Найти тему
Оськин дом

Фильм «Евгений Онегин» 2024. Полный разгром

Дья́вол в дета́лях — распространенное идиоматическое выражение, означающее, что в любом явлении есть малозаметные составляющие, которые, тем не менее, сильно влияют на его суть.

Вступление. Друзья, мыслей много, одна лезет на другую, поэтому заранее прошу прощения за путанность повествования. Всё-таки я не писатель, излагаю как могу. Это из серии: не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет.

Сейчас будет много плохих слов. Если фильм вам понравился, не читайте. А если будете читать, то помните, что это всего лишь фильм, и про фломастеры разные на вкус помните. Если моё мнение не совпадёт с вашим, не обижайтесь! Я же вообще не специалист. Просто хочу поделиться — столько эмоций после просмотра, что невмоготу удержать их в себе.

Я никогда не выискиваю ошибки в фильмах, которые мне нравятся, а в плохих фильмах не ищу ошибок просто потому, что на плохой фильм мне всё равно.

Но иногда получается так, как с «Евгением Онегиным». Ты был настроен на хорошее, ты почитал положительные отзывы, ты всем сердцем желал красивого исторического зрелища, а в тебя с экрана вдруг как полетят гранаты ляпов-ошибок-неточностей-наплевательства! В тебя не попадают, не убивают, но падают совсем рядом и глушат, и глушат, и ты не успеваешь прийти в себя после одного взрыва, как следует второй. А когда всё-таки в бомбардировке случается перерыв, ты сидишь оглохший на оба уха и пытаешься проморгаться от пыли. Фильма в такой ситуации почти не видно. Зато ты невольно сосредотачиваешься на ошибках, потому что тебе их кинули прямо в лицо.

Итак, начинаем.

Что такое «Евгений Онегин» кроме любовной истории? Это:
— эпоха,
— «энциклопедия русской жизни»: дворянское общество 1820-х годов, его уклад, привычки, традиции, быт.
— лёгкость, изящество, грация пушкинского слога, мелодия стиха.

Ничего этого вы не увидите и не услышите.

Всё свелось к человеческому фактору линии Татьяна-Онегин-Ленский-Ольга на фоне нарядной картинки. Я бы сравнила всё это с диснеевским мультиком про принцессу. Красивые интерьеры, красивая природа, красивая принцесса. Конец не типичный, не принцессин, тут Пушкин не угадал. Но я бы совсем не удивилась, если бы режиссёр в угоду зрелищности всех их переженил, и все родили бы по двойне. Включая няню. А что? Почему нет?

Нелепостей в фильме так много, что их все не перечесть.

Поэтому расскажу о тех, которые ранили в самое сердце, и забыть их невозможно. Ну и о других разочарованиях.

Первым шоком стала Истомина, её выступление. Тут я позволю себе процитировать поэта. Это одна из самых любимых моих строф в романе, да и в жизни:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла — все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

Я не могу это читать без мурашек. Я так ярко себе всё это представляю, я так хотела это увидеть! Гораздо больше, чем Татьяну и Евгения. Я так ждала! Но тут в меня прилетела первая граната. Я не увидела балерину лёгкую «как пух из уст Эола», я не видела стан, который свивается и развивается, и ножку я не видела. Я увидела чью-то племянницу под музыку бегающую по сцене. Если на роль Татьяны взяли жену режиссёра, то на роль примы петербургского Большого театра взяли, видимо, племянницу сценариста. Может оператора? Продюсера? Ни лёгкости, ни грации, ни волшебства. Милая девушка и больше ничего.

Итак, разочарованная, но не потерявшая надежды, иду дальше. Следующий момент, который заставил меня подскочить на кресле, такой. Показывают крепостного мальчика, потом мы узнаем, что это внук татьяниной няни, который куда-то бежит. Просто деревенский мальчик бежит в кадре. Я точно не помню, но, по-моему, это был момент, когда Евгений явился в усадьбу, и дворня собралась посмотреть на нового барина. Вот и мальчишка прибежал.

