Найти тему

Айвазовский: не только гений живописи, но и мастер маркетинга

Оглавление

Иван Айвазовский — имя, знакомое каждому, кто интересуется искусством. Этот художник не только создал одни из самых восхитительных морских пейзажей в истории живописи, но и был выдающимся. предпринимателем.

Иван Айвазовский. Автопортрет. 1874
Иван Айвазовский. Автопортрет. 1874

Айвазовский, родившийся в бедной семье, достиг вершин благодаря своему непревзойденному таланту и неутомимому труду. Его картины — гимн величию и красоте природы, а мастерство вызывает восхищение у зрителей во всем мире. Он считается одним из величайших мастеров морского жанра, и его произведения находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.

 Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850
Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850

Однако успех Айвазовского не ограничивался только художественным талантом. Он был также искусным маркетологом и предпринимателем своего времени, который точно знал, как максимизировать прибыль, привлечь внимание к своему творчеству, расширить аудиторию и увеличить продажи. Вот несколько приемов, которые он использовал:

Уникальный метод работы, ноу-хау

Айвазовский работал очень быстро, он разработал свой метод создания картин: на натуре художник делал только небольшие наброски, а затем работал над полотнами по памяти в своей мастерской. И даже если ему нужно было вспомнить, как выглядят волны, как они взаимодействуют, он не отправлялся на побережье, а пользовался специальным приспособлением, имитирующим движение воды — специальным тазиком с лопастями.

Художнику было достаточно нескольких часов, максимум дней, для создания полноценной картины. И к доработкам своих полотен Иван Константинович не возвращался. Такой подход позволял ему быстро создавать большое количество работ, что, в свою очередь, увеличивало его заработок.

Коммерческая картинка

Художника критиковали за повторяемость сюжетов. Конечно, когда ты изображаешь одно и то же, ты набиваешь руку и можешь делать свою работу ещё быстрее. Но, был ли в этом коммерческий мотив, остается вопросом. Айвазовский отвечал критикам так:

«Я нарочно повторяю сюжеты, чтобы исправить прежние, иногда замеченные только мной, недостатки»

Так или иначе, повторяемость сюжетов работала на узнаваемость. Даже сейчас, видя море на картине, мы в первую очередь думаем об Айвазовском.

Кроме того, критики отмечали излишнюю красочность некоторых полотен. И это уже могло быть целенаправленным решением. Как и выбор жанра. Помимо моря, Айвазовский создавал и библейские сюжеты, и портреты, но, всё-таки, морские пейзажи — бОльшая часть его творений. И это вполне коммерческое решение: такой картиной, в отличии от библейского сюжета, легко украсить интерьер. А яркие краски радуют глаз покупателя и привлекают внимание потенциальных клиентов.

За работой, 1893 год
За работой, 1893 год

Персональные выставки

Айвазовский был одним из первых русских художников, кто начал организовывать персональные выставки. Это поднимало его популярность, позволяло ему привлекать внимание не только общественности и критиков, но и потенциальных покупателей, которые могли ознакомиться с его творчеством в комфортной обстановке.

Ценообразование

Установив относительно низкие цены на свои работы, Айвазовский сделал их доступными для более широкого круга покупателей, не ограничиваясь только аристократией и богатыми коллекционерами. Это расширило его аудиторию и увеличило количество продаж.

Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881
Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881

Участие в социальной жизни, нетворкинг

Айвазовский активно участвовал в социальной жизни, что помогало ему налаживать контакты с влиятельными людьми и привлекать новых покупателей. Его часто можно было встретить на различных мероприятиях, где он заинтересовывал людей своим творчеством.

Пиар

Айвазовский не пренебрегал пиаром, как сейчас бы это назвали. Художник умело использовал разные поводы для обсуждения себя или продвижения своих работ. Он не боялся привлекать внимание.

Это вряд ли делалось из соображений пиара, но такой эффект тоже имело: художник активно занимался благоустройством города — проложил водопровод, был инициатором строительства железной дороги и т.п.
Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой. 1848
Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой. 1848

Званные ужины, event-маркетинг

Иван Константинович организовывал у себя дома званные ужины, на которых собирались видные представители общества. На таких мероприятиях, можно сказать, занимался промоушном своего творчества, демонстрировал свои новые работы и т.п.

Интересный факт: в доме Айвазовского любили коньяк и игристое, а сам художник любил перерисовывать этикетки бутылок. Он заменял оригинальные этикетки на собственноручно изготовленные и давал им очень поэтичные названия. Конечно, все они были связаны с морской тематикой.

Рекламные материалы

Это, пожалуй, самый интересный из всех методов Айвазовского. На своих званных ужинах, перед подачей десерта, он вручал гостям маленькие открытки с пожеланиями приятного аппетита и с морскими видами, специально для них оформленные. В каком-то смысле это было похоже на флаеры, которые сегодня мы можем получить у промоутера. По правилам этикета того времени, после получения такого подарка от художника было не совсем вежливым не приобрести его работу, особенно если у тебя ещё нет полотен мастера в коллекции. Таким образом, потратив на изготовление каждой открытки всего несколько минут, Айвазовский сполна окупал свои инвестиции — его гости тут же или в ближайшее время покупали его полотна.

Портрет Айвазовского, 1903 г
Портрет Айвазовского, 1903 г

Эти стратегии позволили Айвазовскому не только добиться значительного коммерческого успеха, но и расширить аудиторию своего искусства. Его талант как художника неоспорим, но его способность превратить этот талант в успешный бизнес делает его фигурой уникальной даже среди величайших имен в истории искусства.

Иван Айвазовский доказал, что быть великим художником и успешным предпринимателем — вполне совместимо. Он не просто запечатлел на своих полотнах красоту моря, но и показал море возможностей, которые открываются перед теми, кто готов искать новые походы и решения.