На момент написания материала 16 пользователей хотят стать владельцами этого фотоаппарата на dpreview.com (что достаточно немало для фотокамеры в возрасте). При этом, средний рейтинг на основании немногочисленных трёх отзывов - 3,0 из 5, что, мягко говоря, не является выдающимся результатом. Очень противоречивые чувства.
Характеристики фотокамеры Olympus Stylus SP-100 интригующие. Во всяком случае - на экране.
16Мп на BSI-CMOS датчике диагональю 1/2,3 дюйма (6,17 х 4,55 мм). Объектив 24–1200 мм (экв.) F2.9–6.5 со стабилизацией изображения. Видоискатель почти на миллион точек. Съёмка на стандартные SD-карты, что многим облегчит жизнь.
Самой продающей фишкой SP-100 является складной «коллиматорный прицел» (dot-sight). Так его называют в Olympus. Дополняя электронный видоискатель, он помогает отслеживать в кадре удаленные объекты. С учётом эквивалента 1200 мм - это интересное техническое решение. Совершенно уникальное в цифровой потребительской фотографии. Это автоматически делает Olympus Stylus SP-100 коллекционной фотокамерой.
Были ли созданы другие модели цифровых фотокамер с прицелом dot-sight или его аналогом? Или идея умерла, не успев родиться?
Действительно, вместе со своим складным прицелом фотокамера от Olympus выглядит, как минимум - впечатляюще. В пресс релизе 2014 года озвучена цена на новинку - 399 долларов. В начале 2000-х за эти деньги вы могли бы купить только четвёртую часть цифровой фотокамеры, которая выглядела куда менее круто и могла совсем немного. Цифровая революция свершилась и впечатляющая фотокамера Olympus предлагается за каких-то 400 долларов.
Хирофуми Имано, менеджер отдела стратегии продуктов Olympus в 2014 году, в интервью Барнаби Бриттону заявляет следующее: "есть некоторые сегменты рынка, которые смартфоны не разрушают. Вот почему мы уделяем особое внимание беззеркальным камерам со сменными объективами, а также компактным камерам высокого класса и специального назначения". Olympus Stylus SP-100 относится к последним.
Есть один нюанс. Кажется, подобные фотокамеры, без очевидной конкуренции со смартфонами и любительскими наборами системных фотокамер, окончательно потеряли всякое стремление дать фотографу действительно качественную картинку. Никакого перфекционизма. Всё по принципу: только мы вам можем так приблизить картинку - что ещё вам нужно?
1200 мм экв. и дополнительный "прицел" намекают нам на то, что эта пушка должна быть "сильна на передок" и уметь эффективно отрабатывать по удалённым объектам. Но многое здесь, на самом деле, зависит совсем от другого:
- Скорость фокусировки и её эффективность. Это ахиллесова пята любого компакта с контрастным методом фокусировки. F6.5 на длинном конце SP-100 не добавляет оптимизма, но, согласно ряду обзоров, фотоаппарат достаточно быстр.
- Значения задержки срабатывания затвора. Есть ли способы это преодолеть, подобные режиму предварительного захвата изображения на некоторых предыдущих камерах Olympus? К сожалению SP-100 не предлагает ничего такого ни в полном, ни в урезанном разрешении.
- Общая скорость работы камеры и эффективность серийной съёмки. По данным pcmag.com SP-100 запускается за 1,6 секунды, фокусируется за 0,1 секунды на широком угле и за 0,7 секунды в телеположении, может сделать высокоскоростную серию из 6 кадров со скоростью 8,3 кадра в секунду, при этом для записи всех этих изображений на карту памяти требуется всего 3,5 секунды, при съёмке со скоростью 1,7 кадра в секунду буфер не переполняется.
- Эффективные высокие значения ISO. В это верится с трудом, ведь в крохотный датчик изображения впихнули целых 16Мп, пусть он и с обратной засветкой. SP-100 предлагает диапазон ISO125-ISO6400. Специалисты cnet.com считают приемлемыми значения вплоть до ISO400, но и этого часто будет мало, особенно учитывая светосилу объектива.
- Наличие и качество встроенного видоискателя. Его наличие просто обязательно для камеры с эквивалентными значениями 300+ мм, но здесь так же важны скорость обновления картинки, оптическая часть, обеспечивающая резкость в углах видоискателя, удобство прошивки. SP-100 предлагает, как минимум, высокое разрешение в 920.000 точек.
- Качество обработки снимка в камере и возможность сохранения в RAW. Вы удивитесь, но SP-100 не предлагает RAW-формат - неужели с качеством изображения на 16Мп-ном датчике всё настолько плохо, что необработанные данные не предлагаются? Это огромный просчёт.
- Наличие точечного замера экспозиции для более продуктивной съёмки с суперзумом. Точечный замер на камере есть, как и экспокоррекция.
- Защита от дождя и пыли. Что может быть полезным за пределами жилища, в полях, где камере самое место. К сожалению, SP-100 не предлагает нам подобной защиты.
По всем перечисленным выше причинам (и не только), для съёмки таких подвижных объектов, как, например, птицы, куда эффективней будет связка из хорошей системной камеры с фазовой фокусировкой и стабилизированного телеобъектива. С другой стороны, каждый может представить себе размеры и вес такого оборудования :(
Рассматривая фотокамеру снизу, мы можем прийти к трём выводам: дизайнер завалил работу с этой стороной (топорно и некрасиво), аккумулятор мог бы быть больше, штативное гнездо расположено крайне некорректно. Зато - как замечательно камера выглядит с любой другой стороны! :)
Впрочем, если быть честным, с любой стороны камера не выглядит так здорово, как Olympus SP-550UZ. Вот где есть стиль! Умение создавать стильные вещи используя минимум ресурсов покинуло Olympus к 2014 году :D
Размеры Olympus Stylus SP-100 составляют 122 х 91 х 133 мм, а вес - всего 594 грамма. Камеры компактней и легче рынок системных фотоаппаратов предложить просто не в состоянии.
