«Контроль качества продукции», март 2024.
Рубрика: Срочно в номер.
В феврале состоялось первое заседание обновленного состава Общественного совета при Росаккредитации. Участники подвели итоги работы Службы за прошедший период и избрали руководство консультативно-совещательного органа.
Открыл работу Совета заместитель секретаря Общественной палаты (ОП) Российской Федерации Владислав Гриб. Он отметил, что в стране сформирована серьезная законодательная платформа для общественного контроля, включающая № 212‑ФЗ1, широкую номенклатуру подзаконных актов, положения об общественных советах, стандарт их деятельности и кодекс этики. В. Гриб подчеркнул, что все члены Совета являются уникальными высококвалифицированными экспертами, и выразил надежду на тесное взаимодействие с ОП РФ, ОП субъектов РФ и профильными комиссиями.
Руководитель Службы Назарий Скрыпник проанализировал текущее состояние национальной системы аккредитации (рис. 1), подвел итоги работы за прошедший период, обозначил перспективы развития по ряду ключевых направлений.
На данный момент в Реестре Росаккредитации зарегистрировано около 9000 организаций, в сутки фиксируется более 50 тыс. протоколов, 300 сертификатов и 2,2 тыс. деклараций. ФГИС Росаккредитации сейчас функционирует четко и стабильно.
Важная задача, стоящая перед ведомством, — сокращение времени предоставления услуг по аккредитации и расширению области аккредитации (рис. 2). Так, в 2020 г. в среднем оно составляло 125 рабочих дней (р. д.). Но, поскольку государство и бизнес заинтересованы в максимальной оперативности, ситуацию пришлось кардинально менять. За два года временной порог удалось снизить до 42 р. д., в планах на текущий год — достичь показателя в 38 р. д. Это очень серьезная планка, потому что, несмотря на стабильно растущее количество обращений, качество предоставляемых услуг должно оставаться на высоком уровне — с точки зрения компетентности, уровня экспертизы, полноты проверок и т. д. Значит, придется существенно увеличивать скорость, в основном за счет перевода всех процессов «в цифру».
В июне прошлого года запущен новый механизм — ежедневный мониторинг законности выдачи сертификатов. Что это означает? По статистике, импортный товар пересекает границу России в среднем через 6–7 дней после выдачи сертификата. Росаккредитация ведет ежедневный мониторинг соблюдения требований к проведению оценки соответствия, у сотрудников есть четкие KPI (ключевые показатели эффективности), которые практически всегда соблюдаются, — один день на проверку документа. За это время сверяются ключевые параметры: полнота испытаний, охваченные методы, виды испытаний, наличие в таможенной декларации информации о ввозе и испытаниях на территории Российской Федерации образцов. При выявлении нарушений действие сертификата приостанавливается, и Федеральная таможенная служба (ФТС России) накладывает запрет на ввоз продукции в страну. Для проверки работы нового механизма выбраны наиболее чувствительные категории товаров: детская одежда, обувь, игрушки, автокресла. В настоящем ведется донастройка системы.
Росаккредитация является ключевым поставщиком данных для ФТС России: в 2023 г. зафиксировано порядка 5 млн запросов в электронный реестр Службы о проверке сертификатов и деклараций. Если раньше примерная скорость их обработки составляла 18 с, то в 2023 г. — 10 с, при этом примерно 10 % обрабатывается менее чем за 3 с. Тем не менее важно не останавливаться на достигнутом, а продолжать развиваться в данном направлении.
До 01.09.2024 г. продлен упрощенный порядок декларирования соответствия продукции на основании собственных доказательств заявителя при ее ввозе на территорию России и выпуске в обращение (рис. 3). Это живая мера, которой активно пользуется малый и средний бизнес, — за полгода зарегистрировано порядка 50 тыс. таких деклараций. Однако уже летом Росаккредитация планирует поднять вопрос о балансе полезности и безопасности упрощенной системы декларирования. В этом вопросе Служба полностью открыта для диалога с членами Общественного совета.
