Найти тему
AskАnswer

Я открываю для себя новые имена. Е. И.Некрасова

“Калечина-малечина” – это ещё одно напоминание, как важна ребёнку наша заинтересованность в нём, безусловная искренняя любовь. Это напоминание, такое яркое, чуткое, нестандартное, не будет нам лишним.

Открывать для себя современных авторов занятие увлекательное, но и в то же время рискованное: говоря о произведении, о его сюжете,  без спойлеров не обойтись.

Если будешь читать книгу  Евгении Игоревны Некрасовой как  сказку, в которой “соединяются магический реализм, фольклор и эксперимент, чувствуется влияние Гоголя, Ремизова, Платонова, Петрушевской”, то много узнаешь о кикиморе как фольклорном герое (“согласно народным славянским поверьям кикиморы обычно появляются в неблагополучном доме, когда  на семью просто сыпятся беда за бедой) и  о том  “откуда именно берутся Кикиморы: они — бывшие, не пригодившиеся никому в мире живых, невыросшие (дети)”.

Если же отбросишь слово магический и сконцентрируешься на слове реализм, то твоё сердце будет сжиматься от боли за эту маленькую девочку Катю, в семье которой явно всё неблагополучно, которая “катится-колошматится” по жизни без ласки и любви, постоянно чувствуя, что не оправдала чьих-то ожиданий. Никому ненужная, испытывающая на себе формальную заботу и заинтересованность своей жизнью, она готова раскрыть свои способности и таланты. Но этого не случается.

И тогда внутри тебя, читающего эту книгу, всё кричит: ТАК НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИКОГДА!

И это главный смысл романа.

Некрасова поднимает в романе сразу несколько “актуальных” тем: и издевательства в школе, и проблемы воспитания в семье, и даже педофилия. Всё это она пропускает через призму искаженного детского восприятия и выплёскивает на читателя. Как кипятком обдаёт. Каково это быть ребёнком, не вписывающимся в систему? Оглянитесь, взрослые, такие дети никогда не переведутся.

Я вспоминаю своё детство. Со мной в классе училась девочка, Луиза Г…ва. У неё было удивительно красивое лицо: гладкая , будто мраморная, кожа; иссиня-чёрные волнистые волосы, огромные глаза с густыми длинными ресницами, но искорёженное тело. Нет, никто не дразнил её, как Катю, да и классная у нас не была такой мерзкой, как у Кати. Наша была предельно внимательна, к доске не вызывала, но её сострадание было насквозь фальшивым. Голос, обращённый к девочке был приторно сладким и Луиза эту ложь чувствовала, она вся напрягалась, когда слышала о себе: “Берите пример с Луизы, несмотря на…(и так далее) она учится лучше тебя (Вася,Петя, Серёжа)”. Луиза освоила самостоятельно английский, у неё была огромнейшая фонотека на английском: уроки, спектакли, рассказы, стихи… Круглая отличница по всем предметам. Я помню, как одно время, она покинув коляску, пыталась ходить самостоятельно при помощи палочки, с очень красивой  инкрустацией. Видно было с каким трудом даётся ей каждый шаг, как синеют до фиолетового её губы, как теряется она, когда кто-то из спешащих из класса толстокожих бросает ей: “Давай быстрей”. Каково было ей в такой недетской обстановке детского коллектива? Что труднее: это или жить под рухнувшими надеждами родителей?

Попав в атмосферу книги я ни раз возвращалась мыслями к ней, и до боли сердечной сочувствовала и  ей, и главной героине “Калечины-малечины”, живущей в  состоянии безысходности и абсурдности происходящего. Абсурдности способствуют и мистические элементы (кто-то смешал крупы на кухне, распорол накануне связанные варежки). Это иногда заставляет сомневаться в психическом здоровье девочки. И вот история доходит до кульминации, Катя включает конфорки и ложится, чтобы встретить свою смерть. Но тут появляется Кикимора и спасает несчастную.

Кикимора помогает главной героине “Калечины-Малечины” преодолеть себя, свои страхи и комплексы. Всего один день из жизни неуверенного, прячущегося от мира ребёнка, который постоянно «катится-колошматится» через колдобины бытовых неприятностей. Но день – с Кикиморой-, которая воспринимается Катей то ли как младшая сестрёнка, то ли как более приспособленная к жизни волшебница-старушка-подружка, позволил Кате перейти из разряда невыросших в выросшие.

С исчезновением Кикиморы атмосфера одиночества, безысходности, никомуненужности возвращается.Катя закрывается на кухне и свешивается в раскрытое окно…

Выдохните!

Автор нас жалеючи пишет сумбурно-сказочный хэппи-энд, лишённый всякой логики. Но я лично благодарна ей за это. С логикой, конечно, полный абзац, но зато мерзавцы наказаны судьбой, а Катя живая и счастливая.

Вот и сказке конец, а кто слушал …

Любите своих детей!

Пусть вечера в кругу семьи несут им радость.

Интересуйтесь не только их успехами в школе, но и их фантазиями.

Разрешайте им быть детьми. Да и сами помните, что вы тоже дети, только выросшие.

Ласкайте своих детей. Обнимайте их – иначе их обнимет дядя Юра.

И было бы здорово, если бы каждый взрослый помнил “откуда именно берутся Кикиморы”

Автор Лариса Чебатуркина