Часто, принюхиваясь к той или иной камере, первое, что я делаю - смотрю примеры снимков с интересующего меня аппарата. Найти снимки с Olympus Stylus SP-100 - не проблема. Их достаточно, например, на том же dpreveiw.com.
Фрагменты четырёх кадров Саймона Джойнсона с dpreview приведены ниже в галерее 👇
Джошуа Голдман из cnet.com даёт фотокамере 7,8 из 10 и пишет: "если вы не пиксельщик, сильно не увеличиваете и не обрезаете свои фотографии, эта фотокамера Olympus показывает очень хорошие результаты, особенно - в диапазоне от ISO 125 до ISO 400".
Дорогой Джошуа, кажется, проблема в том, что мы пиксельщики, а камера ориентирована на некоего нетребовательного пользователя мыльниц "навёл и снял", который хочет всё приближать.
Что мы с вами видим в плане качества изображений? Всё очень прилично на экране монитора средних размеров и среднего разрешения, но это не та картинка, которая понравится пиксельщику. Попробуйте увеличить до 100%. Все 16Мп будут кричать громко и нестройно.
Получается, Olympus Stylus SP-100 олицетворяет собой новое поколение цифровых камер, которое всё ставит на программную обработку кадра. Очень и очень сильная обработка снимка. Очень неаккуратная работа. И этот параметр, кажется, нигде и никак не регулируется.
Это не та картинка, которую мы с вами привыкли видеть, работая с честными старыми цифровыми фотокамерами. Скорее, это типично смартфонное "акварельное" качество изображения. Печально, что Olympus опустился до такого. Olympus Stylus SP-100 - яркий пример изменения стратегии развития компании, попытка следовать за рынком и наплевательское отношение к качеству снимка. Сегодня меня не привлекают подобные фотокамеры, т.к. мне не нравится такая картинка.
16Мп - это очень сильно для датчика столь миниатюрных размеров. Есть возможность фотографировать с разрешением 8Мп (3Мп?), что может дать более приемлемую картинку и бонус в виде цифрового зума "без потерь".
Ещё печальнее тот факт, что SP-100 не предлагает пользователю доступ к RAW-файлу, а возможности по настройке внутрикамерного JPEG достаточно скудны. Есть художественные режимы, сюжетные режимы, но нет нормальных настроек резкости, контраста, оттенка, цвета, аналогичных более ранним замечательным камерам Olympus C-8080 или Olympus SP-550UZ. Прошивка искусственно ограничена, а её логика оставляет желать лучшего.
Джим Фишер с pcmag.com даёт камере 3,0 из 5, делая следующий вывод: "Olympus Stylus SP-100 — одна из самых быстрых камер с 50-кратным увеличением, которые мы тестировали, но она не лишена недостатков. Его объектив хорошо показал себя в тестах на резкость, но изображения имеют восковой оттенок, который смывает текстуру. Фокусировка очень отзывчива, а коллиматорный прицел представляет собой инновационный вспомогательный инструмент для кадрирования. Если вы считаете, что для вашей фотографии не требуется 50-кратный зум, Panasonic Lumix DMC-FZ200, вероятно, подойдет лучше, поскольку его объектив с фиксированной диафрагмой f/2,8 более универсален для съемки при слабом освещении. Olympus Stylus 1 и Sony RX10 также выделяются в этой категории, но оба заметно дороже SP-100".
Кажется в Olympus сделали неплохую оптику, интересный целеуказатель и стабилизацию, но по прихоти маркетологов лишили камеру возможности отдавать пользователю RAW-файл.
Вот мы и подошли к самому животрепещущему вопросу: есть ли фотоаппарат сходный по ключевым параметрам с SP-100, но предлагающий лучшее качество изображения? Есть крутые современные компакты-ультразумы, но везде вы будете видеть всё то же самое - "акварели" и "пластик". Лекарством от этого может стать поддержка записи в RAW, поэтому камера должна его поддерживать.
Во всех своих ракурсах Olympus Stylus SP-100 напомнил мне легенду Olympus из 2000 года - Olympus Camedia E-100RS. Неужели, это дальний потомок той самой уникальной фотокамеры? Ничего подобного больше в фотоиндустрии создано не было. За исключением Casio Exilim Pro EX-F1.
При выборе фотокамеры, в первую очередь, всегда смотрите реальные полноразмерные снимки с неё без коррекции. Если качество фотографий не вызывает отторжения, полезным будет прочитать не только авторитетные обзоры, но и полную инструкцию к фотокамере.
Проблема Olympus Stylus SP-100 заключается в его действительно крутом складном «коллиматорном прицеле» (dot-sight), который заставляет многих верить в то, что перед нами серьёзный фотографический инструмент. На деле оказывается, что внутри модный "процессор изображения" превращающий ваши снимки в акварельные картинки.
Не всегда моё первое суждение оказывается точным. Например, много раньше я написал о своём заочном знакомстве с Sony Cyber-shot DSC-R1. Впечатления были резко отрицательными. Но потом, живое общение с фотокамерой изменило моё представление о ней.
Все мои старые цифровые фотокамеры одним списком 👇