Развивается сервис проверки товаров в интернете (рис. 4): на маркетплейсах размещены ссылки на реестр Росаккредитации, по ним можно получить данные, действует ли сертификат на товар. Таких ссылок пока немного, но динамика хорошая: за два года их число увеличилось с 1 до 18 млн, что составляет порядка 5–7 % необходимого объема. Сейчас с депутатами Госдумы Российской Федерации обсуждается возможность принятия закона, устанавливающего два простых требования: продавец, который разместил свой товар на интернет-площадке, обязан сделать ссылку на реестр Росаккредитации; маркетплейс, который впускает продавца, должен предоставить ему эту возможность. Пока идет обсуждение, решение будет принято ближе к осенней сессии.
На платформе «1С» реализован сервис «Товары с истекающим сертификатом». Система напрямую получает данные от Росаккредитации и информирует пользователя о продукции, находящейся в группе риска. Сервис действует 1,5 месяца, но уже доказал свою востребованность — в него поступает порядка 12 тыс. запросов в сутки.
Одним из приоритетов Росаккредитации является содействие отечественным экспортерам в признании сертификатов на продукцию халяль, выданных в России. Служба провела переговоры с органами по сертификации в странах Персидского залива в декабре 2022 г. Росстандарт утвердил национальные стандарты по общим требованиям и процессам производства пищевой продукции халяль, общим терминам и определениям продукции и услуг халяль. Зарегистрированы официальные переводы 17 международных стандартов Организации исламского сотрудничества (OIC)/Института стандартизации и метрологии исламских стран (SMIIC).
В октябре прошлого года в России аккредитован первый орган по сертификации продукции халяль, во второй половине ноября состоялись поставки на экспорт продукции с российскими сертификатами халяль: кондитерская продукция — 120 т (в Кыргызстан, Ирак, Йемен, Палестину, Катар, Кувейт, Саудовскую Аравию), растительное масло, майонез — 70 т (в ОАЭ, Таджикистан, Узбекистан), макаронные изделия — 1 контейнер (в Оман, Саудовскую Аравию), башкирский мед — 3 контейнера (в Турцию, ОАЭ), сухое молоко — 2 контейнера (в Алжир).
Н. Скрыпник выделил роль цифровых сервисов в обеспечении прослеживаемости движения товаров от производителя до конечного потребителя и отметил, что на сегодняшний день оцифрованы практически все области аккредитации. Так, работа с услугами сейчас функционирует параллельно во ФГИС Росаккредитации и на портале «Госуслуги». Для проверки данных в заявлении на услугу реализован механизм контроля с помощью интерактивного чек-листа. Действует автоматическая проверка данных посредством запросов в соответствующие органы власти с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия. Это позволило сократить сроки проверки документов с 10 до 5 дней. Функционал управления договорами в личном кабинете эксперта организации также снижает время оказания госуслуги.
В заключение Н. Скрыпник подчеркнул, что Служба всегда действовала совместно с Общественным советом, получала помощь и поддержку, и выразил надежду, что дальнейшее сотрудничество будет строиться на тех же принципах, останется столь же эффективным. Он поблагодарил предыдущий состав Совета и его председателя Владимира Саламатова за проделанную работу, энергию и желание созидать.
В рамках заседания состоялись выборы нового руководства Общественного совета. На должность председателя Общественная палата Российской Федерации рекомендовала кандидатуру Марины Блудян, первого вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Решение о ее назначении было принято единогласно. Заместителями председателя стали телеведущий НТВ Сергей Малоземов, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Максим Фатеев, президент Научно-технического фонда «Сертификационный центр «Контстанд» Алексей Шалин.
В. Саламатов выразил признательность коллегам по Общественному совету, самоотверженный труд которых на протяжении 10 лет позволял строить национальную систему аккредитации и в самые сложные моменты находить решения, учитывающие одновременно интересы бизнеса и государства. Он также пожелал Росаккредитации установить эффективное взаимодействие с обновленным составом Совета.
В итоговом обращении к участникам заседания новый председатель Общественного совета М. Блудян поблагодарила коллег за доверие и предложила настроиться на активную работу. Главная цель — сделать национальную систему аккредитации полностью цифровой, прозрачной и комфортной для всех участников процесса, добиться, чтобы уровень доверия к ней в стране повысился, а Росаккредитация воспринималась не карательным органом, а консультантом и надежным соратником для аккредитованных лиц.
Материал подготовила заместитель главного редактора журнала «Стандарты и качество» Н. Быкова.
***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK: https://vk.com/ria_stk
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A
#СТандартыиКачество