Определения «блудных» и других грехов в 16-м веке.
В первые годы правления Иван IV едва ли заслуживал своё грозное прозвище. Царь проводил преобразования. Чтобы навести полную лепоту и, согласно убеждениям о своей миссии, привести подданных Всея Руси к спасению, Иван Васильевич созвал духовенство. Были приняты решения о мерах борьбы за нравственность русского человека.
[Сборник: Иван Грозный]
Стоглавый собор 1551 года с участием высоких духовных сановников и самого царя принял сборник решений, позже названный по числу глав Стоглавом. Немалое внимание, помимо вопросов землевладения, церковного права и порядка проведения обрядов, было уделено способам улучшения морального облика священнослужителей и паствы. Вопросы об этом задавал и царь Иван.
Перед Собором он произнёс речь, полную осуждения существовавшего положения: «По церквам звонят, поют и совершают службу не по уставу». Священники «чинят продажу великую» священными вещами, ученики пренебрегают обучением грамоте, в монастырях бражничают и живут неправильно, народ волхвует (увлекается язычеством — прим. автора), в церквях ведут себя непристойно. Люди там ругаются, громко разговаривают, попы и диаконы, случается, служат в нетрезвом виде. И до чего дошло грехопадение — взрослые мужчины бреют порой головы и бороды, одежду иноверцев носят и не походят на христиан. «Как Бог терпит наше бесстрашие?» — вопрошал царь.
Стоглав стал сводом выработанных веками правил и понятий, утвердил необходимость борьбы со всякими бесчинствами и конкретизировал их определения. Постановил собор настоятелям и игуменам строго наблюдать, чтобы «церковный порядок и монастырское строение» ни в чём не нарушались, а согласовывались с правилами святых отцов. Самим воздерживаться и других наставлять следовало, в том числе в следующих вопросах.
Пьянственное питие и еда
Пьянство объявлялось началом и концом всего злого в нашем мире. Остерегаться хмельного было наказано прежде всего людям церкви — не держать у себя ни водки, ни пива, ни мёду, пить можно вино лишь «во славу божию», но не для того, чтобы напиться! Разрешалось даже «фряжское» (иностранное) вино для богоугодных возлияний. Но «безмерное упивание» попов — плохой пример для народа: «Как мирян спасти и наказати от всяких зол, а сами во всяком безчинии?». Надлежало воздерживаться от чрезмерного употребления напитков и еды, дабы не допускать «блевания» от перепития и переедания.
К тому же, от «бражников» и гуляк много проблем: играют, пьянствуют, ни службы не служат, не промышляют и много зла творят, иногда даже грабят и разбойничают. А распитие спиртных напитков в корчме женщиной и вовсе было одним из немногих признанных церковью поводов для развода. Ещё одним интересным пунктом Стоглава был запрет поедания продуктов, изготовленных из крови (в том числе кровяной колбасы) и «удавленины» — то есть мяса животных, убиенных с помощью удавки, а не зарезанных, ибо в их мясе оставалась кровь. За такие гастрономические изыски мирской человек мог быть отлучён от церкви.
В 16-м в. за поедание кровяной колбасы и бритьё бород отлучали от церкви
Бородатый вопрос
Внешний облик православного также регламентировался. Несмотря на древние предписания о ношении бороды, встречались на Руси те, кто пренебрегал ими. За такое уподобление себя женщине, как бритьё бороды, христианин мог быть даже предан анафеме (понятно, почему общество так сопротивлялось бритью во время Петра I и почему победить «брадоношение» не удалось). Стоглав указывал: «Священная правила православным […] всем возбраняют не брити брад и усов не постригати». Побрившийся, согласно правилам святых апостолов, не допускался в храм как подобный «еретику». «Сие бо женам лепо, мужам же не подобно», «постризало мерзость есть пред богом».
Воспрещалось и одевание в одежду противоположного пола, осуждались одежды иноверцев, нравы и обычаи которых склоняют человека к грешной жизни. Среди прочего, именно бритьё латинян (католиков) было одной из серьёзных причин разногласий с православием.
Блудные грехи
Всякие половые отношения должны были непременно происходить в рамках заключённого пред богом союза. Брак разрешался для женщин с 12, а для юношей — с 15 лет (причём тут правило было более категоричное, а девочек нередко выдавали замуж и раньше; кстати, другой документ, «Кормчая книга», определял и верхнюю планку брачного возраста для женщин — до 60 лет).
Развестись, конечно, было не так просто, лишь по очень серьёзным поводам дозволялось, например, измена жены (но не мужа). Мытьё в мужской бане, ночвка вне дома и участие в «развратных игрищах» без позволения мужа тоже могло повлечь за собой разрыв. За борьбой с аморальным поведением церковь следила очень тщательно. Во время исповеди священнику предписывалось, в первую очередь, задавать вопросы, касающиеся интимной жизни (десятки подробных пунктов), и только потом — об убийствах, татьбе (воровстве) и других злодеяниях.
В России 16-го века жениться можно было в 15 лет, а выйти замуж — в 12
К блудным грехам и разврату относили также сексуальные связи в запрещённые дни — субботу, воскресенье, иногда в среду и пятницу, в дни церковных праздников (очень многочисленных) и поста. Запрещались сношения с чужими жёнами, растление незамужних (особенно если учесть ранний возраст брака, и впрямь неприглядный поступок), нетрадиционные отношения, сон без одежды, всякие «игрища», с «песнями бесовскими, и играми нечистыми». Эти игры особенно отмечались у «глумотворцев» скоморохов, присутствие которых на свадьбах в процессиях, идущих перед священником, церковь категорически осудила.
Блудным и порочным признавался даже «смех до слёз». Азартные игры, совместное мытьё в бане мужчин и женщин (часто встречавшееся в то время), языческие русалии, скоморошество в целом и некоторые другие виды распутного поведения относились к этой же категории. Стоглав также не раз отмечал негативное влияние иноверцев на православных: «А от множества народа и от иноверных поношение и укоризна нашей православной вере хрестъянской».
Иван Грозный считал, что должен вести своих подданных к спасению души
Несмотря на царское внимание, такие крупные Собор и Стоглав, ситуация с нравственностью с трудом поддавалась изменениям через обновление сводов правил. Законодательство и светская власть и в последующие десятилетия не раз обращалась к этим проблемам. Грешен человек и полностью отказаться от «бесования и прелести бесовской» никак не может. Ряд историков, например, д. и. н. В. В. Шапошник (автор монографии «Иван Грозный. Первый русский царь»), полагают, что в несоблюдении различных правил поведения православных царь видел причину разных ненастий (неудач в войне, неурожаев и др.), так что и некоторые репрессии Ивана Грозного имели целью принуждение к покаянию и через него — спасение душ.