Вы же слышали о золотом сечении? Один из прекраснейших способов не думать о композиции.
Что это вообще такое? И зачем оно нужно художникам (и нужно ли?)
Золотое сечение или золотая пропорция
Сначала помучаю вас сухой теорией. Золотое сечение - это отношение двух чисел, когда большее относится к меньшему так же, как большее к их общей сумме. Ну и равняется это все где то 1,618. Сложно? Сейчас объясню всё на пальцах!
Во-первых, вспомним из математики, что "относится" - это значит делится. Отношение - это деление. Теперь посмотрим на схемку:
В этой схеме слева у нас круг - ЦЕЛОЕ. Мы делим этот круг хитрым образом на 2 части и получаем то, что на схеме справа - БОЛЬШУЮ часть круга и МЕНЬШУЮ часть этого же круга.
Так вот! Если мы разделим ЦЕЛОЕ на БОЛЬШУЮ часть, то получим то же самое значение, что и при делении БОЛЬШЕЙ части на МЕНЬШУЮ.
Если все еще сложно, то вот вам другая схемка:
Если длину отрезка АВ разделить на длину АБ, то получится то же самое число, если бы мы АБ разделили на БВ. И это число будет равняться примерно 1,618!
Если сейчас до сих пор нифига не понятно, не переживайте и читайте дальше! Обещаю, не к середине, так к концу статьи вы все поймете!
Если же вы уже все поняли, то не беда - дальше все равно интересно!
Так вот! Это хитрое отношение одного числа к другому (когда большее к меньшему равно большее к целому) и есть ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ или ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ. И она ≈ 1,618.
А еще ее называют числом "фи" (1,618 которое). Обозначается греческой буквой φ — от имени древнегреческого скульптора Фидия.
Как связаны числа Фибоначчи и золотое сечение
Зачем оно надо и чем полезно, погорим чуть ниже. А пока посмотрим на прекрасный лайфхак, который нам подогнал один математик из 12 века, чтобы мы не ломали голову с этим "больше", "меньше", "целое" и так далее.
Итак, есть некая последовательность чисел, предложенная Леона́рдо Пиза́нским (он и есть Фибоначчи). Выглядит она вот так:
В чем тут прикол? В том, что каждое следующее число в этой последовательности - это сумма двух предыдущих. Ну вот, например:
Оказывается, отношение каждого числа к предыдущему примерно равно значению золотого сечения. Правда, на первых числах последовательности этого не будет заметно:
Но чем дальше, тем ближе к золотой пропорции:
А теперь давайте вспомним пропорцию с отрезками из первой части статьи. Давайте подставим сюда какие-нибудь числа из ряда Фибоначчи:
Мы поделили отрезок длиной 89 см на две части в пропорции ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ, отложив с одной стороны 55 см и 34 см с другой соответственно!
Можно использовать числа из ряда Фибоначчи, чтобы было легче найти золотую пропорцию в любом месте. Два рядом стоящих числа в этом ряду относятся друг к другу в пропорции золотого сечения.
И еще одно маленькое замечание и перейдем к картинам и композиции!
Вернемся к нашему дурацкому отрезку, который мы делили на две части в пропорциях золотого сечения.
Итак, точка Б делит наш отрезок АВ. И мы уже знаем, что АБ/БВ = 1,618.
Но! Можно же и БВ делить на АБ. То есть поделить МЕНЬШИЙ отрезок на БОЛЬШИЙ. И что будет? Давайте посмотрим:
Сразу подставила числа Фибоначчи, чтобы проще было считать.
Если БОЛЬШЕЕ число делить на МЕНЬШЕЕ, то будет 1,618.
Если МЕНЬШЕЕ делить на БОЛЬШЕЕ, то будет 0,618.
Да, вот такая хорошая особенность у золотой пропорции - ее легко запомнить как в одну, так и в другую сторону!
Так что там с искусством, Лера?
Зачем я вас столько мучила числами?
Считается, что чем ближе к золотой пропорции вы располагаете между собой объекты на картине, тем лучше мозг ваших зрителей будет воспринимать картину в целом.
Например, я взяла картину Густава Климта и поделила ее ширину в пропорции золотого сечения. Стык двух отрезков проходит через тело фигуры женщины. Возможно, у Климта так вышло случайно (то есть он не измерял с линейкой, куда расположить Адель на картине), но дело не в этом. А в том, что фигура выглядит очень гармонично на полотне.
Как самостоятельно понять, где на вашей картине точки золотого сечения? Самый простой способ следующий.
Предположим у вас холст, размером 30 на 40 см. Сначала найдем золотую пропорцию по ширине. Для этого 40 умножим на 0,618.
40 х 0,618 = 24,72
Получаем 24,72 см. Откладываем эту длину. То же самое по короткой стороне:
30 х 0,618 = 18,54
В точке пересечения двух линий - то самое место, куда можно вписать значимый объект в вашей картине.
Таких точек может быть 4 штуки. Ведь мы можем отложить такие же отрезки с другой стороны!
И вот у нас уже сеточка из золотых сечений! Композиционируй теперь свои объекты сколько творческой душе угодно!
А что, это и правда так важно?
Золотое сечение - один из методов построение композиции. Но он далеко не единственный. Это раз. Два - даже пользуясь им, мы не слепо изображаем предметы на этих пересечениях. Я проверила много известных картин, в которых мне показалось, что художник использовал золотую пропорцию. У меня идеально подошел только Климт. В остальных картинах просто близко.
Не обязательно прям четко попадать в соотношение. Можно поставить объект где-то рядышком, и тоже будет хорошо. Например, как это сделал Иванов:)
Вот и "Неизвестная" Крамского не то что бы "идеально" вписалась в нашу пропорцию. Но близко. Уверена, Крамской ничего не измерял. Просто написал гармоничную картину, а мы тут пытаемся объяснить ее гармоничность золотым сечением.
Вы должны помнить, что золотая пропорция - вспомогательное средство композиции. Но не оно диктует вам, как работать, а вы его используете, чтобы помочь себе гармонизировать работу.
Что еще почитать на моем канале: Статья: Художник, про которого забыли на 300 лет