Аутизм — это не болезнь!

1,6K прочитали

Когда я впервые осознала, что аутизм — не болезнь, а состояние, которое можно корректировать до почти нормальных показателей, мой мир перевернулся.

Нара с сыном Даниэлем, фото из личного архива
Нара с сыном Даниэлем, фото из личного архива

Моему среднему сыну Даниэлю диагноз «тяжёлый аутизм» поставили лишь спустя 3 года с появления первых симптомов. В 1,5 года он утратил все навыки, перестал говорить, откликаться на имя и понимать обращённую речь. Он не понимал, где у него руки и ноги, не чувствовал своё тело, свой мочевой пузырь и кишечник и ходил под себя. Он до ужаса боялся шума, не терпел любых прикосновений и почти не спал. Эту историю можно почитать здесь. Всё это время и уже после постановки диагноза врачи, специалисты не просто твердили про болезнь, они буквально приговорили нас к мучениям на всю жизнь и уговаривали сдать сына в специнтернат.

Но что мы видим сейчас?

Дане 14 лет. Он ходит в испанскую коррекционную школу, участвует в жизни класса, ездит на экскурсии и с нами в путешествия, заводит друзей, используя разные способы коммуникации, так как разговаривает не много. Он полностью самостоятелен и обслуживает себя сам. Он ходит в бассейн и фитнес-клуб и занимается в группах с обычными подростками, хорошо понимает и выполняет инструкции на испанском. Он свободно ведёт себя в людных местах, катается на аттракционах, играет в боулинг, стрижётся в парикмахерских. Его хобби — кулинария, он обожает выдумывать новые рецепты и готовит для всей семьи.

Эти изменения произошли не из-за счастливой случайности, не из-за волшебных таблеток или чудо-врачей. Схемы лечения аутизма и расстройств аутистического спектра не существует. Потому что РАС — это не болезнь, а состояние. И состояние это можно контролировать и корректировать.

Всё дело в недозрелости нервной системы и особенностях нейроразвития. Мозг у людей с аутизмом работает по-другому. Они по-другому обрабатывают и усваивают информацию. У них не до конца сформировались мозговые центры, отвечающие за речь, сенсорику, ощущение тела в пространстве и координацию движений. Но их можно и нужно доразвить.

Я долго изучала, как устроен мозг и как работает нервная система, чтобы понять, что на развитие мозга благоприятно влияет крупная моторика. Об этом я пишу в другой своей
статье — почитайте. Там описаны этапы развития нервной системы ребёнка на базе пирамиды обучения Уильямса и Шелленберга, где видно, что фундаментом для речи, когнитивных функций и интеллекта является сенсорное и сенсомоторное развитие — работа с телом.

Крупная моторика укрепляет мышечный корсет, а значит тело лучше слушается и справляется с нагрузками. Появляется координация, ощущения тела в пространстве, понимание контуров тела — где заканчиваюсь я и начинаются другие. Усиливается кровообращение и метаболизм — это помогает наладить питание и очищение мозга. Новые, непривычные телу движения, стимулируют нейрогенез — выработку новых нейронных связей. Вибрация от движений воздействует на нервные окончания, которые сосредоточены в основании черепа. Это улучшает работу глубинных стволовых структур мозга, от которых зависят когнитивные функции и интеллект. Активизируется и выработка гормонов, которые влияют на настроение и поведение, регулируют биоритмы.

Для коррекции РАС первостепенное значение имеет и питание — безглютеновая, безуглеводная, безказеиновая диета. Грубо говоря, следует исключить всё, что провоцирует аллергические реакции и нейровоспаления, создаёт благоприятную среду для роста вирусов, бактерий, грибов и паразитов, замедляет метаболизм, плохо влияет на деятельность ЖКТ. И обязательно включать в рацион полезные для развития мозга и нервной системы продукты: овощи (особенно капусту и брокколи), зелень, животный белок и жирные сорта рыбы, безглютеновые крупы, натуральные специи и травы, какао и горький шоколад без сахара. Диета поможет организму сосредоточиться не на болезнях и борьбу с ними, а на развитии и питании мозга.