Хотя я сейчас думаю вот что. Мальчик — внук няни Татьяны. Какого ляда он делает в имении Онегина? Может по делам каким послали? Или режиссёру просто захотелось показать мальчика, а кто он и где живёт, какая разница? Тогда нет ничего удивительного в том, что крепостной Лариных бегает по имению Онегиных, потому что весь фильм снят по принципу «я так вижу» и «какая разница», и нам остаётся только смириться с этим.

Итак, мальчик бежит. Лето, трава. Мальчик бежит в САПОГАХ. Летом! В деревне! В глуши! В провинции! По траве! Крепостной! Ребёнок! бежит в САПОГАХ! Офонарели они там все что ли? В лучшем случае, в самом лучшем случае, мальчик был бы в лаптях, но я готова биться об заклад, что был он босиком!

И мало того, что сапоги в принципе были. Они ко всему были блестящими, новыми и только серебряных подковок не хватало для полноты картины. Я готова допустить, что где-то неподалёку в соседнем поместье был сын, маленький барчук. У него были сапожки, он их сносил и их подарили дворовому мальчику. Но тогда сапожки не были бы такими новыми. Плюс зачем бы их стали дарить мальчишке из чужого имения? Ведь у самих Лариных, которым принадлежал этот мальчик, сыновей не было. Значит подарили соседи? У них не было своих мальчишек что ли? Всё возможно, всё. Но слишком много допущений. Как говорил Пуаро: «Правильная версия — самая простая». А тут получается целая вавилонская башня.

Почему я так зациклилась на этих сапогах? Потому что это не эпоха! Не жизнь! Это бутафория, которая не даёт погрузиться в атмосферу романа. Это не «Онегин», это мультик про принцессу.

Едем дальше. Отдышавшись от сапог, попадаю на кладбище. Дядя Онегин — барин, хозяин земель, лесов, вод, людей. Он практически бог в своём имении. Его похороны не могут быть без храма, центрального места на кладбище, возможно семейной усыпальницы и священнослужителей, которые на похоронах главные, после покойника, конечно. И вы думаете, я увидела убранную в цветах церковь? Мраморные плиты над могилами родственников усопшего? Может вы думаете я вижу православных священников («попы и гости ели, пили»)? Фрески, иконы, отпевание, свечи? Множество соседей («к покойнику со всех сторон съезжались недруги и други»)? Толпу народа без шапок? Нет, ничего подобного.

Мы видим дерево и самый краешек кладбища. Причём самый дальний и заброшенный — свежих захоронений нет, а надгробные камни на соседних могилах на половину вросли в землю, им лет двести. По-моему, там даже крестов не было (могу ошибаться). То есть местного барина, хозяина и повелителя, зарыли, как кошку под деревом, вне кладбищенской территории, просто где-то рядом, сверху земельку ладошками прихлопали — ок, бро, покойся с миром.

Куда мы попадаем после похорон? Вы думаете на русские поминки? Я тоже так думала. А вот режиссёр думает, что после похорон должен быть полусидячий фуршет (да, я знаю, что это оксюморон, но так было!). Где большой обильный стол? Где кутья? Блины? Кисель? Где люди?

Мы видим трёх с половиной человек, которые с маленькими рюмочками и тарталетками передвигаются по залу и периодически подсаживаются к Онегину, чтобы рассказать ему про турнепс. Допустим, Сарик (так зовут режиссёра) никогда не был на поминках. Но можно же было просто спросить. Есть ещё вариант, он более сложный, конечно, но в принципе осуществимый. Можно было прочитать роман! Да, тот самый, который ты собрался снимать. И если бы Сарик его прочитал, то он встретил бы там как минимум два упоминания о русских поминках:

1. Покойника похоронили,

Попы и гости ели, пили — это описание похорон дяди.

2. За дверью крик и звон стакана,

Как на больших похоронах — это из сна Татьяны.

Ладно, почившего кое-как зарыли, фуршет справили.

