Стиль любых публикаций потихоньку надоедает, если таких публикаций становится слишком много. Поэтому давайте на какое-то время оставим в покое фирменные поезда и просто вспомним, куда отправлялись прямые поезда и беспересадочные вагоны из различных городов нашей страны. Сравнивать буду те годы, которые стали уже классикой в проводимых исследованиях. Я их уже многократно указывал, а также обосновывал, почему информацию именно за эти годы решил сравнивать - 1987, 2004 и 2024.
Начнем прямо по алфавиту. Абакан. Столица Хакасии. Очень уютный город с парками топиарного искусства. Огромное спасибо за прием местному государственному университету, который они нам оказали в далеком уже 2013 году.
Там одних легенд о названии города несколько. В основном все они так или иначе сводятся к реке Абакан, что можно перевести как медвежья кровь. Причем часть этих легенд связана еще и с тем, что один местный богатырь перескакивал через реку на коне. А еще целая серия легенд связана с медведем-великаном, который жил в этих краях. И естественно, что в этих легендах богатырь не через реку перескакивал, а на медведя охотился. Убил он дикого зверя, тело которого превратилось в огромную скалу. А из скалы этой в большом количестве сочились ручьи, которые назвали медвежья кровь. Сливались же эти ручьи как раз в единый поток, его и назвали Абакан.
В следующем 2025 году Абакан отметит свое 350-летие. Проживает же в столице Хакасии около 185 тыс. чел. (это примерно в конце первой сотни среди всех российских городов по данным переписи населения 2020 года), многие из которых, я в этом просто уверен, по-прежнему хотят совершить путешествие на поезде. Особенно летом, когда дни долгие, а значит можно засветло любоваться многими уголками нашей страны.
Итак, вокзал Абакана. Яркий. Красочный. Сейчас вроде бы перекрасили немного.
Куда же можно было уехать прямыми поездами в 1987 году (пойдем по алфавиту):
- Кемерово - № 193/194. Сейчас тут по кратчайшему маршруту сервис поиска расстояний выдает 687 км. А вот раньше он ходил кружным маршрутом через Ачинск / Тайгу / Юргу с расстоянием за 1000 км и временем в пути за 30 часов;
- Москва (Казанский вокзал) - № 67/68. На канале уже был подробный рассказ про этот поезд с красотами Саян.
Так что повторяться не буду. Скажу лишь, что время в пути составляло около 73 часов;
- Новокузнецк - № 195/196. Расстояние здесь немногим менее 400 км, а вот время в пути более 12 часов. Средняя скорость мягко говоря не поражает воображение. Ну или наоборот поражает. Причем, если отправлялся состав из Абакана поздно вечером (около 23), то в Новокузнецк вполне мог бы прибывать и пораньше - 11 утра это уже немного поздновато (особенно для командированных).
Кроме того, существовало и несколько вагонов беспересадочного сообщения, на которых можно было добраться до станций в населенных пунктах:
- Абаза (перецепляли на станции Аскиз). Это город в Хакасии к юго-западу от Абакана. В верхнем течении соответственно реки Абакан.
Я было думал, что это в очередной раз как-то связано с медведями. Но оказалось всё просто - это сокращение от Абаканский завод.
Аскиз же, где вагон перецеплялся к другому составу, это поселок городского типа на железнодорожной ветке в Новокузнецк из Абакана.
Вроде как поезд Аскиз - Абаза нередко выглядел вот так:
- Иркутск. Эти вагоны перецепляли аж дважды. По пути следования из Абакана сначала на станции Саянской, а затем в Тайшете. В 2013 году, когда мы ехали прямым поездом (один из последних рейсов был) Иркутск-Абакан, мы стояли на ст. Саянская около 4-х часов.
- Тея - Новокузнецк. Это всё в том же направлении на Новокузнецк с небольшим кругом;
- Томск. До Тайги вагоны следовали с поездом № 193, которые затем перецепляли к одному из поездов на Томск.
- Фрунзе. И это, конечно, самое экзотичное направление. Но, видимо, пользовался спросом вагон до столицы Киргизии (и промежуточных пунктов), раз его запустили. До Междуреченска он следовал в составе поезда № 195 на Новокузнецк. А вот из Междуреченска шел пассажирский поезд уже собственно на Фрунзе. № 185/186.
В 2004 году ситуация меняется. К поездам добавляется аж несколько вариантов до Красноярска: №№ 658, 659, 124, и экспресс 824. Шли они разными маршрутами, закрывая потребность данного региона. Я, если честно, даже удивился, что в 1987 году не было отдельного поезда до Красноярска. Ну или опять справочник врёт.
Сохранился состав до Москвы. Вот только теперь это стал Ярославский вокзал. Ну и Абакан-Новокузнецк существенно ускорили, сократив время в пути до 9 часов 44 минут.
Также остался и один общий беспересадочный вагон до ст. Абаза, один плацкартный и один купейный до Иркутска и до Томска - переприцепки осуществлялись на тех же станциях, что и в 1987 году. А вот два плацкартных вагона до Бишкека стали перецеплять на станции Новокузнецк.
Но параллельно получило существенное развитие южное направление. Например, было по одному купейному вагону беспересадочного сообщения до:
- Анапы;
- Адлера;
- Симферополя.
Переприцепка осуществлялась в Красноярске, куда они прибывали с поездом № 123 до самого Красноярска.
И появился один беспересадочный плацкартный вагон до Тайшета. Что-то мне подсказывает, что он шел по Дороге мужества по знаменитым местам, в том числе через Козинский виадук.
Ну а в 2024 году остались только 2 состава в Москву, которые я уже указывал в начале статьи. Следуют они, конечно, немного разными маршрутами. Плюс один поезд до Красноярска № 123/124. На вопрос про вагоны беспересадочного сообщения завис и виртуальный помощник сайта "РЖД", и реальный сотрудник, к которому я якобы был переадресован виртуальным помощником.
Я ожидал около 40 минут. Не изменилось ничего. Поэтому давайте констатируем, что, видимо, беспересадочных вагонов из Абакана нет. Ну или они столь скрытны, что даже работники самой структуры не могут их отыскать.
Спасибо, что читаете! До встречи!