Можете представить полотно размером 23 на 10 метров? Ветхое и с разрывами!
Это уникальный занавес (задник) самого рекордного по числу постановок и легендарного спектакля "Половецкие пляски"
"Русских балетов" С.П.Дягилева! Какова же судьба декорации?Использовалась не менее 2000 раз. По сути это истинный свидетель и участник триумфа сезонов "русских балетов".
Формат и размеры объясняются тем, что Николай Константинович Рерих решил использовать уже имевшуюся в театре Шатле, Париж, сценическую конструкцию для панорамной декорации, что позволило разместить занавес- задник по дуге и помогло создать иллюзию двигающейся декорации и эффект единения танцовщиков с живописью. Так написано в пояснении.
Как же удалось реставрировать столь огромное полотно? Оно ведь разной плотности, плетения, с местами, полностью истлевшими, с деформациями. И что делать с большими заплатами?
Проводить реставрационные работы в горизонтальной плоскости с большим полотном невозможно. И реставраторы придумали специальную конструкцию для реставрации занавеса в вертикальном положении. Она состояла из станины и валов, которые приводятся в движение электродвигателем. Между валами столешницы образуют рабочую зону. Такое техническое решение позволило работать поэтапно.
👉Первый этап это укрепление красочного слоя, стабилизация полотна. На фото хорошо видно как заделывают и крупные и мелкого формата прорывы, восстанавливая основу занавеса.
Прочла и об использовании метода с щитами при вертикальной положении. Магниты фиксировали ветхое полотно и такой подход позволил выполнить работу качественно. Там, где прорывы были с утратой ткани, использовалось домотканое полотно изо льна и конопли, идентичное по составу и плетению авторскому.
👉Окрашивание выполнили натуральными красителями из соплодий(шишечки) ольхи.
Пока на выставке продемонстрировали только первый этап работы. Впереди работа с лицевым слоем полотна.
Читала, что утраты в местах потёртостей составляли более 13 метров.
Не особо приглядываясь, заметно, что основный прорыв проходил через середину полотна, на месте сгиба, при складывании занавеса.
Колоссальная работа вызывает уважение. Специалисты проделали ее в сжатые сроки, чтобы успеть к выставке. Занавес это самое крупное произведение из собрания Третьяковской галереи и впервые экспонировалось в России.
Можно посмотреть как это выглядит теперь на этом видео.👇
Статья написана по материалам выставки «Николай Рерих» в Третьяковской галерее и по личным впечатлением от посещения выставки автором.
Выставка проходила с 10.10.2023 по 10.03.2024, была приурочена к 150 летнему юбилею Николая Константиновича Рериха.
Спасибо за прочтение, за ваши комментарии, за лайки! Не забывайте, обратная связь важна для автора.