5 марта в сервисе Букмейт вышел новый роман Яны Вагнер – автора нашумевшего "Вонгозера".
Яна Вагнер – российская писательница, номинант литературных премий «Новая словесность» и «Национальный бестселлер».
Избранная библиография (длинный метр):
- Вонгозеро 2011 г.
- Живые люди 2013 г.
- Кто не спрятался 2017 г.
Дебютный роман "Вонгоозеро" – о выживании в условиях эпидемии и его продолжение "Живые люди" - высоко оцениваются читателями, а Яна Михайловна очень быстро обретает поклонников своего творчества.
После выхода романа "Кто не спрятался" -герметичного триллера в духе "десять негритят"- автор представляла в основном повести, поэтому длинный метр писательницы, анонсированный к выходу спустя аж 7 лет – предвкушался почитателями творчества с особым трепетом и нетерпением.
Оправдались ли эти ожидания - разберемся в сегодняшнем обзоре.
Дисклеймер: мой внутренний цензор относит данного рода книги к развлекательному чтиву*. В текущем разборе произведение оценивается исключительно в рамках своего жанра и предлагаемой задумки автора (воздерживаясь от анализа художественной и смысловой составляющей).
*в значении «категория» - не носит оскорбительного характера
LiveLib: 4,0 Литрес: 4,1
"Тоннель" Яны Вагнер заявлен как герметичный триллер. Герметичность как в кинематографе, так и в литературном контексте, очевидно, подразумевает замкнутость пространства, в котором происходят события.
К слову, в предыдущем романе писательницы "Кто не спрятался" эффект герметичности также был заявлен, только к детективу.
Вообще, охватывая библиографию Яны Вагнер, нельзя не отметить ее желание пробовать новое и экспериментировать: то, что автор, не смотря на успех дебюта, не зациклился, пытаясь и в дальнейшем снова и снова подражать себе –достойно уважения.
Так "Вонгоозеро" - это такое "роуд муви" с особой атмосферностью, а его продолжение - экая робинзонада. И хотя герметичный детектив в духе Агаты Кристи и не снискал высоких оценок от читателей (3,6 рейтинг ЛайвЛиб), на мой взгляд, получился весьма хорош.
Та самая рефлексия, особенно не понравившаяся поклонникам, у меня вызвала неожиданное принятие: автору удалось постепенное психологическое раскрытие героев на фоне совершенного преступления. И вообще, по сравнению с дебютом, "Кто не спрятался"- на уровень выше и искуснее.
Итак, к сюжету. Несмотря на всю его тривиальность и предсказуемость, угадывающиеся еще в названии – Яна Михайловна заготавливает для нас парочку сюрпризов.
Так, в разгар московской воскресной пробки гермодвери тоннеля внезапно закрываются и пятьсот человек оказываются запертыми внутри.
По ходу развития событий становится понятным, что это не спровоцированный природный катаклизм (как мы видели в "Метро"), не человеческий фактор (как мы видели в "Дневном свете" в детстве) – что добавляет еще большего саспенса и стимулирует нарастающего поглощения текста.
К следующему несомненному достоинству можно смело отнести героев, или скорее подачу героев. Главную/главных героев автор старается не выделять, концентрируясь на толпе. Такой прием предполает типизацию героев, их узнаваемость: дескать такое может случиться с каждым из нас. Задача непростая, но здесь мы не увидим ни банальных описаний и флешбеков, ни даже описания: герои раскрываются через поступки и реакции. И подача, на мой вкус, удалась: психо/социо типы получились яркими и узнаваемыми.
К сожалению, на этом плюсы заканчиваются. Несмотря на хороший старт и заложенные в сюжет крючочки – реализоваться этому в "Тоннеле" не удается.
Во-первых, ни одна из линий героев не реализована. И даже та линия, которая и задумывалась как должная привести в никуда - не отразилась в сюжете должным образом. Каждый герой, нагруженный собственным сюжетным багажом, бродит по тоннелю всё больше уставая от собственной ноши и не в силах избавится от нее.
Едва наметившийся сюжетный оборот, заканчивается не успев начаться, упираясь либо в тупик, либо во что-то совершенно нелогичное. Изначально отлично прорисованные герои поступают не то, что непонятно, а порой и бессмысленно.
Из первого плавно вытекает второе: несомненно, что чтение такого рода жанра, априори должно быть увлекательно, захватывающе, всепоглощающе (хотя и впустую). Иными словами, единственное требование, стоящее перед триллером - чтобы было интересно.
Жаль, но данный эпитет едва ли можно применить к "Тоннелю".
Читать его - нудно и тяжело, а должное чувство клаустрофобии, "нехватки воздуха" и безвыходности - возникает от количества еще непрочитанных страниц, а не от атмосферы произведения.
Надеясь, что утомленная беспричинным скитаниями героев туда- сюда, я заслужу свою достойную награду в конце - и снова получаю лишь очередную долю разочарования.
Финальное действие, то есть непосредственное спасение героев, вернее способ этого спасения ... настолько абсурден, если не сказать глуп, что даже воскликнуть "а что сразу нельзя было?" - сил не хватает.
В конце концов, всё это приводит к невероятно тривиальной метафоре - автор также как и ее персонажи - сама застряла в этом тоннеле и не знает ни как выбраться, ни как спасти героев: изрядно устав от разгадывания собственных головоломок, герои плюнули и перешли к банальностям.
Единственным ярким /лично для меня разумеется/ оказалась главная разгадка— причина закрытия гермодверей - неожиданно свежо и любопытно.
Понравилось: идея, сюжет, ключевая загадка
Не понравилось: реализация, финал, стиль, атмосфера
Словом,
4 из 10 - можно и Сильвестра Сталлоне еще раз глянуть 😊