Теперь про жилище дяди. Онегин приезжает в деревню, в глушь, в глубокую провинцию, выходит из кареты и что он видит? Он видит Елагин дворец, как тот есть. Открываем Википедию, читаем: «Ела́гин дворе́ц — летний императорский дворец на Елагином острове в Санкт-Петербурге». Что в этом описании самое главное? Главное, что дворец императорский. Оттуда же, из Википедии, узнаём, что дворец в своё время был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны. В строительстве этого здания принимали участие знаменитейшие и очень хорошо оплачиваемые архитекторы и художники. Их было несколько. Назову того, кого все знают — Карла Росси. То есть Елагинский дворец — это царская резиденция, построенная в столице лучшими архитекторами за огромные деньги.

Не слишком ли круто для провинциального дядюшки? Мы не знаем, насколько большим было его состояние. Давайте допустим, что оно было баснословным. И дядя действительно мог выписать К. Росси из Петербурга и оплатить возведение такой махины. Но правдоподобно ли это? Нет, неправдоподобно. Это могло быть лишь в случае редчайшего исключения. И тогда это уже не энциклопедия русской жизни, это я даже не знаю что. Атмосферы нет! Есть красивая нереальная картинка. Тогда чего мелочиться? Взяли бы Аничков дворец, ещё лучше получилось бы.

А ещё лучше было бы забить в строку поиска «дворянская усадьба конца 18 — начала 19 веков» и посмотреть, как оно на самом деле.

Хорошо, мы допустили, что богатый дядя-сумасброд отстроил громаду, как нам показали. Но! Пушкин прямо пишет, что дворец уже обветшал. Да это и не удивительно. Его хозяин старик, очень экономный, живёт один, балов не устраивает, бранится с ключницей и давит мух. Выражение «давить мух» означало в то время — выпивать. До ремонтов ли ему?

И тут нам показывают приём в его дворце (может быть это были те самые фуршетные поминки, может ужин Онегина и Ленского — не помню), и на этом приёме-ужине гостям прислуживает лакей в шикарной ливрее и в белоснежном парике ... пауза .... Когда я пересказала этот эпизод Бабушке, у которой двухтомник «Друзья Пушкина» это настольная книга, она смеялась как девчонка. Я давно не слышала такого её звонкого смеха. Дядя, засаленный халат, старая ключница, брусничная вода и вдруг лакей в напудренном парике. Алес капут. Может Онегин привез лакея с собой из Петербурга? Даже не начинайте.

И лакей этот, и приём всё происходит в зале блестящей, яркой, свежая позолота кругом, паркет сияет. Ну чистый Версаль, зеркальная галерея. Дядя к приезду племянника постарался и пригласил к себе «Квартирный вопрос»? Нет атмосферы! Нету!

Что там у нас дальше.

Дальше знакомство с Лариными. Их дом претензий не вызывает — снимали в Михайловском. Но смущает, что всё новенькое, свежеокрашенное и опять же позолота на стенах. А ведь Ларины вовсе не богаты. Опять всё для красивости, и ничего для атмосферы.

Теперь Ольга. Зачем её сделали такой... ээээ... монументальной?

Такое чувство, что режиссеру рассказали, что Ольга была «кругла лицом», но забыли добавить, что стан у неё при этом был лёгким. Ольга было девушкой стройной, просто круглолицей. А Сарик услышал про лицо и решил, что Ольга была пухловата. Я читала интервью актрисы, она сказала, что для роли ей надо было поправиться на 10 кг. Рукалицо.

А вот еще важное. У Ольги на ушках — клипсы! Клипсы, девочки! Специально потом уточняла — у актрисы не проколоты уши. Потолстеть на 10 кг, она потолстела, а уши проколоть не смогла. Конечно, может у неё какие-то проблемы со здоровьем, и лишние дырки в теле делать ни к чему. Но тогда можно было сделать аутентичные клипсы в виде висюлек. Неужели сложно? Купить пластмассовые клипсы на ВБ, естественно, проще.

На самом деле такие клипсы могли быть сережками с английской застёжкой. Но если посмотреть портреты дам того времени, то везде будут серьги висюльки. Я не нашла информации, когда появилась английская застёжка, может быть в 20-х годах 19 века она уже была, но повторюсь — на картинах я её не нашла. Значит, если она и была, то была редкостью. Опять исключение, не жизнь.

