Найти в Дзене

"Торжество" Новой зари. Духи в порванной коробочке

Фото духов "Торжество" из личной коллекции автора
Фото духов "Торжество" из личной коллекции автора

Детство. Золотая пора. Воспоминания детства самые яркие, самые прочные. Они остаются с нами до конца жизни. Та непосредственность и открытость, с которой мы воспринимаем и познаем мир в детстве, с наслоением лет истончается, уходит, оставляя нам лишь образы, вкусы, ароматы ушедших времен.

Есть у меня духи. Крохотный пузырек в порванной, испачканной чем-то или кем-то коробочке. Красивый аромат. Аромат ушедших безвозвратно времен.

Времена прошли, а аромат остался.

Так всегда бывает с духами. Они - хранители прошлого.

Старые духи потеряли часть своих нот, время их тоже не пощадило. Но основной их аромат сохранился, стойкий оказался боец.

В моем детстве слава этих духов уже отгремела, и они посторонились, предоставив возможность другим, новомодным, композициям радовать людские носы. Но их тонкий аромат навсегда останется символом славной эпохи, времени, когда были живы победители, когда практически в каждой семье 9 мая поздравляли своих ветеранов, накрывали праздничные столы, дарили отцам и дедушкам тюльпаны и сирень…

Я помню последний праздник в жизни моего деда. Он прожил долгую, честную, красивую жизнь, перешагнув порог 90-летия. И 9 мая к нему пришли молодые ребята из городской администрации, принесли подарок - его любимые тюльпаны и конфеты. Не то, чтобы дед был рад, он уже давно подвел итог своей жизни и на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» отвечал коротко: «Сколько проживу». Но посматривал на тюльпаны и тихо, горько улыбался. Наверное, вспоминал былые времена, ушедшую молодость, войну…

На следующий день, 10 мая, он умер. Так, как умирает настоящий солдат. Тихо и скромно. Как жил, так и умер. Сильный был человек. И осталась от него полупустая комната с малым количеством вещей. А что нужно было солдату?

А на подоконнике стоял маленький флакон, беленький, с серыми разводами, словно с серебристым налетом. В позолоченном овале поблескивала прозрачная звезда, а под ней тонкими, изящными буквами было написано «ТОРЖЕСТВО». Духи.

Под надписью схематически была изображена свеча. Или это так мне казалось. Я раскрыла коробочку и вытащила флакон духов. Маленький, с помутневшей от времени жидкостью. Он был похож на военную фляжку, перетянутую тугой ленточкой. С пожелтевшим, когда-то белым винтовым колпачком-крышечкой. Так любили делать - просто - в советские времена. Не затратно и удобно. Можно в сумочку кинуть, много места не займут. На пузыречек была приклеена красная с золотой окантовкой блестящая этикетка с надписью золотом: Духи «Торжество» и под нею- звезда, но не полая, как на коробочке, а золотая с расходящимися от нее лучиками. Я отвинтила крышечку, и на меня….пахнуло весной! Сочной зеленью, молодыми листочками, набухающими почками и терпким весенним ветром. Когда первая волна ушла, молодая зелень набрала силу, мощь, и запахло колючим мхом, горькой полынью, густой, тягучей. Они были абсолютно несладкие, эти духи. А я тогда обожала сладкие ароматы. Но что-то в них притягивало, влекло провести носом по запястью, и еще раз вдохнуть. Они были строгие, торжественные, с очень красивой, тонкой горечью. Не духи, а целая симфония. Причем, они не душили, а были прозрачные и терпкие одновременно. Ничего лишнего. Настоящий советский шедевр от Казанской фабрики «Аромат».

Это были духи моей бабушки, которые дед сохранил. Он ими не душился. Это же были женские духи. Но, видимо, иногда дышал ими, вспоминая любимую жену, ее добрые голубые глаза, узловатые руки, мягкую улыбку… Хорошо они жили, счастливо.

Эти духи мне рассказывали историю их жизни. Салют из яркой сочной зелени в начале, густая терпкая полынь в середине….Окончание их истории было по-французски утонченно и элегантно. Я ощутила глубокие, бархатные травяные ноты, смешанные то ли с сандалом, то ли с мускусом. «Торжество» мне до сих пор напоминает легендарные Герленовские «Мицуко». Зеленый фруктовый шипр. Но наши, советские духи мне нравятся куда больше. Нет в них горькой тревожности и безутешности «Мицуко». И фруктов в них тоже не слышится. Может быть, горстка первоцветов в их сочной, прозрачной свежести…

«Торжество» не об осени. Они - о весне. Они - о Победе.

О том, что на смену холодам и ненастьям приходит звонкая, зеленая пора юности. «Торжество» - об обновлении, о зарождающейся под снегом жизни, о том, над чем не властно безжалостное время.

Эти духи были рождены незадолго до моего рождения. В 1970 году парфюмерная фабрика «Новая заря» их выпустила в свет. А потом их производство подхватили другие фабрики Советского союза. И не было в те времена женщины, которая бы не знала их. Я не ведаю парфюмерных предпочтений моей бабушки до прихода «Торжества» в ее жизнь. Я помню коробочки «Красной Москвы» и «Кармен» в ее стареньком серванте. Может быть, она душилась и ими. Но в моем детстве ее руки пахли только бесконечно любимым ею «Торжеством».

Прошли годы. Бабушкина коробочка «Торжества» была опрокинута моей маленькой дочкой. И духов не стало.

Я погоревала, погоревала и успокоилась. Жизнь закрутила, завертела…другие духи обрели в ней плоть и кровь.

Но иногда прошлое внезапно врывается непрошеным гостем в нашу повседневную реальность и властно заставляет нас вспоминать…

Набрызгавшись новозаревским новодельным «Злато скифов», я пришла на работу. И моя коллега, дама с отменным вкусом, поведя носом, проговорила: «М-м-м, как вкусно. Что это на вас? Как, «Злато скифов»? Неужели?! А я вспомнила «Торжество». Вот это были духи так духи. Шедевр».

И все. Я пропала. Я тоже вспомнила. Детство, бабушкины руки, последний день дедушкиной жизни.

Нет, они не были похожи на «Злато скифов». Разве что горькой полынной нотой, которая красиво раскрывалась в «Торжестве», а в «Злате» была лишь на подпевках.

Они были гораздо большим для меня. Они хранили историю моей семьи.

И я принялась искать заветный флакончик…

Они стоят на моем туалетном столике. Те самые. Родные и любимые.

Я прикладываюсь к ним носом и улетаю в детство.

Коробочка, правда, у них с оторванной крышечкой. Бабушка была очень бережливой, любила, чтобы вещи оставались в целости и сохранности.

А этот флакон пережил немало горестей и бед, немало неосторожных рук, и хранит свою тайну.

Фото духов "Торжество" из личной коллекции автора
Фото духов "Торжество" из личной коллекции автора

Заявленная пирамида духов «Торжество» на Фрагрантике:

Верхние ноты: Грейпфрут, Фрезия и Красные ягоды;

средние ноты: Гальбанум, Фиалка, Роза и Магнолия;

базовые ноты: Кедр и Мускус.