации и структуру отношений героев, продвивгаемые идеи. В общем, если кому-то любопытно более точечно, так сказать) разобрать, здесь ещё есть о чём сказать🙂