И что особенно обидно, что эти клипсы Ольгу испортили. Она круглолицая, и они крупные и круглые. Смотрелось плохо.

Татьяна и её мать (Алёна Хмельницкая) выглядят почти ровесницами. Очевидно, для того чтобы Хмельницкую состарить, ей нанесли на кожу специальный состав, который имитирует морщинки. Но то ли у состава срок годности кончился, то ли нанесли плохо, но вместо морщинок получились ямки. Хмельницкая выглядела не как стареющая женщина с сеточкой морщин, а как вполне себе молодая и красивая дама, которая нынче ночью по неизвестным причинам решила спать лицом в горох. Это не ляп, это просто какая-то мелочь, непонятно зачем сделанная. Ну не получились морщинки, ну умойте вы её! Не знаю зачем это всё.

Ещё Хмельницкая-мать всё время ходила с непокрытой головой. Но это мелочь по сравнению со следующим убийственным ляпом.

Семнадцатилетняя Татьяна появляется на бале в честь своих именин, здесь внимание! Она появляется, появляется она... в чёрном платье с длинным рукавом и без перчаток! После такого невольно хочется взять паузу и отдышаться.

Для тех, кто не интересуется историей костюма, поясняю. Молодая девушка обязана была явиться на бал в платье светлом, с коротким рукавчиком и в длинных перчатках. Всё. Никак больше. Если бы Татьяна пришла на бал так как она пришла в фильме, то мать отходила бы её батогом и посадила в подпол, чтобы девке мозги вправить.

Это сейчас везде можно ходить, обернувшись в трикотажный кокон и даже в театр (преступление, на мой взгляд). А тогда были строгие правила. Строжайшие. Утренний туалет, платье для прогулок, платье для визитов, для небольших приёмов, для балов. Несоблюдение этих правил каралось исключением из общества. Девушка лишалась возможности найти мужа. Никакая мать не могла этого допустить.

Хотя один вариант явления на бал в чёрном, длинном, безперчаточном наряде всё же можно предположить. Такое могло быть если бы Татьяна захотела эпатировать публику, привлечь к себе внимание, смутить всё общество. Об этой её выходке помнили бы всю жизнь и на любом собрании вспоминали бы её. Уже все участники событий включая Татьяну сошли бы в могилы, а общество вспоминало бы этот случай и осуждало. Кто-нибудь помнит, что Диоген сделал в своей жизни кроме бочки? Нет. Зато бочку помнят все.

Я понимаю, зачем режиссёр одел Татьяну в это платье, он хотел показать её особенность, непохожесть на других. Но только Татьяна Пушкина была пугливой и трепетной ланью, а не малахольной дурочкой и не Жанной Агузаровой.

И ещё ремарка. Требования к нарядам не были столь строгими, если устраивался не бал, а приём с танцами. Но сам Пушкин дважды в романе упоминает, что имеет место именно бал. И даже на приёме с танцами не место чёрному платью на девице.

Что касается танцев. Они там все танцевали вальс. Танцевали, танцевали, вальс кончился, объявили котильон и... все закружились в том же вальсе. Кто-то из мужчин при этом был в сапогах. Чего опять же быть не могло. Только туфли, чтобы не порвать бальные платья.

Потом дуэль. Я совсем не разбираюсь в этом, но даже я заметила, что не было барьера. То есть дуэлянты на глазок должны были прикинуть, когда им можно начинать стрелять.

Очень удивил памятник Ленскому. На нём было написано: «Владимир Ленский». Да, именно так просто. Чего опять же быть совершенно не могло. Надпись, если бы она была, то выглядела бы так: «Владимiръ Ленскiй».

Надо сказать, что про яти в съемочной группе кто-то что-то всё же слышал. Потому что, когда Татьяна пишет письмо Онегину, они там есть. Почему в письме есть, а на памятнике нет? Этим занимались разные люди?

