С давних времен истории о храбрых воинах, отважных героях и мужественных бойцах занимали центральное место в мифах и легендах многих культур. Однако среди этих эпических повествований выделяется один народ, заслуживающий самого пристального внимания – амазонки, древние женские воительницы.
Сегодня, мы развенчаем мифы и раскроем правду о происхождении, образе жизни и военных подвигах знаменитых амазонок. Приготовьтесь к захватывающему путешествию в прошлое, где факты переплетаются с вымыслом, а реальность окажется еще более удивительной, чем любая легенда!
Где жили амазонки?
Где же жили амазонки? Этот вопрос вызывал горячие споры среди античных авторов и историков. Согласно мифологии, они проживали в регионе рек Фермодонт (современная Термия) и Ирис (современный Йешильырмак) в северной части нынешней территории Турции. Этой точки зрения придерживался и древнегреческий историк Геродот, который упоминал столицу амазонок Фемискиру, расположенную на реке Фермодонт.
Однако другие источники предлагают альтернативные места обитания этого таинственного народа. Плутарх утверждал, что амазонки жили на территории Кавказского хребта и побережья Каспийского моря. Некоторые европейские историки раннего Средневековья даже относили места проживания амазонок к Центральной Европе. Упоминания об этих воинственных женщинах, также встречаются в древнерусской «Повести временных лет» Нестора, хотя и без указания конкретных территорий.
Причины такого разнообразия мнений о местоположении амазонок могут быть разными. Возможно, этот кочевой народ мигрировал с течением времени, меняя место. Кроме того, в древности точные географические сведения были редкостью, и зачастую места проживания целых народов указывались приблизительно, «на глазок».
Тем не менее, одно становится очевидным: вопреки распространенному заблуждению, амазонки не жили на греческих территориях. Соответственно, их традиционный европейский образ в массовой культуре не совсем точен и требует пересмотра.
Кем были амазонки?
Происхождение и этническая принадлежность амазонок также вызывают споры среди ученых. Наиболее вероятными кандидатами считаются такие древние народы, как мосинойки, макроны, мосхи, савроматы, сарматы, массагеты и гиркане. Некоторые исследователи даже предполагают, что амазонки могли быть частью общества, в котором доминировали женщины, так называемого "матриархата".
Разгадка слова «амазонки» также имеет несколько версий. Одна из них связывает его с иранским словом «хамаза", что означает «воин», другая - с греческой фразой «а массос», переводимой как «не касаюсь» или «не дотрагиваюсь». Третья версия отсылает к слову «маза», означающему «луна» в некоторых кавказских языках, что может быть связано с культом богини охоты, чьим символом была луна.
В греческой мифологии амазонки традиционно изображались как почитательницы Артемиды, греческой богини охоты. Это также объясняет, почему они часто представлялись в стилистике, близкой к Афродите или Афине – богиням, связанным с женственностью и войной соответственно.
Амазонки в греческой мифологии
Именно благодаря древнегреческой мифологии амазонки снискали свою популярность и вошли в пантеон легендарных воинов. Согласно легендам, амазонки произошли от союза Ареса, бога войны, и Афродиты, богини любви и красоты, которой они впоследствии служили.
Два ключевых эпизода, связанных с амазонками, прочно вошли в греческую мифологию. Первый из них – подвиги Геракла. Одним из его главных испытаний было похищение золотого пояса Ипполиты, царицы амазонок, проживавшей со своим народом на побережье Понта Эвксинского (Черного моря). Согласно некоторым источникам, в этом походе Геракла сопровождал Тесей, легендарный царь Афин.
Второй значимый эпизод связан с похищением амазонки Антиопы Тесеем, который увез ее в Афины и сделал своей женой. Разгневанные амазонки переправились через пролив Босфор и осадили Афины, что привело к масштабной войне. Существуют разные версии исхода этого конфликта и судьбы Антиопы, но факт остается фактом: эта история прочно закрепилась в греческой мифологии и нашла отражение в целом жанре искусства – «амазономахии».
Амазонки также сыграли свою роль в легендарной Троянской войне, выступив союзниками Трои. Хотя их отряд был быстро разбит Ахиллесом, участие в этом эпическом конфликте только добавило амазонкам славы.
Существовали ли амазонки в реальности?
Несмотря на обилие мифов и легенд, многие задаются вопросом: существовали ли амазонки на самом деле или это всего лишь плод буйной фантазии античных авторов? Ответ однозначен: да, амазонки были реальным народом, хотя их облик и образ жизни, вероятно, отличались от распространенных представлений.
А наиболее вероятными местами обитания амазонок считаются территории от Волги до Малой Азии. Соответственно, их внешность и культура были ближе к восточным народам, нежели к греческим. Это подтверждается тенденцией изображать амазонок в более поздний период не с греческими, а с персидскими или скифскими атрибутами. Кроме того, их традиционное оружие – сагари или лобария – было широко распространено среди скифских племен.
Еще одним свидетельством реальности амазонок являются недавние археологические находки в местах обитания скифов. Там были обнаружены захоронения, состоявшие полностью или преимущественно из женщин с оружием. Присутствие мужчин в этих захоронениях ставит под сомнение классическую историю об отсутствии противоположного пола в обществе амазонок. Возможно, ролевая структура их общества была иной, и мужчины играли другую роль, например, были ответственны за быт, в то время как женщины вели войны.
Согласно античным авторам, амазонки как отдельный народ просуществовали вплоть до времен Александра Македонского, к которому они якобы обращались с просьбой участвовать в его завоеваниях.
Следы амазонок в других культурах
Влияние амазонок распространилось далеко за пределы Греции и Малой Азии. Например, в армии индийского царя Чандрагупты Маурьи, объединителя Индии, служила греческая женщина-воин, предположительно из племени амазонок.
Кроме того, амазонки оставили свой след даже в Южной Америке. Когда испанский конкистадор Франциско де Орельяна в 1542 году открыл реку Амазонку, он встретил отряд индейцев с длинными волосами, которых принял за женщин. Эта встреча напомнила ему о легендах, и он назвал реку в их честь.