В далеком 1894 году в Дамаске родилась девочка, которая в будущем окажет огромное влияние на культурное развитие Египта. Бадия Масабни . Это имя должна знать каждая танцовщица восточного танца, потому что именно она создала новые танцевальные формы, которые мы сейчас и танцуем. И это один их самых главных вкладов Бадии Масабни в развитие беллиданса.
Уверенно можно сказать, что Бадию Масабни по праву называют крёстной матерью восточного танца. Египетская королева ночных клубов. Эта женщина, под чьим контролем находилась вся жизнь ночных клубов Каира. Но успешной и известной безусловно Бадия стала не сразу и вряд ли, переживая перепетии своей судьбы , сама думала как повернется ее жизнь.
Детство и юность
Согласно ее автобиографии, появившейся в книге Дитлинде Каркутли «Баухтанц» , Бадия Масабны родилась в семье отца-ливанца и матери-сирийки. Она была одной из семи братьев и сестер.
Ее отец владел мыловаренным бизнесом. Финансовое состояние семьи резко ухудшилось, когда умер отец Бадии, оставив своих сыновей заниматься семейным бизнесом. Вскоре после этого, мыловаренную фабрику поглотил пожар, и один из братьев Бадии умер от лихорадки.
В ранние годы она выросла между Бейрутом и Дамаском, после смерти отца они переехали в Дамаск. В семилетнем возрасте ее изнасиловал владелец кафе. Отбыв всего лишь 4 недели в тюрьме, жизнь мужчины вернулась в нормальное русло. Однако жизнь Бадии изменилась навсегда, поскольку она больше не была девственницей. Чтобы избежать сплетен и позора, семья Масабни эмигрировала в Аргентину. В школе Бадия была счастлива и обнаружила в себе любовь к актерскому мастерству, пению и танцам.
Когда она была подростком и, следовательно, достигла брачного возраста, Масабни вернулись в Сирию. Однако события прошлого не были забыты, и семье было трудно найти для нее мужа. Когда Бадия наконец-то обручилась, соседи сообщили семье жениха об изнасиловании, и жених разорвал помолвку.
Чувствуя, что у нее нет шансов оказаться в месте, где все знают о ее прошлом, Бадия решила бежать в Бейрут. В поезде она встретила милую женщину, которая предложила ее приютить. Только в Бейруте Бадия поняла, что эта «милая женщина» была хозяйкой публичного дома! В то время даже у женщин на Западе было мало возможностей для трудоустройства, и тем более на Ближнем Востоке. Не имея никого, кто мог бы ее поддержать, и у нее не было реальных навыков, Бадия попыталась придумать, что она могла бы сделать, не продавая свое тело. Она занялась двумя вещами, которые любила больше всего: пением и танцами. Когда ее мать приехала в Бейрут, чтобы забрать ее домой, Бадия убедила ее вместо этого поехать с ней в Каир.
Начало арстистической деятельности
Бадии было 17 лет, когда она приехала в Каир в поисках артистической карьеры. Одержимая любовью к песням и танцам она смогла устоять перед натиском родственников, которые выступали против такого увлечения девушки.
Уже тогда Каир уже славился своей культурой, музыкой и театром. Бадиа нашла работу, играя небольшие роли в знаменитом театральном ансамбле Джорджа Абиада . Она не призналась матери о своей работе, а сказала, что у нее ночная работа швеи. Когда наступили летние каникулы ансамбля, Бадиа предложили большую роль в труппе передвижного театра, которая отправлялась в Саид, Верхний Египет. Когда мать Бадии узнала правду о работе дочери, она настояла на том, чтобы они вернулись домой в Сирию. Когда поезд, который должен был отвезти их в Александрию, где они должны были сесть на корабль, направляющийся в Бейрут, подъехал к станции, Бадия перепрыгнула на другую сторону путей и убежала так быстро, как только могла. Она встретилась с труппой путешествующего театра буквально за день до их гастролей.
В 1914 году Бадия Масабни отправилась в Бейрут, чтобы выступить в известном театре мадам Жанетт , француженки, которая нанимала исключительно европейских артистов для выступлений перед ливанской клиентурой, в основном из высшего сословия. Бадия убедила мадам Жанетт позволить ей петь и танцевать на арабском языке. Во время своего дебюта 14 сентября 1914 года в сопровождении двух австрийских женщин, играющих на уде и кануне, Бадия исполнила сирийскую народную песню, одновременно напевая, танцуя и играя на тарелках! Публика осталась в восторге. Бадия имела большой успех и стала главным исполнителем в этом театре.
