«Сегодня в Донбассе пишется русская история
как продолжение истории Олега и Святослава,
Ивана Грозного и Петра Первого,
Иосифа Сталина и маршалов-победителей,
раздавивших своими стоптанными сапогами
фашистскую гадину»
(А. Проханов «Донбасский период русской истории»)
А когда всё это началось? Отчего родные братья стали друг другу врагами? Когда общее прошлое стало только нашим прошлым? Когда мирные жители ДНР и ЛНР стали прятаться в подвалы своих домов и со страхом ждать конца бомбёжки?
Сегодня на эти вопросы уже можно ответить, ибо в нашей стране создаются по-настоящему качественные и правдивые тексты. Рассказывают о событиях на Донбассе и пишут о ситуации на передовой местные жители региона. Помимо этого, уже существуют книги Алексея Шорохова, Захара Прилепина, Александра Коца; стихи Александра Боброва, Анны Долгаревой, Александра Пелевина; песни Юлии Чичериной. А теперь на экраны вышел и фильм, который может стать знаковым для современности.
Кинолента «Позывной “Пассажир”», снятая по книге Александра Проханова «Убийство городов», повествует о том, как столичный писатель, автор нашумевшего бульварного романа, стал одним из участников защиты Донбасса в 2015 году. В то время в ДНР и ЛНР были только добровольцы. Крым уже вернулся к нам. Но до начала СВО оставалось долгих семь лет.
Главный герой Николай Рябинин в исполнении Антона Шагина едет на «ленточку», чтобы найти своего брата, записавшегося в ополченцы, и вернуть того домой.
На войне, как мы знаем, люди начинают меняться. Меняется и миропонимание «Пассажира» (позывной главного героя). Приехав к натруженным добровольцам и увидев жизнь уставших местных жителей ДНР, модный писатель продолжает думать, что враг, как и он, не хочет никого убивать. Но всё во взглядах героя перестраивается. Это произошло в эпизоде, когда Рябинин пошёл за водой для боевых товарищей и встретил русскоязычного парня в форме ВСУ. Страх начал брать своё над писателем.
— Расход, — говорит он своему «визави».
Отходя назад, герой Шагина спотыкается о камень и нечаянно подстреливает врага, а затем несётся к нему, чтобы помочь. Ведь он за мир. Он пацифист. Он не может оставить человека умирать. Разорвав одежду на бойце ВСУ, «Пассажир» видит на груди бойца свастику и сразу же осознаёт ложность своих «гуманных» суждений.
Момент является определённым Рубиконом. Перейдя его, главный герой уже не имеет права свернуть назад. Помимо шокирующего открытия фашистских намерений недруга, он, вернувшись с дырявым баком, из которого стекала вода, узнаёт, что пока его не было, боевых товарищей «накрыло» после авиаудара ВСУ.
«Пассажир» становится уже не временным гостем, а бойцом.
Очень точно съёмочная группа показала быт мирных жителей деревни, находящихся под защитой русских добровольцев. Многие дома разрушены, а те, что уцелели после ударов, находятся в плачевном состоянии. У семей почти не осталось домашнего хозяйства. Животные страдают так же, как и местные: то корова подорвалась на мине, то кто-нибудь стащил со двора курицу. Большинство оставшихся продуктов жители отдают бойцам. А сами понемногу отовариваются в магазине на колёсах за немалые суммы.
Почти на всех локациях в фильме висят иконы: в домах и даже возле окопов. Христос ходит здесь по опустошённым улицам, смирно опустив голову, и ночует вместе с русскими солдатами на боевых позициях.
Основной лейтмотив картины в том, что Донбасс является Россией. И первое доказательство тому — духовное, культурное и историческое единство малороссов и защитников. Как и в РФ, жители деревни почитают русскую классику, а не Бандеру и Шевченко, живут ради здоровья семьи и близких.
Особый прохановский штрих виден в образном представлении России и Украины. Одной из самых знаковых сцен в фильме стала встреча танка ВСУ и смелого мальчика из деревни. Картина следующая: слева — западный танк, в котором сидит украинец; справа — юный парнишка, родившийся примерно в нулевых, держащий флаг СССР и одетый в «кольчугу» из портретов Пушкина и Гоголя.
Ребёнок встаёт на пути врага. Встаёт прямо перед огромной пушкой. Высунувшийся из люка боец ВСУ, ни на секунду не сжалившись над парнем, стреляет в защитника, не по летам понимающего настоящее значение патриотизма, а потом переезжает танком юное тело.
Этот мальчик давно просился в бой с добровольцами, но офицер (Виталий Кищенко), командующий отрядом, разрешил пойти ему только после рассказа наизусть «Евгения Онегина». Так парнишка и оставался в тылу, пока прямо к его дому не подъехал враг. К бойцу ВСУ мальчик вышел не с вызубренным «Онегиным», но с Пушкиным.
