Совсем недавно я коснулся темы советской реактивной артиллерии, а сегодня предлагаю заглянуть за линию фронта. А что же было у нашего противника в арсенале похожего?
Те кто не слишком интересуется историей Второй Мировой войны, вряд ли знают, что к нападению на СССР, у Германии уже стояли на вооружении реактивные минометы Nebelwefer. Однако малоподвижность этого вида оружия делало его весьма уязвимым для ответного огня противника. В СССР первыми поняли преимущества подвижности реактивной установки. Так на свет появилась наша БМ-13 (Катюша). Немцы же довольно долго таскали миномет на прицепах либо ставили на шасси, где для стрельбы необходимо было поворачивать всю машину.
Минометы Nebelwefer стреляли 36-38 килограммовыми снарядами (они бывали фугасными, зажигательными, химическими и агитационными) на дальность до 7 км. Калибр установки составлял 158,5 мм. Установка имела 6 стволов. Позже немцы перешли на 210 мм модель Nebelwerfer 42. Перезарядка реактивного миномета подготовленным расчетом занимала всего 1,5 минуты.
Недостатков у системы было хоть отбавляй! Невысокая дальность стрельбы, необходимость подвозить и хранить где-то боекомплект из довольно громоздких мин, невысокая точность, незащищенность расчета и главное, как уже указывал выше это низкая подвижность.
На фото выше залп Nebelwefer из-за лесополосы. Как думаете, много времени надо пристреляться и накрыть огневую позицию? С учетом того, что даже старая "полковушка" 76 мм образца 1927 года могла легко достать противника (Чугунная осколочная дальнобойная граната со взрывателем КТМ-1 летела на 8,5 км). Поэтому в первую очередь Вермахту нужно было что-то решать с подвижностью и защищенностью. А то получалось как на следующем фото
Одним из самых грузоподъемных машин был двухтонный Opel Maultier, который и решили использовать как базу рреактивной установки. На раму машины устанавливался бронекорпус с рациональными углами наклона, что повышало пулестойкость. Корпус собирался из катанных бронелистов путем сварки и скрепления клепкой. Лобовая часть кабины, капота и корма имели толщину 8 мм, днище и крыша 6 мм. Основным вооружением был, понятно, Nebelwerfer. В данном случае десятиствольный. Калибр этого реактивного миномета был 158 мм. Меньшее количество ракет в залпе, в отличие от нашей БМ-13, компенсировалось точностью и кучностью стрельбы. Мина имела не одно сопло, а 26 штук расположенных под углом к оси вращения. Мина вращалась в полете и имела за счет этого более устойчивую траекторию. Для самообороны от пехоты и авиации на крыше устанавливался пулемет MG-34 или MG-42. Боезапас установки был невелик. 10 ракет сразу заряжались в стволы и 10 ракет находились в футлярах в боевом отделении. Для того что бы нивелировать этот недостаток немцами параллельно выпускался и транспортер боеприпасов на той же базе и с таким же бронекорпусом. Единственное его отличие от пусковой установки – отсутствие реактивного миномета.
Экипаж Sd.Kfz.4/1 состоял из четырех человек. Водитель и командир расчета (он же по совместительству радист) находились в бронированной кабине. Заряжающий и наводчик находились в задней части машины. Погрузка боезапаса производилась через двустворчатую дверь в корме, а заряжание через верхний люк. Прямо под вращающейся установкой залпового огня находилось кресло наводчика. Машина оснащалась радиостанцией Fu.Spr.G.
Двигатель не претерпел изменений и обладал мощностью 75 л/с. что позволяло развивать скорость до 40 км/ч на твердых дорогах. Вместо заднего моста находилась подвеска из четырех обрезиненных катков объединенных попарно в две тележки на пружинных ресорах, ведущее зубчатое колесо, ленивец и два поддерживающих обрезиненных катка. Гусеница мелкозвенчатая, такая же как применялась на танках Pz.1.
Неспособность Германии к выпуску техники по настоящему массово, как это было в СССР или США не позволило этим машинам оказать существенного хода на течение войны. Всего было выпущено около 300 машин (по разным данным от 293 до 298 машин) и порядка 250 подвозчиков боеприпасов.
Также необходимо отметить, что немцы пытались увеличить количество ракет в залпе, поставив на описываемую базу, рельсовые направляющие для запуска 24 ракет меньшего калибра. Но количество выпущенных машин с таким типом ПУ доподлинно неизвестно. Предположительно их количество не превышало 5 – 10 штук.
Несмотря на сравнительно небольшое количество выпущенных машин этого типа, в мире сохранилось несколько экземпляров. Один из которых находится в нашей Кубинке.
Как видим, аппарат довольно колоритный, но в модельном мире представлен крайне скудно...Так, например в 1/35, только две модели (ну если разобраться, то вообще одна, поскольку вторая это перевыпуск)
За качество ничего сказать не могу. Я собирал только в масштабе 1/72. Причем в этом масштабе монополия у украинского Родена. А так же эта компания выпустила и подвозчик боеприпасов и установку с рельсовыми направляющими. Короче полностью выработав эту тему. Увидев бокс-арт на данный кит, я разумеется не мог пройти мимо столь интересного образца техники. Сам набор уже не новый, да еще и отлит по технологии ЛНД, что подразумевает трудности со стыковкой частей и грубостью выполнения отдельных элементов. Однако, к чести Roden, модель получается похожей на прототип и без грубых ляпов. Совсем недавно я обнаружил, что украинская же Armory выпускает неплохой набор фототравления. Но понятно, сейчас его или не достать или по цене как из золота.
Я заменил все поручни на проволочные, заменил габаритные «усы» так же на проволочные, изготовил зеркало из фольги с из тянутого литника сделал антенну и проводку на ракетной установке, высверлил ствол пулемета. Красилось все акрилом Vallejio. Зимник обдирал при помощи технологии лака для волос. Лаки от «Звезды» пигменты и металлики Акан и АК Interactive. В качестве прототипа выбрал установку из группы армий «Висла» февраль-март 1945 года.
Для масштаба при фотосессии я использовал монету 50 пфеннингов времен войны. Вот что в итоге у меня получилось (листайте галерею ниже). Спасибо за внимание!