Найти тему

Как реставрировали занавес к выставке Рериха.

Можете представить полотно размером 23 на 10 метров? Ветхое и с разрывами!

Это уникальный занавес (задник) самого рекордного по числу постановок и легендарного спектакля "Половецкие пляски"

"Русских балетов" С.П.Дягилева! Какова же судьба декорации?Использовалась не менее 2000 раз. По сути это истинный свидетель и участник триумфа сезонов "русских балетов".

Фото автора. Занавес.
Фото автора. Занавес.

Половецкий стан. Фото автора.
Половецкий стан. Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Формат и размеры объясняются тем, что Николай Константинович Рерих решил использовать уже имевшуюся в театре Шатле, Париж, сценическую конструкцию для панорамной декорации, что позволило разместить занавес- задник по дуге и помогло создать иллюзию двигающейся декорации и эффект единения танцовщиков с живописью. Так написано в пояснении.

Как же удалось реставрировать столь огромное полотно? Оно ведь разной плотности, плетения, с местами, полностью истлевшими, с деформациями. И что делать с большими заплатами?

Фото автора с материалов выставки  Н.К.Рериха.
Фото автора с материалов выставки Н.К.Рериха.
Фото автора. Материалы выставки  Н.К.Рериха.
Фото автора. Материалы выставки Н.К.Рериха.
Фото автора. Материалы выставки  Н.К.Рериха.
Фото автора. Материалы выставки Н.К.Рериха.
Фото автора. Материалы выставки  Н.К.Рериха.
Фото автора. Материалы выставки Н.К.Рериха.

Проводить реставрационные работы в горизонтальной плоскости с большим полотном невозможно. И реставраторы придумали специальную конструкцию для реставрации занавеса в вертикальном положении. Она состояла из станины и валов, которые приводятся в движение электродвигателем. Между валами столешницы образуют рабочую зону. Такое техническое решение позволило работать поэтапно.

👉Первый этап это укрепление красочного слоя, стабилизация полотна. На фото хорошо видно как заделывают и крупные и мелкого формата прорывы, восстанавливая основу занавеса.

Прочла и об использовании метода с щитами при вертикальной положении. Магниты фиксировали ветхое полотно и такой подход позволил выполнить работу качественно. Там, где прорывы были с утратой ткани, использовалось домотканое полотно изо льна и конопли, идентичное по составу и плетению авторскому.

Фото автора. Материалы выставки  Н.К.Рериха.
Фото автора. Материалы выставки Н.К.Рериха.
Фото автора. Материалы выставки  Н.К.Рериха.
Фото автора. Материалы выставки Н.К.Рериха.

👉Окрашивание выполнили натуральными красителями из соплодий(шишечки) ольхи.

Пока на выставке продемонстрировали только первый этап работы. Впереди работа с лицевым слоем полотна.

Читала, что утраты в местах потёртостей составляли более 13 метров.

Не особо приглядываясь, заметно, что основный прорыв проходил через середину полотна, на месте сгиба, при складывании занавеса.

Колоссальная работа вызывает уважение. Специалисты проделали ее в сжатые сроки, чтобы успеть к выставке. Занавес это самое крупное произведение из собрания Третьяковской галереи и впервые экспонировалось в России.

Можно посмотреть как это выглядит теперь на этом видео.👇

Статья написана по материалам выставки «Николай Рерих» в Третьяковской галерее и по личным впечатлением от посещения выставки автором.

Выставка проходила с 10.10.2023 по 10.03.2024, была приурочена к 150 летнему юбилею Николая Константиновича Рериха.

Спасибо за прочтение, за ваши комментарии, за лайки! Не забывайте, обратная связь важна для автора.