Платина и палладий являются двумя из самых востребованных металлов в автомобильной промышленности и относятся к группе металлов платиновой группы (МПГ), в которую входят всего шесть металлов, включая родий, иридий, рутений и осмий.
Эти металлы обычно используются в каталитических конвертерах для снижения выбросов транспортных средств, что делает их жизненно важными для перехода к низкоуглеродной экономике. Родий также используется в качестве катализатора, но его находят редко, и он стоит значительно дороже платины и палладия.
Палладий гораздо реже встречается, чем платина, примерно в 15 раз. В 1990-е годы цена на палладий была невысокой, однако к 2000 году она взлетела с 200 до 1000 долларов за тройскую унцию всего за несколько месяцев. Этот металл продолжает демонстрировать общий тренд роста с 2017 года из-за устойчивого дефицита предложения и более строгих экологических стандартов для автопроизводителей. С 2019 по 2020 год он подорожал на 77%.
Платина, палладий и родий считаются чрезвычайно редкими и, следовательно, дорогими металлами, что серьезно ограничивает их доступность и использование для большинства производителей. В некоторых случаях производители автомобилей переносят расходы на катализаторы на потребителей, что приводит к росту цен на автомобили.
Россия является крупнейшим производителем палладия в мире, а "Норникель" (MNODI) лидирует в мировом производстве.
Геополитический конфликт серьезно повлиял на мировые поставки российских металлов из-за транспортных санкций. Несмотря на это, "Норникелю" удалось найти альтернативные транспортные маршруты для своих поставок. Однако инвесторы беспокоятся, что в случае неурегулирования конфликта мирное сообщество может ввести дополнительные санкции против России.
Производители автомобилей долго колебались между выбором платины и палладия для своих катализаторов из-за различий в цене, доступности и строгих стандартах выбросов.
Платина была выбрана в качестве автомобильного катализатора в 1970-х годах, но в 1990-е годы палладий стал предпочтительным из-за его низкой стоимости и широкой доступности.
В последнее время палладий стал предметом значительной волатильности на фоне роста напряженности в отношениях между Россией и Украиной. Инвесторы опасаются возможного глобального дефицита, который может привести к дальнейшему росту цен.
Платина, палладий и родий являются предпочтительными материалами для автокатализаторов из-за их термостойкости, долговечности и твердости. Выбор между ними зависит от каталитической эффективности, которая в свою очередь определяется типом двигателя, топливом и его качеством.
В настоящее время Китай является крупнейшим потребителем платины в мире, а Китай и США – основными потребителями палладия, так как обе страны имеют высокий объем автомобильного производства.
На данный момент неясно, какой металл станет предпочтительным в долгосрочной перспективе, однако это во многом зависит от развития геополитической ситуации, требований к стандартам выбросов и перехода к электромобилям.