Бадия Масабни продолжала работать в Ливане и Сирии. Во время выступления в Дамаске на нее напал и чуть не убил ее брат, который считал, что защищает честь семьи. В конце концов Бадия начала работать с египетским комиком, актером, драматургом и режиссером Нагибом Эль Ригани и его ансамблем. Зрителям нравилось выступления Бадии, не считая ее пленительной красоты. Они пели вместе с ней многие песни, которые стали хитами того времени. Выходя на сцену, Бадия с особой тщательностью готовила свой танцевальный номер, подбирала костюмы и музыку к нему. Все это бударажило публику, жаждущую увидеть чем же еще их очарует Бадия. Слава и признание публики распахнули перед молодой певицей и танцовщицей двери финансовых и артистических кругов. Вернувшись с ними в Каир в 1921 году, она стала звездой труппы.
Между Масабни и Эль Ригани развернулась бурная история любви, и в конце концов они поженились. Хотя это был непростой брак, Бадия смогла многому научиться у мужа о театре.
«Казино Бадия»
После многочисленных расставаний и примирений с мужем Бадия ушла от него в 1926 году и открыла собственный ночной клуб под названием «Казино Бадия» на улице Эмад Эль Дин. (Следует отметить, что термин «кабаре» никогда не использовался на Ближнем Востоке, кроме как для описания заведения очень низкого класса. Ночные клубы в то время были известны как «сала».)
Ночной клуб имел огромный успех. Масабни создала программу, в которой как европейские, так и арабские артисты исполняли короткие номера, отвечающие вкусам европейцев и представителей высшего сословия Египта. Бадия сама тоже танцевала и спела несколько номеров. Она и Эль Ригани на короткое время снова сошлись, но затем снова расстались, на этот раз навсегда. Бадия перенесла свой ночной клуб в лучшее место и назвала его «Казино Бадия».
В разнообразной развлекательной программе приняли участие местные танцоры, певцы, музыканты и комики, а также различные европейские артисты. Днем был даже утренник только для женщин. Именно в это время традиционный «Ракс Балади» начал претерпевать существенные изменения.
Рождение термина "Ракс шарки"
Термин Ракс Шарки впервые появился, когда Египет был оккупирован иностранными державами. «Ракс Шарки», что на самом деле переводится как «танец Востока» или «Восточный танец», использовался для отличия танца от европейских, или западных, танцев («Восток» в отличие от «Запада»). «Ракс Балади» использовался, чтобы отличить «родной» или «местный» танец от иностранных танцев.
Во времена Бадиа Масабни версия этих танцев в ночном клубе называлась «Ракс эль-Хаваним» или «Женский танец». Покойная мастер-инструктор Нелли Мазлум однажды описала «Ракс эль-Хаваним» как стиль, который танцевали женщины из высшего сословия, когда они находились между собой на свадьбах и других собраниях. Девушки стремились танцевать изящно и элегантно, при этом казаться изысканнвми и скромными. Поскольку клиентурой Масабни были египтяне из высшего сословия, а также иностранцы, танцовщицы сознательно пытались имитировать стиль женщин из высшего сословия. По этой причине танец кажется очень сдержанным и тонким.
Адапатция танца для сцены
До 1920-х годов танцоры выступали в основном в частных домах, кофейнях или на открытых религиозных фестивалях, известных как «мавалид» (множественное число от «мулид»). Первоначально танец характеризовался преимущественно движениями бедер и туловища, но обычно исполнялся в небольших помещениях. Поэтому танец пришлось адаптировать для сцены.
Бадия Масабни наняла западных хореографов, таких как Исаак Диксон , Робби Робинсон и Кристо, которые добавили элементы из других танцевальных традиций, например, повороты и перемещающиеся шаги из западных танцевальных форм, таких как балет и бальные танцы.
Покойный мастер-преподаватель и хореограф Ибрагим Акиф , который также работал с Бадией Масабни, определил «шимми», волнообразные движения, круги и «восьмерки», а также различные удары и сбросы бедрами как будучи оригинальными «Шарки» или восточными движениями. Ибрагим Акеф отмечал, что хотя групповые танцы были поставлены хореографией, большинство сольных артистов импровизировали. По его словам, именно его двоюродная сестра, танцовщица и актриса Наима Акеф , первой полностью поставила хореографию своих сольных выступлений. Как мы все знаем, постановка вступительного номера впоследствии стала практикой среди наиболее известных египетских танцоров.
Костюм-двойка с бисером и пайетками, который у нас сейчас неразрывно ассоциируется с восточным танцем, впервые появился в этот период, вдохновленный голливудскими фильмами и европейскими ночными клубами, такими как «Мулен Руж». Можно добавить, что костюмы частично создавались с учетом вкусов европейских колонистов, которым оригинальные костюмы показались недостаточно откровенными!
