Если устанешь проверять тетрадки, надо браться за изучение истории. Тогда выяснится, что биографии Обнинска хватит на шесть книг и пять экскурсионных маршрутов — это лишь пока.
Какое слово родилось в этом городе и о чём мечтает каждый местный житель, рассказал краевед и публицист Алексей Собачкин.
История из рук стариков-атомщиков
Когда мне было семь лет, мы с родителями переехали в Обнинск — город рядом с их исторической родиной. Здесь я окончил школу. Помню, много читал, сочинения неплохо писал и со стихами мучался, как любой влюблённый старшеклассник, — вот и пошёл на филологический факультет Калужского государственного педагогического института имени К. Э. Циолковского.
Вернулся в школу учителем русского языка и литературы, но быстро устал проверять тетради и решил поступать на исторический факультет. Получить второе высшее образование в советское время было почти невозможно. Два года боролся за направление от заведующей городским отделом народного образования, но добился своего — отучился на заочном отделении и начал преподавать историю. Так и стал учителем с 18-летним стажем.
Честно, разбирался больше в истории средневековой Англии, чем своего города. Знал, конечно, что Обнинск — родина первой в мире атомной электростанции и город науки, что война прошла через эту территорию. Набор фактов был стандартный.
Но из школы я ушёл в телевизионную журналистику, а потом в печатную. Изучал текущие дела в городе и, соответственно, прошлые.
Двадцать лет работал в газетах «НГ-регион» и «Новая среда+». И однажды Нонна Черных, соучредитель этих изданий, «бабушка обнинской журналистики», сказала мне: «Лёша, занялся бы ты циклом очерков о наших улицах».
Оказалось, многие улицы Обнинска названы в честь местных учёных — улица Лейпунского, улица Ляшенко, площадь Бондаренко и так далее. Я застал родственников этих физиков, они поделились со мной интересными подробностями из жизни.
Узнал много чего любопытного. Атомная станция — далеко не единственный предмет гордости. Например, в 50-е годы у нас разработали первые в Европе реакторы на быстрых нейтронах, которые тоже заслуживают внимания, и ещё какого.
Что такое реакторы на быстрых нейтронах и правда ли, что за ними будущее ядерной энергетики
Да, Обнинск появился с открытием секретной Лаборатории «В» для проведения исследований в области ядерной физики, точнее — для разработки реакторов для атомных подводных лодок. И первая в мире АЭС — «побочный результат» этих исследований: один из реакторов получился по проекту слишком большим для подводной лодки, и — не пропадать же добру — его использовали для первой атомной станции.
В архивах я не работал, документы по истории атомного проекта СССР давно рассекречены и опубликованы в многотомных сборниках. Ещё получал информацию прямо из рук великих стариков Физико-энергетического института, которым тогда было по 70 и более лет. Читал мемуары, книги о городе и открывал для себя новое.
Шесть книг за пять лет
«А чего это вы, Алексей Иванович, книги не пишете?» — лет десять назад спросил у меня местный краевед. Подобный вопрос задала мне и та самая «бабушка обнинской журналистики».
Очень хотел, но думал, кому это нужно. Понимал, что денег на издательство никто не даст. Немного помогла родная редакция, и я всё-таки рискнул: в 2019 году вышла моя первая книга — «ДоОбнинск» — о том, как жили люди на территории наукограда до появления города.
Тираж небольшой — всего 300 экземпляров, но на презентацию пришло около сотни человек. Я тогда сказал, что все желающие получат книгу бесплатно, и услышал в зале стон невероятного удивления. Люди подходили и предлагали деньги. Стало понятно: у них есть интерес, поэтому довёл тираж книги до 1350 экземпляров.
Сегодня у меня уже шесть книг: «ДоОбнинск», «Обнинск. Легенды», «Обнинск. Улицы», два тома «Обнинск. Люди» и из последнего — «Обнинск. Легенды-2». Общий тираж — 5500 экземпляров, а первые три издания полностью распроданы.
Как и первую, все книги выпустил за свой счёт. Правда, дважды в соцсетях организовывал краудфандинг — сбор средств на издание. Кто чем помогал, а взамен получал бесплатный экземпляр. Благодаря этому вышли оба тома «Обнинск. Люди». Было собрано 80% суммы для выпуска первого тома и около 40% для второго.
Конечно, сам бы никогда не решился на краудфандинг. Как-то сидел на мероприятии с печалью на лице, ко мне подошёл знакомый краевед и спросил о причине грусти. Я и сказал, что на издание следующей книги денег не хватает. А он ответил, что поможет и даст 30 тысяч рублей.
В то же время пришла в редакцию пожилая женщина, купила книжку, а сверху положила ещё тысячу рублей со словами: «Это вам на следующую». Жизнь сама подсказала, что делать.
Обнинск — город научный и по характеру зловредный. Именно у нас родилось слово «писучий» по отношению к учёным, которые пишут много статей. Этим эпитетом и меня награждают. Да, я за пять лет издал шесть книг, но собирал и обрабатывал информацию четверть века.
Мог бы и больше издать, если бы не ленился. Сейчас в работе «Обнинск. Легенды-3» и «Обнинск. Маленькие истории». Многие люди почти не читают книги, а краеведческую литературу — тем более. Решил преподнести большие истории в маленьких рассказах на пару тысяч знаков, чтобы не утомлять читателя.
А уже находится на вёрстке и скоро встретится с читателями седьмая книга — «Обнинск пешком» — описание моих экскурсионных маршрутов по городу.
«Я готова жить и умереть в Обнинске»: художница Аня Conservi о родном городе
Обнинск экскурсионный: что вижу, о том и пою
Дело было лет шесть назад. Пришли ко мне два молодых человека и предложили стать экскурсоводом. Оказалось, они сами из Москвы и организуют экскурсии: собирают автоколонну и провозят туристов по маршруту. Обнинск рассматривался как новое направление.
Я ведь в жизни не провёл ни одной экскурсии. Но они настояли и сказали, что им нужны увлечённые люди, а не экскурсоводы, рядом с которыми мухи дохнут.
Подумал, почему бы и нет — надо попробовать. Так и стали сотрудничать. А потом случилась пандемия. Когда она закончилась, решил водить экскурсии не только для москвичей, но и для местных жителей.
Анонсировал в соцсетях и написал: если прогулка понравится, можно заплатить, если нет, то нет — никто не обидится. Всё ещё придерживаюсь этого принципа.
Сначала один маршрут, потом другой — сейчас их пять. Самый популярный проходит по старому городу и рассказывает, как родился Обнинск и как жил первые годы.
Вторая экскурсия возвращает нас в XVIII–XIX века, когда никакого Обнинска ещё не было. Проходит она по дворянской усадьбе Белкино на северной окраине города.
Есть тематическая прогулка «Атомный Обнинск». Рассказывать о ядерных исследованиях в нашем городе мне помогают мемориальные доски и памятники — так и выстраивается целая история.
И провожу две экскурсии по улицам: «Городская № 1» и «Городская № 2». Они различаются маршрутом и построены по принципу «что вижу, о том и пою».
Вместе с городом растут проблемы и заводы
Сейчас все говорят, что нужно развивать внутренний туризм, но в Обнинске все главные достопримечательности за забором — к ним не подойти.
Например, та же атомная станция находится на территории Физико-энергетического института — режимного объекта. Туда организуют экскурсии, но по предварительной записи и с оформлением пропуска по паспортным данным.
Первая, мирная, обнинская. Как родилась атомная энергетика
У нас есть метеорологическая мачта высотой 310 метров. В 1958 году её построили далеко-далеко за городом, а теперь — это самый центр. Каждый житель Обнинска мечтает побывать наверху, а это невозможно. Мачта — научный объект, неприспособленный для проведения экскурсий.
Возможности ограниченные, но вместе со мной Обнинск уже посмотрело около тысячи человек. Гуляем и изучаем город два раза в месяц летом, а зимой ориентируемся по погоде.
И желающие на экскурсию всегда есть. За последние десять лет Обнинск численно резко вырос. На протяжении многих лет население было около 100 тысяч, а сегодня — 130 тысяч.
Вместе с этим очень бурно развивается жилищное строительство. Но, к сожалению, инженерная инфраструктура не успевает так же развиваться, поэтому город столкнулся с жуткой проблемой — неприятным запахом с очистных сооружений.
А ведь Обнинск — мировой лидер в области разработки реакторов на быстрых нейтронах. Сейчас у нас ещё строится крупнейший в Европе завод радиофармпрепаратов, который будет выпускать десятки лекарств для диагностики и терапии онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Всё же хочется соответствовать статусу наукограда и рассказывать о нём правду с улыбкой.
Еще больше интересных материалов в журнале «Луч».