Картина открыла новое крупное движение в русском кинематографе, основанное на реальных событиях настоящего. Это фильм не для эстетов, ни для философствующих интеллигентов, ищущих тайные смыслы. Все смыслы перед глазами: в окопах и разрушенных домах, в истребителях, пролетающих по некогда мирному небу, и танках, передвигающихся по плодоносному чернозёму.
Для того чтобы получить больший эффект от просмотра ленты, советую пойти в кинотеатр, где можно ощутить громкие и страшные звуки от падения ракет, свиста пуль, рёва двигателей боевых машин, криков мирных жителей и раненных солдат.
Работа Ильи Казанкова в соавторстве с Александром Прохановым удивила, в первую очередь, не качеством съёмки, а ценностями и смыслами.
Хотя о съёмке можно рассказать и отдельно. Прекрасно сняты батальные сцены, где авторы смогли только картинкой передать окопное напряжение перед боем и сам бой. Культовыми должны стать кадры шагающих по цветущему полю бойцов. Плодородная степь, окутанная плеядами полевых цветов, в изображении режиссёра — рай. По луговой дорожке идут беззаботные и весёлые русские бойцы, погибшие под обстрелом. А затем кадр сменяется. И нас опять переносят в военные будни.
Ещё в начале ленты можно убедиться, что на Донбасс ехали не только русские. В рядах защитников мирных жителей и мусульмане, и буддисты, и православные братья-сербы. Не обошлось и без продажных наёмников, воюющих только за тех, кто больше платит. В фильме появляется даже мыслящий трезво украинец. Он примыкает к защитникам Донбасса.
Режиссёр не пожалел ни одного из героев картины. Только ты начинаешь привыкать к фронтовому поэту, читающему военные стихи, весёлым «братьям»-азиатам, тихому и чуткому чеченцу, однорукому бойцу, принимающему уже не первое подкрепление добровольцев, как уже через пару мгновений всех их накрывает снарядом…
Главный герой из писателя бульварной прозы преобразуется в героического пассажира русской истории. В деревне он влюбляется в девушку (Надежда Маркина), которая заведует небольшой библиотекой и учит местных ребятишек грамоте. Книги ей привозят русские солдаты.
Хрупкая и чуткая героиня становится одним из смыслов нахождения Пассажира в деревне. Их соединяет литература и вера в мирное будущее. Перед последним боем героиня Маркиной со слезами на глазах перекрестила Рябинина.
После спасения из плена «Пассажир» не может уехать обратно в столицу: на Донбассе остался брат и возлюбленная.
Хочется выделить мастерскую игру актёров. В особенности Антона Шагина и Виталия Кищенко. Второй исполнил роль офицера, командующего добровольцами. В фильме он ведёт боевые действия против офицера ВСУ, с которым когда-то вместе учился в киевской военной академии.
В сцене перед тем, как бойцы ВСУ будут мучать героя Кищенко, он произносит следующие слова:
— Вы — в ненависти, а мы — в любви. И в гневе. Но правда — с нами.
Когда бойцы ВСУ начали обливать русского офицера кипящим маслом, пленные «Пассажир» и «Артист» (Никита Тезин) из подвала поют ему песню «Белые розы». Нет, они не глумятся над муками своего командира. Офицер давно просил «Артиста» спеть ему именно эту композицию. А когда герои понимают, что их руководитель находится в нескольких минутах от смерти, то исполняют его последнее желание — поют. Поют до хрипа…
Отрадно, что в России качественно экранизировали труд настоящего патриота и одного из вождей Русского мира Александра Проханова. Его вклад в создание ленты также неоценим.
— Первый фильм, который рассказывает, как русский человек вдруг проникается ощущением боли войны, беды. И идёт в эту боль, войну, беду, чтобы проверить, является ли он русским человеком, является ли он патриотом своей страны, — рассказал писатель на премьере фильма.
«Позывной “Пассажир”» — большое кино, необходимое на сегодняшний день всем россиянам. Это тяжёлый реализм сегодняшних дней. Если не участвовать в боевых действиях, то хотя бы читать подвиг защитников Донбасса и знать правду, искусно представленную командой профессионалов.
Фильм передаёт всю суть начинавшегося военного конфликта в ДНР и ЛНР. Книга Проханова, а затем и лента Казанкова были необходимы. Так необходимы в своё время были «Слово о полку Игореве», «Вставай, страна огромная», стихи Симонова и Твардовского, произведения Бондарева и Васильева, полотна Дейнеки и Верещагина.
«Позывной “Пассажир”» затрагивает самые острые политические и исторические аспекты. Именно такие фильмы и должны говорить о главном: о слепой вере недавних братьев злу, о подлинной любви к стране и к ближним, о вечной борьбе добра и зла. Ибо сегодня молчать уже нельзя.
Индустрия кино должна быть направлена в сторону Донбасса. Это не значит, что режиссёры должны «штамповать» терабайтами фильмы о войне, а государство запрещать любые картины, не связанные с ситуацией вокруг России и Украины. Всё дело в популярности и интересе публики к киноиндустрии. Раньше о войне, не считая фронтовых сводок, узнавали через песни, стихи, романы, картины, радио. Теперь настал черёд фильмов.