Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Душечка» - так ли уж она плоха?

Экранизации классических произведений, что называется, выстреливают, когда их основная линия хоть как-то сопрягается с современностью. То бишь, социальные типы и бичуемые пороки – злободневны. Исключения есть, но они – редки.

Если говорить о рассказах Антона Чехова, то, например, «Анна на шее» (1954) сделалась хитом в то десятилетие, когда молодые девушки стремились замуж за состоятельных, немолодых кавалеров, и о том писались многочисленные фельетоны.

Кадр из фильма «Душечка» (1966). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Душечка» (1966). Кинопоиск.ру.

Сегодня поговорим о «Душечке» (1966) с участием Людмилы Касаткиной в главной роли. Снял фильм её муж – Сергей Колосов. Это был невероятно плодотворный творческий союз.

Тот случай, когда актриса, будучи супругой режиссёра, великолепно раскрыла свой талант. Но вернёмся к душечке Оленьке Племянниковой. Зачем в 1960-х было решено поднять этот вопрос?

Кадр из фильма «Душечка» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Душечка» (1966). Скриншот.

Тогда активно бранили женщин-домохозяек, да и вообще говорилось о том, что быть замужем – это не «за мужем», а рядом с мужем. Мол, у женщины должны быть свои интересы и своя насыщенная жизнь – хобби, общественные поручения, и так далее.

Конечно, об этом говорилось и в 1890-х, когда Чехов писал свой рассказ, и особенно после Революции, но к 1960-м это стало одной из ведущих тем. Душечку, как типаж, ругали за безволие, отсутствие личных вкусов и смыслов.

Кадр из фильма «Душечка» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Душечка» (1966). Скриншот.

Но так уж вышло, что Оленька в исполнении Касаткиной получилась, скорее, эмпатичной, нежели ведомо-пустой. Её героиня расточает нежность и согласие. Дарит заботу всем, кто её приголубил и с кем свела жизнь.

Всех любит - то истеричного антрепренёра Кукина (Ролан Быков), то скучноватого менеджера лесосклада Пустовалова (Роман Ткачук), то военного ветеринара Смирнина (Валентин Никулин) со сложной судьбой.

Кадр из фильма «Душечка» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Душечка» (1966). Скриншот.

В принципе, Оленька по своей сути не возлюбленная, а …вечная мама своим мужчинам. Она словно бы усыновляет каждого из них. Потом, когда ей буквально «кинули» на воспитание Смирнина-младшего, Душечка расцвела окончательно.

Вот он, смысл бытия! Кормить, гладить по головушке, обволакивать и кутать. Правда, мать из неё - потакающая и балующая. Да, вернёмся к Душечкиным кавалерам – она неподдельно горюет, когда хоронит их, а потом …находит следующего.

Кадр из фильма «Душечка» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Душечка» (1966). Скриншот.

Точнее – это её находят. Сие не половая распущенность, а …принципиальная невозможность быть одной и никого не целовать в макушечку. Это её идея-фикс – раствориться в ком-нибудь и быть от того счастливой.

Без разницы, кому поддакивать – антрепренёру-неудачнику, крепкому управляющему или офицеру. Если бы ей попался вор, она стала бы учить уголовные термины и с улыбкой рассуждать о вскрытии касс.

Кадр из фильма «Душечка» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Душечка» (1966). Скриншот.

Героиня Касаткиной напоминает свежеиспечённую булку – бела, пышна, прекрасна. Как ей идут все эти платья с рукавами-буфами! Да, не положительная и не зовущая в светлое будущее, но какая милая. Словом, ду-шеч-ка!

А как филигранна в этом коротком фильме игра актёров. Несмотря на то, что перед нами - чеховский гротеск, сходу веришь и в привязанность, и в страдания. Плюс фон - старинный, дивный Суздаль с его вековечной благостью...

Zina KorZina (c)

Ещё статьи об экранизациях русской классики: