Всем здравствуйте.
В этом материале проедусь катком по нашему любимому Королю ужасов. Стивена Кинга я лично очень люблю и уважаю, и прочитал у него большинство произведений, кроме 5-6 поздних романов и всякого мусора, недостойного особого внимания. Всю его классику я читал с удовольствием и без преувеличения считаю многие вещи потрясающими. Однако называть его гением было бы ошибкой, Кинг – это случай удачного сочетания графомании и настоящего таланта. Ну да, так бывает, спросите у Александра Дюма, например. Поскольку наш Король живой человек, а не Десница Божья, и в его творчестве случались промахи.
Поэтому с высоты своей табуретки хотел бы выделить у него в библиографии пятерку самых странных, непонятных, упоротых книг, которые существуют непонятно для чего и зачем вообще он их написал, это загадка природы, подлежащая исследованию наряду с феноменом Бермудского треугольника.
И еще на всякий случай предупреждаю, что мое мнение чисто субъективное.
Поехали.
1. Глаза дракона (1984)
Аннотация:
Однажды в королевство пришел ужас...
В королевство, где рвется к трону медленно теряющий рассудок принц...
В королевство, где поселился могущественный черный маг — сын Тьмы, посланник самого Сатаны...
В королевство, где в каменной башне томится законный наследник трона, обреченный на медленную гибель...
В королевство, над которым постепенно собираются черные тучи воплощенного Зла...
Меня не впечатлила книга потому, что эта попытка в фэнтези у Кинга вышла сыроватой и невнятной. Роман небольшой и скорее по объему претендует на повесть, а главный конфликт тысячу раз повторен и обыгран гораздо лучше у других авторов-мастеров жанра. Спору нет, если бы Кинг написал несколько текстов в этом жанре, у него вышло бы что-то толковое. Но мне лично вообще этот роман не зашел, не оставив после себя никаких эмоций.
2. Игра Джералда (1992)
Аннотация:
В уединенном доме на берегу лесного озера в штате Мэн разыгралась трагедия. Молодая женщина потеряла мужа и осталась одна, прикованная к кровати... Но ее одиночество было недолгим. Все страхи, которые она когда-либо испытывала в жизни, вернулись в одночасье и заполонили уединённый дом, мгновенно превратившийся в зловещую камеру пыток...
Это самый странный роман Стивена Кинга с позиции триллера о маньяке. У нас есть склеивший ласты муж и женщина, прикованная к кровати во время исполнения супружеского долга. Мало того, что Кинг пытается придать всему процессу анатомические подробности, скорее отталкивающие, так и предлагает наблюдать за героиней весь роман. Чувствуешь себя вуайеристом. В романе не происходит ничего. Злой Джералд бродит в потемках, но нам его не показывают. Видимо, все задумывалось, как нагнетание саспенса, но как-то уж очень все статично. Либо Джералд ленивый и нестрашный, либо сама ситуация дурацкая, и надо сказать, Кинг порой любит обыгрывать такие бытовые вещи – зачем?
Например, в качестве лирического отступления, есть у него повесть «Взаперти» (или «Очень тесное место») из сборника «После заката», где главный герой вынужден сидеть в кадке с фекалиями на дне биотуалета. Надеюсь, никто не пьет кофеек, читая эти строки? (Извините если что!)
Короче, «Игра Джералда» это самый странный и скучный триллер о маньяке.
3. Ловец снов (2001)
Аннотация:
Некогда четыре юных друга спасли мальчика по имени Дадетц, не позволив старшеклассникам издеваться над ним. Взамен мальчик одарил их телепатическими способностями, которые навсегда укрепили их союз.
Спустя 20 лет в один из зимних дней друзья отправляются в загородный дом, дабы попить пива и окунуться в воспоминания прошлых лет. Там им предстоит столкнуться с ужасом, который унесёт не одну жизнь, с инопланетным вторжением, которое началось на Земле задолго до этих событий и с правдой о происхождении Дадетца и роли четверых в водовороте странных событий.
А этот роман производит поначалу обманчивое впечатление первоклассного научно-фантастического триллера в стиле «тихого» вторжения инопланетян на Землю. Особенно классно у Кинга получилось выписать первую треть, когда происходит завязка всего сюжета. Но дальше действие провисает, скатывается в скучную рефлексию, возню вокруг пришельцев, бесцельного метания по зимнему лесу и тому подобное. Ну и опять вот эта вот желудочно-кишечная тема, кто читал, наверняка поняли, где там сидели у людей-носителей пришельцы. Роман я дочитывал на морально-волевых усилиях, заставляя себя домучивать все это безобразие.
4. Мобильник (2006)
Аннотация:
В результате ошибки-вируса в программе, все владельцы сотовых получили импульс, который воздействовал на человеческий мозг, как электромагнитное излучение воздействует на жёсткие диски обычных компьютеров. Стерев основную информацию, импульс оставил нечто чистое и ужасное...
Попытка в роман-катастрофу и зомби-апокалипсис. Надо сказать, сама идея неплохая, и даже завязка бодрая – Кинг все-таки умеет и могёт заинтересовать читателя в происходящем, закрутить интригу. Но опять же все сдувается и превращается в странноватый фарс, где допускается опасная, губительная ошибка для такого рода историй – провисание в сюжете. Все, в какой-то момент читать становится неинтересно. А жаль, заготовка была годная. Ну и эффект от импульса тоже вызывает некоторые вопросы. Происходящее никак не резонирует с персонажами.
5. Дьюма-Ки (2008)
Аннотация:
Владелец преуспевающей строительной компании Эдгар Фримантл попадает в автомобильную аварию. Травмы очень тяжёлые, он потерял правую руку, страдает амнезией и хроническими болями. Из-за приступов ярости распадается брак Эдгара. Пытаясь обрести себя, по совету врача, главный герой отправляется жить в Флориду, на остров Дьюма-Ки, где начинает заниматься рисованием.
На острове Эдгар знакомится и начинает дружить с тяжело-больной Элизабет Истлейк и её компаньоном, адвокатом, Джеромом Уайрманом. Постепенно Эдгар обнаруживает, что в прошлом Элизабет скрывается какая-то мрачная тайна, которая влияет и на его картины, всё больше и больше воздействующими на реальность.
На сегодняшний момент для меня это самый упоротый роман Стивена Кинга из всех. Чувствуется автобиографический материал, и я даже готов поверить, что бедный Кинг мог испытывать в реанимации что-то похожее, потому что происходящее в романе можно воспринимать натурально как наркотический бред или трип. Это не столько страшно, сколько странно и непонятно. Самое главное, это в итоге ни к чему особому не ведет, и после первого описания приедается, становится назойливым, как мотающаяся за окном тряпка, застрявшая на ветке. Смотришь на нее, понимаешь, что она здесь ни к месту, а возможности или желания снять нет. И самое обидное, что заготовка тоже хороша, но вот с реализацией как-то странно. Полагаю, тут Кинг пошел на поводу у своих внутренних хотелок, покопался в подсознании, и написал что-то исключительно для себя, что-то очень странное.
Спасибо за чтение!