«Казино Опера»
В 1937 году Масабни вложила все свои деньги в кинопроект, который провалился. Она объявила о банкротстве и покинула Каир, чтобы со своей труппой совершить поездку по Верхнему Египту. Юная Тахия Кариока , еще будучи подростком, была частью свиты. Имея долги, Бадия заняла деньги, чтобы открыть свой самый большой проект: ночной клуб с кинотеатром, рестораном, кафе и баром в американском стиле. «Казино Опера» открылось в 1940 году и имело огромный успех. Разразилась Вторая мировая война, и улицы Каира были заполнены английскими и французскими солдатами, желавшими развлечься. Это, конечно, было прекрасной возможностью для «Казино Опера» и программу адаптировали под вкусы солдат.
Однако из-за исполнения пародии на Гитлера Бадия Масабни была внесена Гитлером в список людей, которые будут казнены после того, как он захватит Египет. К счастью, немцы так и не добрались до Каира!
В это время процветала египетская киноиндустрия, создавая бесчисленное количество мюзиклов, требующих певцов и танцоров. Многие сцены в ночном клубе в фильмах той эпохи на самом деле были сняты в «Казино Опера», и там было обнаружено множество танцоров.
В программе «Казино Бадия» и «Казино Опера» в основном были групповые танцы. Но более талантливым танцовщицам разрешалось танцевать впереди, и, если одна из них пользовалась успехом у публики, она получала шанс выступить в качестве сольной артистки. Многие танцовщицы, начинавшие хористками, впоследствии стали солистками, а многие солистки попали в кино. Благодаря участию в этих фильмах, а также в ночных клубах Масабни, танцоры достигли статуса знаменитостей, которого невозможно было достичь в прошлом.
Самыми известными из этих танцовщиц были Тахия Кариока и Самия Гамаль , ставшие популярными кинозвездами в Египте, а также Надя Гамаль , ставшая позже звездой в Ливане. Все эти танцовщицы и многие другие, в том числе Кетти, Хода Шамсадин, Хагар Хамди и Найма Акеф (хотя, по словам Ибрагима Акефа, Найма на самом деле начинала в ночном клубе соперницы Масабни, Бебы Аззадин ), выразили благодарность Бадии Масабни за то, что она помогла им начать работу и научила их тому, что им нужно было знать в начале своей карьеры. С Бадией Масабни начинали не только танцоры, но и многие известные певцы и музыканты, в том числе Фарид Эль Атраш и Мохаммед Абдель Вахаб .
Бадия Масабни заработала хорошие деньги в годы войны, а казино «Опера» продолжало процветать. А в 1951 году египетское правительство потребовало от Бадии Масабни уплаты налогов в размере 74 000 фунтов стерлингов (египетских фунтов). Для нее было невозможно заработать такую большую сумму денег, не разорившись в финансовом отношении. Она сбежала из Египта на частном самолете и вернулась в Ливан. Там она купила небольшую ферму на севере, где, по ее собственным словам, прожила остаток своих дней в тишине и спокойствии, не считая того, что вышла замуж за 25-летнего молодого человека и развелась с ним через пару месяцев.
Бадия Масабны ушла из жизни в 1975 году. Очень похожие подробности ее жизни рассказаны в фильме 1975 года под названием «Бадия Масабны».
Вклад в развитие восточного танца
Зарождение египетского и арабского искусства стало возможным
благодаря деятельности Бадеи, которое стало началом развития
Ближневосточного искусства вообще, дав нам таких звезд.
которыми мы восхищаемся до сих пор.
Одним из главных вкладов Бадии Масабни в развитие восточного
танца было создание новых танцевальных форм. Например, в те
времена танцовщицы использовали ограниченный набор движений
руками, Бадия же предложила поднимать их над головой и делать
ими плавные движения («змеиные ручки»). Также мадам Бадия Масабни
первая заговорила об использовании большего пространства сцены
во время представления (традиционно девушки танцевали, не сходя
с места).
Использование заранее продуманной хореографии вместо
импровизации, танцы с различными реквизитами (например, с
платком) – это тоже заслуга Бадии. Возможно, ее вдохновили
представления Айседоры Дункан в Париже. Правда, существует
общепринятое мнение, что современные костюмы, состоящие из
платка, бра и пояса с юбкой, обязаны своей популярностью
голливудским фильмам.
Еще одна великолепная идея Бадии Масабни касалась музыки –
она предложила добавить «классические» музыкальные инструменты к традиционным. Таким образом было усложнено музыкальное сопровождение танца. А это повлекло за собой и изменений движений в танце.
Хотя никто не отрицает, что Бадия Масабни оказала глубокое влияние на развитие современного Ракс Шарки, не все согласны с тем, было ли это влияние положительным или отрицательным. Одна школа мысли утверждает, что ее изменения подняли танец до уровня сценического искусства. Другая утверждает, что она ухудшила первоначальную форму танца, сделав танец более сексуальным и переместив танец в обстановку ночного клуба. В любом случае, трудно представить, как бы развивался танец без Бадии Масабны!
Больше о звездах золотой эры беллиданса здесь: