Ни в чей адрес за последние годы словосочетание "звёздная болезнь" не звучало так часто, как в адрес Никиты Кологривого. Звезда сериала "Слово пацана" подогрел интерес общественности резонансными интервью, а на днях угодил в полноценный скандал. Что это – закат едва взошедшей звезды или болезнь роста большого артиста?
АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ
Если некто живёт в России, имеет доступ к интернету и скажет, что в конце 2023-го - начале 2024 года ни разу не слышал о Никите Кологривом, я осмелюсь в это не поверить. Признаю свою ошибку, если окажусь неправ, но только после предъявления весомых доказательств.
После премьеры сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" от голоса и лица Кологривого просто не было спасения - актёр оказался чрезвычайно популярен и востребован на ТВ и различных шоу в Сети. Никиты стало настолько "много" в медиапространстве, что очень скоро возникло два опасения. Похоже, как минимум одно из них уже сбылось.
Куда ни плюнь - Кологривый
Первое опасение заключается в том, что с любым популярным актёром рано или поздно приключается "эффект переедания". Вернее, не с самим исполнителем, а со зрительской аудиторией, которая в тот или иной момент ощущает, что её "перекармливают" конкретно вот этим, пусть даже замечательным актёром.
И тут даже дело не столько в артистах, сколько в продюсерах, которые в условиях современной киноиндустрии стремятся ковать железо, пока оно не то что горячо, а в расплавленном, жидком состоянии пребывает. Успеть заработать на популярности вспыхнувшей "звезды" - таковы циничные принципы шоу-бизнеса и кинематографа.
Полноводный поток новостей и видео с участием Никиты Кологривого недвусмысленно намекает: "эффект переедания" в его случае может наступить у публики гораздо раньше, чем это случается обычно. Год-два-три требовалось раньше, чтобы актёр начал надоедать своими появлениями во всех крупных проектах. Особенно если роли очевидным образом артисту не подходят и преследуют лишь одну цель - заработать, пусть и у двух заинтересованных сторон: самого исполнителя и продюсеров.
Наступил ли уже тот самый момент в случае с Кологривым? Сказать сложно, любые оценки тут субъективны. Пока что явного отторжения в адрес звезды не наблюдается.
Скромностью и не пахнет
А вот второе опасение под названием "звёздная болезнь", судя по последним событиям, уже воплотилось в реальность.
В том, что он "зазвездился", актёра начали обвинять едва ли не сразу же после появления в Сети его резонансных интервью. Тех самых, в которых он призывал не возносить на пьедестал своих юных коллег по нашумевшему "пацанскому проекту". В которых заявлял, что является одним из лучших актёров России "здесь и сейчас", а большинство раскрученных "звёзд" до него банально недотягивают как по таланту, так и по мастерству. И в которых критиковал ту особую "славу", при которой сегодня многие хотят стать богатыми и знаменитыми - но только сразу и без особых усилий.
Да и сам Никита стал всё чаще признаваться, что после обретения известности позволяет себе капризы - в частности, непременно на часок опоздает к началу съёмочной смены. Объяснял это Кологривый тем, что таким образом возмещает себе весь тот непрофессионализм со стороны других, с которым он сталкивался в предшествующие годы своей карьеры.
Ещё не стал звездой - а уже пошёл по наклонной?
Однако главным показателем звёздной болезни Кологривого принято считать не критику в адрес коллег, многим показавшуюся высокомерной. И не скандал в студии Первого канала, где Никита повздорил с телеведущим Александром Гордоном, после чего покинул съёмочную площадку.
Окончательно о "звездняке" Кологривого заговорили во второй половине марта 2024-го - по итогам скандального визита артиста в родной Новосибирск. Согласно информации СМИ, отдыхая в одном из новосибирских ресторанов, находившийся в состоянии алкогольного опьянения актёр устроил дебош. Дело дошло не только до рукоприкладства в отношении посетителей заведения, но и до нанесения членовредительства (укус за ногу) официантки. По имеющимся сведениям, в какой-то момент артист предложил девушке познакомиться совсем близко, а после отказа пустил в ход зубы.