А что касается письма. Татьяна в фильме пишет по-русски. А в оригинале на французском! Плохо тогда дворяне по-русски говорили, особенно в столицах. В деревне с разговорной речью было лучше — другой круг общения, но вот писать Татьяна всё-таки предпочитала на французском. И это опять же Атмосфера! Это нравы дворян в ту эпоху! Это историческая реальность. Но режиссёр в который раз всё это игнорирует.

Теперь анекдот. В какой-то момент Хмельницкая-мать отправляет крепостных девушек собирать в сад яблоки (в романе ягоды). Наверное, все помнят эту сцену. Самое интересное в ней то, что девушкам велено петь во время работы:

Чтоб барской ягоды тайком

Уста лукавые не ели

И пеньем были заняты.

Девушки идут собирать яблоки, в руках у них корзинки, примерно вёдерные. Хмельницкая при этом говорит им:

— Чтобы к вечеру собрали полные лукошки.

Это уже не ляп, это какой-то анекдот. Сколько надо времени, чтобы в саду собрать ведро яблок? Десять минут? Ну если петь при этом, то, наверное, пятнадцать. Почему же девушкам на это даётся минимум полдня? Раз «соберите к вечеру», значит ещё не вечер, а день. Они же не за дичками в лес пошли, а в сад. Неужели из всех актёров, режиссеров, операторов никто яблок никогда не собирал? Но этот ляп был хотя бы смешной.

А вот последний из тех, о котором я хочу рассказать, стал выстрелом в упор.

Татьяна замужем, бла-бла-бла, Онегин пишет письмо (опять по-русски), бла-бла-бла, потом приезжает к ней. На входе спрашивает лакея: «Княжна дома?» Лакей, не задавая лишних вопросов, подтверждает, что княжна дома. Их обоих, как и всю съемочную команду, ничуть не смущает, что княжна — это дочь князя. А жена его всё-таки княгиня.

Хотя этот момент тоже при желании можно объяснить. Татьяна к моменту возвращения Онегина замужем два года. У неё вполне мог быть уже ребёнок. Пушкин не пишет об этом, но надо помнить, что времена были совсем другими, детьми не хвалились, фотографии ножек-ладошек не выкладывали, родила и хорошо, потом ещё пятерых родит. Деторождение было делом обыденным. И вот если у Татьяны действительно был ребёнок, и это была девочка, то лакей мог справедливо решить, что Онегин приехал навестить младенца. Странно, конечно, но мало ли что этим господам в голову придёт.

Итак, Онегин видит княгиню. На губах княгини помада цвета фуксия, на глазах фиолетовые тени. Онегин падает в обморок. Придя в себя, он извиняется за нежданный визит, обманом выманивает у Татьяны своё письмо (не может же он компрометировать себя перепиской с падшей женщиной), и в ужасе убегает, преисполненный сочувствия к князю.

Если бы.

Увы, краска на лице Татьяны Онегина не испугала. То ли ослеп от любви, то ли всё увидел, но сделал правильные выводы — теперь женщина доступна, только плати. Но поскольку он всё же джентльмен, то вида не подал и принялся объясняться. А вдруг удастся получить скидку?

И вот тут я заснула. Да, в самый кульминационный момент мне стало так скучно, что я задремала. Очнулась в последнюю секунду, когда Татьяна своими ярко-розовыми губами выкрикивала Онегину «я отдана, я верна».

Ну и последняя сцена. Татьяна уходит, Онегин застывает как столб, появляется князь, просит Онегина не говорить никому, что от тут видел, и рассказывает, что Татьяна пошла по кривой дорожке, и он собирается сдать её в жёлтый дом. Ой, нет, это я опять что-то перепутала.

Ну вот тут, собственно, и наступил конец. Конец фильма и конец моим мечтам увидеть «Евгения Онегина».

Там ещё много всего было. Зарецкий с модной в 21 веке трёхдневной щетиной, белый цилиндр Онегина и т.д., но я не могу больше это вспоминать.

Друзья, если вы в моём отзыве найдёте ошибки и неточности, обязательно пишите! Буду исправлять.

-2