Найти тему
Нарисуй апельсин!

Золотое сечение в искусстве

Оглавление

Вы же слышали о золотом сечении? Один из прекраснейших способов не думать о композиции.

Что это вообще такое? И зачем оно нужно художникам (и нужно ли?)

Золотое сечение или золотая пропорция

Сначала помучаю вас сухой теорией. Золотое сечение - это отношение двух чисел, когда большее относится к меньшему так же, как большее к их общей сумме. Ну и равняется это все где то 1,618. Сложно? Сейчас объясню всё на пальцах!

Во-первых, вспомним из математики, что "относится" - это значит делится. Отношение - это деление. Теперь посмотрим на схемку:

В этой схеме слева у нас круг - ЦЕЛОЕ. Мы делим этот круг хитрым образом на 2 части и получаем то, что на схеме справа - БОЛЬШУЮ часть круга и МЕНЬШУЮ часть этого же круга.

Так вот! Если мы разделим ЦЕЛОЕ на БОЛЬШУЮ часть, то получим то же самое значение, что и при делении БОЛЬШЕЙ части на МЕНЬШУЮ.

Если все еще сложно, то вот вам другая схемка:

-2

Если длину отрезка АВ разделить на длину АБ, то получится то же самое число, если бы мы АБ разделили на БВ. И это число будет равняться примерно 1,618!

Если сейчас до сих пор нифига не понятно, не переживайте и читайте дальше! Обещаю, не к середине, так к концу статьи вы все поймете!

Если же вы уже все поняли, то не беда - дальше все равно интересно!

Так вот! Это хитрое отношение одного числа к другому (когда большее к меньшему равно большее к целому) и есть ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ или ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ. И она 1,618.

А еще ее называют числом "фи" (1,618 которое). Обозначается греческой буквой φ — от имени древнегреческого скульптора Фидия.

Как связаны числа Фибоначчи и золотое сечение

Зачем оно надо и чем полезно, погорим чуть ниже. А пока посмотрим на прекрасный лайфхак, который нам подогнал один математик из 12 века, чтобы мы не ломали голову с этим "больше", "меньше", "целое" и так далее.

Итак, есть некая последовательность чисел, предложенная Леона́рдо Пиза́нским (он и есть Фибоначчи). Выглядит она вот так:

-3

В чем тут прикол? В том, что каждое следующее число в этой последовательности - это сумма двух предыдущих. Ну вот, например:

-4

Оказывается, отношение каждого числа к предыдущему примерно равно значению золотого сечения. Правда, на первых числах последовательности этого не будет заметно:

Но все равно ооочень близко к золотому сечению
Но все равно ооочень близко к золотому сечению

Но чем дальше, тем ближе к золотой пропорции:

-6

А теперь давайте вспомним пропорцию с отрезками из первой части статьи. Давайте подставим сюда какие-нибудь числа из ряда Фибоначчи:

-7

Мы поделили отрезок длиной 89 см на две части в пропорции ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ, отложив с одной стороны 55 см и 34 см с другой соответственно!

Можно использовать числа из ряда Фибоначчи, чтобы было легче найти золотую пропорцию в любом месте. Два рядом стоящих числа в этом ряду относятся друг к другу в пропорции золотого сечения.

И еще одно маленькое замечание и перейдем к картинам и композиции!

Вернемся к нашему дурацкому отрезку, который мы делили на две части в пропорциях золотого сечения.

Итак, точка Б делит наш отрезок АВ. И мы уже знаем, что АБ/БВ = 1,618.

Но! Можно же и БВ делить на АБ. То есть поделить МЕНЬШИЙ отрезок на БОЛЬШИЙ. И что будет? Давайте посмотрим:

Взяла числа Фибоначчи для простоты. Мы же уже знаем, что ими можно пользоваться в золотом сечении
Взяла числа Фибоначчи для простоты. Мы же уже знаем, что ими можно пользоваться в золотом сечении

Сразу подставила числа Фибоначчи, чтобы проще было считать.

Ой, как удобно!
Ой, как удобно!

Если БОЛЬШЕЕ число делить на МЕНЬШЕЕ, то будет 1,618.

Если МЕНЬШЕЕ делить на БОЛЬШЕЕ, то будет 0,618.

Да, вот такая хорошая особенность у золотой пропорции - ее легко запомнить как в одну, так и в другую сторону!

Так что там с искусством, Лера?

Зачем я вас столько мучила числами?

Считается, что чем ближе к золотой пропорции вы располагаете между собой объекты на картине, тем лучше мозг ваших зрителей будет воспринимать картину в целом.

Например, я взяла картину Густава Климта и поделила ее ширину в пропорции золотого сечения. Стык двух отрезков проходит через тело фигуры женщины. Возможно, у Климта так вышло случайно (то есть он не измерял с линейкой, куда расположить Адель на картине), но дело не в этом. А в том, что фигура выглядит очень гармонично на полотне.

Золотая Адель / Портрет Адели Блох-Бауэр. Густав Климт
Золотая Адель / Портрет Адели Блох-Бауэр. Густав Климт

Как самостоятельно понять, где на вашей картине точки золотого сечения? Самый простой способ следующий.

Предположим у вас холст, размером 30 на 40 см. Сначала найдем золотую пропорцию по ширине. Для этого 40 умножим на 0,618.

40 х 0,618 = 24,72

Получаем 24,72 см. Откладываем эту длину. То же самое по короткой стороне:

30 х 0,618 = 18,54

-11

В точке пересечения двух линий - то самое место, куда можно вписать значимый объект в вашей картине.

Таких точек может быть 4 штуки. Ведь мы можем отложить такие же отрезки с другой стороны!

-12

И вот у нас уже сеточка из золотых сечений! Композиционируй теперь свои объекты сколько творческой душе угодно!

Ну все, картина на миллион долларов, не меньше!
Ну все, картина на миллион долларов, не меньше!

А что, это и правда так важно?

Золотое сечение - один из методов построение композиции. Но он далеко не единственный. Это раз. Два - даже пользуясь им, мы не слепо изображаем предметы на этих пересечениях. Я проверила много известных картин, в которых мне показалось, что художник использовал золотую пропорцию. У меня идеально подошел только Климт. В остальных картинах просто близко.

Не обязательно прям четко попадать в соотношение. Можно поставить объект где-то рядышком, и тоже будет хорошо. Например, как это сделал Иванов:)

Явление Христа народу. А. Иванов. Ну по высоте Иванов четко вписался, конечно. По ширине Иисус вправо съехал. Но, простим ему это!
Явление Христа народу. А. Иванов. Ну по высоте Иванов четко вписался, конечно. По ширине Иисус вправо съехал. Но, простим ему это!

Вот и "Неизвестная" Крамского не то что бы "идеально" вписалась в нашу пропорцию. Но близко. Уверена, Крамской ничего не измерял. Просто написал гармоничную картину, а мы тут пытаемся объяснить ее гармоничность золотым сечением.

«Неизвестная» И. Крамской. Ну согласитесь, мог бы и подвинуть малях вправо!
«Неизвестная» И. Крамской. Ну согласитесь, мог бы и подвинуть малях вправо!

Вы должны помнить, что золотая пропорция - вспомогательное средство композиции. Но не оно диктует вам, как работать, а вы его используете, чтобы помочь себе гармонизировать работу.

Что еще почитать на моем канале: Статья: Художник, про которого забыли на 300 лет