21 марта суд Новосибирска вынес решение по делу об административном правонарушении со стороны Никиты Кологривого и приговорил актёра к 7 суткам ареста. Очевидно, что с точки зрения закона актёр относительно легко отделался - по статье о мелком хулиганстве ему грозило 15 суток в изоляторе.
Как повлияет случай в Новосибирске на творческую деятельность Никиты, пока сказать сложно. С одной стороны, известно, что по инициативе самого актёра отменено его участие в гала-концерте "Жванецкий". Впрочем, это ожидаемо - после выхода из-за решётки у Коловогривого будет всего пара дней на восстановление.
С другой стороны, на кинокарьере актёра отдельно взятый эпизод вряд ли скажется. Например, продюсер фильма "Возвращение попугая Кеши" Георгий Малков уже заявил, что прекращать сотрудничество с Кологривым не намерен.
Так что для героя нашего повествования ключевым станет ответ на вопрос: действительно ли скандал в новосибирском ресторане - это частный случай, ошибка, которую артист не повторит в будущем? Или это куда более тревожный звонок?
Так недолго и в Панина превратиться
Помочь Никите Кологривому дать правильный ответ на этот вопрос могут и должны примеры его коллег, которых пресловутая звёздная болезнь, спутником которой неизменно оказывался алкоголь, приводила к печальным последствиям. И пусть в разных актёрских биографиях этот итог был, с позволения сказать, различной степени трагичности, но каждый раз вызывал сожаление по поводу нереализованного, а то и загубленного таланта.
Наиболее наглядный и скандальный пример - Алексей Панин. Актёр, который в начале 2000-х годов по праву претендовал на звание молодой звезды отечественного кино. Но яркие роли в картинах "ДМБ" (2000), "Даун Хаус" (2001), "Звезда" (2002) и особенно в криминальной комедии "Даже не думай" (2003) вскружили артисту голову.
Панин уверовал в свою звёздность, которая, по его представлениям, видимо, была неразрывно связана со вседозволенностью. Последней по-настоящему удачной с творческой точки зрения работой Панина была роль в фильме Алексея Балабанова "Жмурки" (2005). После этого у актёра было ещё множество ролей, но они словно проходили довеском к скандалам с его участием, становившимся всё более отвратительными.
Сейчас очевидно, что как актёр Алексей Панин уже закончился - остался лишь сбежавший из России русофоб, находящийся в весьма специфическом физическом и ментальном состоянии. Причём со шлейфом разбитых судеб за спиной - три официальных брака, три дочери от разных женщин...
"Звездняк" ценой в человеческую жизнь
Ещё более трагический итог имела звёздная болезнь Михаила Ефремова.
Артиста смело можно именовать одним из "золотых мальчиков" советского кинематографа - родившийся в семье великого режиссёра и актёра Олега Ефремова и артистки Аллы Покровской, Михаил начал сниматься ещё в детстве. Сразу стал очевиден его актёрский талант, предложений о съёмках было достаточно. Так что к началу 1990-х появление у молодого человека высокого самомнения было вполне ожидаемо.
К сожалению, высокому самомнению и амбициям, нередко служащим артистам стимулом для дальнейшего развития и творческого роста, в случае с Ефремовым не сопутствовали самодисциплина и способность к самокритике. Михаил Олегович был одним из наиболее востребованных отечественных актёров, что наряду с широко известными проблемами со спиртным в итоге привело к трагедии.
8 июня 2020 года находящийся в состоянии алкогольного опьянения Ефремов сел за руль внедорожника и в центре Москвы, не справившись с управлением, врезался в другой автомобиль. Водитель легкового автофургона Сергей Захаров погиб, а актёр был признан виновным в провоцировании ДТП со смертельным исходом и приговорён к 8 годам заключения.
