Найти тему

Как мы открыли кофейню по франшизе, чем нам помог бренд и франчайзер, часть 1.

В июле 2022 года мы с другом открыли по франшизе кофейню известной сети, с более чем 170 (на тот момент) работающими точками по СПб.

сижу
сижу

Сразу оговорюсь - накидывая план статьи, я понял, что вряд ли она будет очень интересной, так как ни с какими особыми трудностями за период открытия мы не столкнулись, но возможно это и является показателем преимущества франшизы.

Итак, после знакомства с основателем сетки (очень горящим мужиком, который даже при таком масштабе сети очень глубоко вникал во все процессы, вплоть до того, что чуть ли не сам считал роялти точек) и директором по развитию, поняли что работать вместе нам будет комфортно, обсудили бюджет, в который хотим уложиться (около 1.8 млн, + 490тыс паушальный взнос) и начали искать подходящие помещения. Через несколько дней выбрали одно, на наш взгляд подходящее, все вместе поехали смотреть. Помещение понравилось, наш основатель знал владельца, им оказался дядя, владеющий что то около 20 помещениями по городу, с часами на руке за >2 млн, приехавший на машине типа гранты (почувствовал уважение и знакомые еврейские корни), но не договорились по условиям - владелец не включил в аренду какой то налог, в итоге она оказалась чуть больше 80к, что для нас было слишком рискованно и не подходило, в итоге решили не брать. Позже сами УК открыли там точку, но она через время закрылась.

Еще через несколько дней сам основатель предложил помещение, которое ему накинул знакомый, связанный с недвижкой. Поехали смотреть, помещение было в ТЦ, который на тот момент только построили, основным магазином там была мини лента, тоже еще не открывшаяся, так что мы были там чуть ли не второй организацией. Небольшое, 18 кв м, но с отдельным входом и на первой линии, соответственно с возможностью сделать свою вывеску. Основной пешеходный трафик из ЖК (на въезде в который и был ТЦ), проходил от нас через дорогу и небольшую парковку самого ТЦ. Из конкурентов была пекарная напротив, с явно проигрышным кофе (позднее в ТЦ открылась еще одна, такая же, с посредственным кофе и стандартным для них набором выпечки), и спешалти кофейня в глубине ЖК. Решили, что серьезным препятствием это не будет, решили открываться.

Перед открытием партнер должен пройти полное обучение на барика (3 дня) и научиться набору персонала у эйчара компании. В качестве партнеров были я, мой друг со школы (и одноклассник) и его младший брат, на которого и оформили ИП. Друг на тот момент (как и сейчас) занимался управлением двумя пиццериями в качестве гендиректора, младший брат его учился в меде, а я обладал свободным временем и 2-х летним опытом работы в общепите, так что решили, что учиться пойду я, и также буду управляющим, тк приезды на точку, ответы на вопросы бариков и решения внештатных ситуаций (типа незаказа молока на выходные, при том, что в сб и вс доставка не работает) требуют большое количество свободного времени.

Посредственный опыт барика я уже имел, так что обучение прошло лайтово - поставили технику, проварили меню, научили пользоваться црм, делать заказы и тд. Первый день был посвящен технике и проходил в обучающем центре, второй и третий были по 5-6 часов и проходили уже на рабочих точках, включали открытие и закрытие смены соответственно, там же объяснили как общаться с гостями по стандартам сервиса, основам и ньюансам работы, хотя могу сказать что 3х дней обучения на тот момент мне показалось мало. Сейчас, спустя полтора года как я сам работаю бариком на нашей точке, понял, что очень поздно дошел до некоторых мелочей и хитростей, которые могли бы значительно облегчить работу поначалу. Видимо, УК тоже это почувствовали, тк недавно добавили 4й день обучения.

капучинос
капучинос

На точках было немного стрессово, тк обе были потоковые, но наставницами были суперхорошие девочки. Вообще, наш выбор франшизы в том числе пал на эту после моего знакомства с другими франчайзи, по рассказам которых в сетке очень френдли атмосфера, нет подводных камней, скрытых условий и тд, в отличие, как слышал, от того же бэгинса (название нашей сети, кстати, раскрывать не хочу, по для меня самого не понятным причинам - "на всякий случай" :), но это, как мне кажется, второй по популярности кофебренд в городе, и его название в 90% случаев произносят неправильно)).

В один из следующих дней я отправился на обучение набору персонала, а заодно и всей административке, тк эйчар был в отъезде и обучала меня директор отдела по сопровождению франчайзи - "жесткая но справеливая" девушка, знающая ответ на все вопросы франчайзи во всех сферах, всегда моментально отвечающая в чатах и на тот момент будущая мать, видимо, имеющая опыт в том числе и в подборе кадров. Было интересно и немного страшно, тк опыта в ХР у меня не было, а на обучение должно было уйти один-два дня по 3-4 часа. Там же она сразу дала мне контакты всех поставщиков и объяснила как с ними работать.

Само обучение набору состояло из того, что первое время я сидел рядом с ней, пока она собеседовала, слушал, потом обсуждал с ней кандидата и выносил свой собственный вердикт - "да" или "нет", который, к моей радости, в большинстве случаев совпадал с ее. Потом она предложила мне уже самостоятельно провести собеседование, но я отказался, находясь тогда в "нересурсном" состоянии из за недосыпа, да и в целом не чувствовал себя полностью готовым, там что послушав еще несколько ее собесов, я поехал домой.

На второй день обучал меня уже сам эйчар, приятный, располагающий к себе, спокойный бородатый мужчина с добрым лицом. Из разговора с ним вынес для себя много ньюансов и мелочей, о которых не рассказала Оля, и понял, насколько важно получать опыт и теорию в чем то из разных источников.

С Мишей, уже после пары собесов я собеседовал сам, теперь уже он сидел рядом и изредка сам задавал кандидатам вопросы, которые я упустил. Наши с ним вердикты тоже, в большинстве своем, оказались схожими.

Вообще, думаю, что напишу отдельную статью про мой опыт набора персонала, но в целом сложностей не возникло и было интересно.

На этом, чтобы не затягивать и одновременно растянуть, закончу первую часть моего рассказа, и, освежив в памяти воспоминания двухлетней давности, приступлю ко второй.

Спасибо что дочитали!))