Чтобы сфокусировать внимание на развитии менталитета, можно привести один из примеров зарекомендовавшей себя концептуальной системы развития лидерства, показывающей, как вертикальное развитие проходит через серию прогрессирующих стадий.
Концептуальная система признает, что тогда как все менталитеты по своей природе ценны, а различия между ними очевидны, то более высокие уровни лучше соответствуют возрастающей комплексности.
Менталитеты исследуются так же рядом академических областей, например, «теорией развития систем». Исследователи данной дисциплины изучают раскрытие потенциала человека в направлении более глубокого понимания, большей мудрости и эффективности действий в социальных отношениях, в бизнесе, в мире в целом.
Теории развития предоставляют последовательное понимание того, как люди интерпретируют события и свой опыт. Они помогают предугадать то, каким образом они будут поступать во многих ситуациях.
Менталитеты составляют неотъемлемую часть того сложного способа, каким люди себя выражают. Исследователи теории развития, говоря о менталитете, используют несколько взаимозаменяемых терминов, включая такие как «системы придания смысла», «логика деятельности» и «ментальные модели» или фрэймворки: логические программы, с помощью которых и интерпретируется опыт или ситуация.
Сьюзанн Кук-Гройтер, исследующая вопросы развития, описывает два основных аспекта роста и расширения менталитета «горизонтальное развитие», которое может быть соотнесено с процессуальным типом восприятия и «вертикальное развитие», которое может быть соотнесено с результативным типом.
Горизонтальное развитие относится к расширению способностей к увеличению знаний, навыков и талантов, связанных с текущим менталитетом. Горизонтальное развитие является плацдармом для большинства конвенциональных образовательных усилий, достигаемых посредством ряда традиционных методов и подкрепляемых в процессе обычного взаимодействия с жизненными ситуациями. Оно представляет собой как бы "почву" для трансляции опыта руководителя или состояния окружению.
Вертикальное развитие связано со сдвигами в способностях от текущего способа, которым индивид осуществляет придание смысла, к более широкому, более комплексному менталитету.
Вертикальное развитие относится к тому, как индивид обучается видеть мир новыми глазами, как он или она изменяет способ толкования своих переживаний, и как такой человек трансформирует свои взгляды на реальность. Оно описывает углубление индивидуального опознавания — расширение того, на чем индивид может сосредоточить внимание и тем самым, на что он или она может повлиять.
Уровни вертикального развития обычно описываются по-разному, в зависимости от принятой методологии. В исследованиях консалтинговых компаний выделяются 6 основных типов менталитета руководителей, которым приводят соответствующие характеристики по типу мышления, вкладу в развитие и самоидентичности.
Дипломат. Демонстрирует лояльность избранной группе. Зачастую использует конкретные операции, ориентируясь на конкретику. Думает об отдельных предметах, без совокупности и структурированного целого. Старается поддерживать лояльность и приверженность к компании. Поддерживает порядок, избегает конфликтов и ищет одобрения. Соответствует или обеспечивает соблюдение политики, правил, социальным ожиданиям предпочтительной группы. «Хочет принадлежать»
Эксперт. Проявляет знания и компетентность специалиста. Использует абстрактную логику и проективную логику. Предлагает сильные тактические идеи и новые решения. Считает логику отрасли единственно верной. Детализацию и достижение совершенства считает важным. Отменяет мнение других. «Знает ответы».
Победитель. Целеустремленно достигает успеха. Пользуется формальной логикой операций ( имеет единую систему функциональных связей). Оптимизирует стратегические выгоды текущей системы (глобальной или локальной). Рациональность и научный метод для него торжествует. Скептически относится к тому, что не доказано. Согласен
не соглашаться. «Выигрывает игру».
Индивидуалист. Понимает относительность взглядов и позиций. Опирается на мета-системный порядок (сравнение, сопоставление, синтез систем, позиций и их свойств). Ставит под сомнения принятые в бизнесе положения, привносит большую осведомленность о мировоззрениях других, может выступать сторонником всех точек зрения. Внутренний, интроспективный фокус.
Ценит себя и других. « Всё не так как кажется».
Стратег. Интерпретирует и переосмысливает ситуации. Уважает всеобщее,
наиболее ценные принципы. Видит взаимосвязь между большими, разрозненными программами и знаниями. Работает с парадоксами и противоречиями. Создает новые парадигмы из несколько метасистем. Ищет точки роста для всех: «Актуализация себя и других»
Созидатель. Понимает присущие всему парадоксы: и в рациональном мышлении, и в языке. Видит сложность в пострациональном, ищет духовные перспективы. Признает ограничения эго, этот тип еще определяют как "алхимик", потому что он осознаёт обусловленные умственные привычки. Интегрирует парадигмы в новое поле для глубокого преображение предыдущих. "Карта это не территория».
Иногда выделяют и еще один уровень руководителя соответствующий ироничному мировосприятию. Таких лидеров и бизнес-руководителей немного. Эмпатийная связь и принятие других мнений на этом уровне являются обычным опытом.
В условиях современного социально-экологического кризиса, расширяющегося потока информации, ускорения процессов обмена информацией, а также необходимости сокращения затрат времени в процессе принятия эффективных решений важно использовать такую когнитивную методику, которая будет способствовать правильному усвоению информации, анализу и оценке.
Многие специалисты по вопросам развития бизнеса и личностного роста сотрудников фирм используют интегральный трансдисциплинарный подход в качестве концептуальной модели. Главной целью такого консалтинга является развитие менеджеров компаний до высокого осознанности, умения принимать эффективных решений, способствующих устойчивому развитию.