В настоящее время Михаил Ефремов отбывает наказание в колонии общего режима, адвокаты артиста сообщают о намерении подать ходатайство об условно-досрочном освобождении их клиента. Сможет ли 60-летний актёр с явными проблемами со здоровьем вернуться в профессию - вопрос. Однако имеет ли это принципиальное значение, когда звёздная болезнь (и порождённый ею алкоголизм) уже стала причиной смерти человека?
От героя войны - до уголовника
Наивно полагать, что неадекватность самооценки и поведения на фоне большого успеха являются новшеством современного шоу-бизнеса. В советском кинематографе у знаменитых артистов были точно такие же искушения, как у современных "звёзд", ведь природа актёрского призвания и оказываемое славой воздействие на человека остались неизменными.
Наиболее яркий пример драматичных последствий звёздной болезни у советских артистов являет собой биография Георгия Юматова.
С одной стороны, сравнивать судьбу Георгия Александровича с душевными терзаниями современных "звёзд" не совсем корректно. Ведь Юматов был ветераном Великой Отечественной войны, с 16-летнего возраста начавший воевать с фашистами, несколько раз был ранен и дошёл до Победы. Человеку не было ещё и 20 лет - а он уже видел и пережил такое, что нынешним "творческим личностям" и в страшном сне не привиделось.
Однако списывать жизненную и творческую драму Юматова только на травматический военный опыт неправильно. Ведь сумел же после окончания войны он стать одним из самых известных артистов СССР. Более того - привлекательная внешность вкупе с обаянием и по-настоящему мужским темпераментом сделали Юматова настоящей звездой. Видимо, осознание своего особого статуса вкупе с алкогольной зависимостью и не позволили Георгию Александровичу в полной мере раскрыть свой талант.
Ему было всего 35, когда на экраны вышел самый известный его фильм - "Офицеры". Но уже через несколько лет печально известный среди режиссёров своим непростым характером и запоями артист играл лишь второстепенные или даже эпизодические роли. Папа Тани, дачник, отец Павла, прохожий с бульдогом, шофёр - таковы дальнейшие персонажи Юматова. Конечно, случались и отдельные успехи вроде "Петровки, 38" и "ТАСС уполномочен заявить", но общего вектора они уже изменить не могли. А уже в конце жизни были уголовное дело о повлекшей смерть самообороне, невостребованность в профессии и смерть от тяжёлой болезни.
В качестве не заключения, но многоточия
Примеры того, куда может завести звёздная болезнь, перед Никитой Кологривым, что и говорить, наглядные и печальные.
При этом ни в коем случае не нужно ставить на Никите крест - мол, всё с ним ясно, пошёл по наклонной. Когда Кологривый говорит, что честно заработал свой нынешний статус, он не лукавит. Многие ведь замечают лишь нашумевшее "Слово пацана" - а у Никиты за последние несколько лет было немало ярких проектов, в которых он показал талант и мастерство. Кинотрилогия "Бендер", сериалы "Два холма", "Чёрная весна" и "Оффлайн", киносказка "По щучьему велению"...
Что касается резонансных высказываний Кологривого... Ну, его как профессионала могут не впечатлять Смоктуновский или Абдулов, дело вкуса. К тому же опыт дело наживное. По части критических замечаний к новому поколению "звёзд" - скажем честно, под многими подобными высказываниями Никиты большинство из нас подпишутся. А найдёте вы ещё одного столь же яркого и популярного артиста из поколения "30 минус" (тридцать лет Кологривому исполнится осенью), который бы так же публично высказал слова благодарности участникам спецоперации? Если найдёте, сообщите, будьте любезны - удивлюсь и слезу радости пущу.
После оглашения приговора Никита Кологривый в зале суда сообщил многочисленным собравшимся журналистам: "Я тёртый калач - вряд ли меня этим собьёшь с пути".
Остаётся пожелать актёру, чтобы это был правильный путь, с которого его не собьёшь. Да и нам тоже пожелать - а то много ли у нас самобытных талантливых артистов с собственными мыслями в голове и собственным мнением на языке, чтобы ими разбрасываться? Никита, не подведи.
________________
Промо:
В России ожидается Пенсионная реформа? Рассказываем в новом дзен-канале.