Найти тему
Новости СарБК

Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

   Фото СарБК
Фото СарБК

С миру по экскурсии...

Популярная чиновничья практика - создание докладов по принципу "с мира по нитке - ведомству зачет". В период пандемии, когда в стране развивался тренд на аграрный и сельский туризм, областной профильный комитет (в 2022 году его функции были переданы минкультуры) включил в реестр модных тогда объектов загородные базы отдыха. СарБК рассказывал, что некоторые и не знали, что представляют альтернативный туризм. Недоумевали по этому поводу, мол, ни леса у нас нет, ни грибов (только газон и несколько хвойников), даже продукция местных фермеров не продается.

Похожая картина сложилась и с промышленным туризмом. В конце прошлого года замминистра культуры Константин Сергеев докладывал в облдуме о развитии этого направления и заявил, что в регионе можно попасть с экскурсиями на кондитерское производство "Замок любви", в филиал "Апатита", на Балаковскую АЭС и Саратовскую ГЭС, на площадки "Завода металлоконструкций", "Трансмаша", "Саратовского НПЗ".

В неофициальных беседах на некоторых предприятиях заявляли, что к программам промышленного туризма имеют весьма опосредованное отношение, потому что проводят экскурсии время от времени и только по предварительным заявкам от школ и колледжей. Кое-где откровенно раздражались далеким от производственных вопросам. То есть на большинство хотя бы отчасти открытых производств можно попасть с экскурсией только в двух случаях: если сидишь за партой или являешься педагогом в школе, профильном колледже или вузе. К турпродукту такие экскурсии сложно отнести не только из-за крайне узкой целевой аудитории, но и из-за отсутствия трансфера. Здесь многое надо сделать самостоятельно - договориться, добраться туда и обратно.

К слову, путешествия на кондитерское производство "Замок любви", если верить данным в сети (на производстве отказались отвечать на вопросы СарБК) проводятся при участии турбизнеса. Но такие путешествия можно называть промышленным туризмом тоже с оговорками, так как они больше похожи на развлечение и ориентированы исключительно на детей.

Еще один проект в сегменте небольших компаний - экскурсии на керамическое производство в селе Золотое Красноармейского района, его создатели считают полноценным продуктом промтуризма. "Ведь наше предприятие - промышленное и мы показываем полный цикл производства. Как приготавливается глина, которая подается к лепке, как она вакуумируется, обжигается, сушится и все в промышленных масштабах. Кроме того, наши экскурсии с мастер-классом способствуют возрождению промыслов, потому что у многих после этого появляется хобби - изготовление керамики", - убеждает руководитель Александр Смирнов. Он отмечает, что компания сотрудничает с турагентствами, за год мастерские посещают 5000 организованных туристов.

При этом сайт Туристского информационного центра Саратовской области не выдает ни одного ответа на запрос "промышленный туризм". Руководитель центра Наталья Шустикова ответила, что в регионе действительно есть промышленные объекты, которые принимают экскурсионные группы, но после участия представителей области в акселераторе "Открытая промышленность", организованном Агентством стратегических инициатив по продвижению новых объектов (Александр Смирнов тоже находится в составе группы), в регионе будут сформированы полноценные туристические продукты в данном сегменте и тогда сотрудники центра возьмутся за их продвижение.

-2

"Не в авангарде"

Абсолютно правильные слова про промышленный туризм в Саратовской области произносят давно. Например, в 2021 году председатель расформированного областного комитета по туризму Виктория Бородянская заявляла, что для повышения привлекательности и узнаваемости региона необходимо продвигать собственные бренды. Тогда же отмечалось, что предприятия с помощью подобных программ улучшают имидж и рекламируют продукцию, туристы - узнают много нового и интересного, школьники - выбирают профессию, а турбизнес - зарабатывает на этих потребностях.

Позже - в 2022 году в стране говорили о резком росте спроса на программы промышленного туризма (возможно, этому способствовало закрытие международных границ и повышение интереса к путешествиям по стране). Минпромторг тогда сообщал, что за год число туристов на производствах выросло в три раза. Федеральные СМИ рассказывали, что свои двери открыла фабрика чипов "Микрон" в Зеленограде, металлургический завод в городе Выкса Нижегородской области, Кедровский угольный разрез в Кемеровской области, золотодобывающий прииск "Соловьевский" в Амурской области, Магнитогорский металлургический комбинат и другие производства.

При этом в Саратовской области существенных изменений за эти годы не произошло. Ольга Лысикова, профессор кафедры "Производственный менеджмент" Социально-экономического института СГТУ, общественный представитель Саратовской области по туризму Агентства стратегических инициатив объясняет: "Я согласна с тем, что мы находимся, что греха таить, не в авангарде и даже не в арьергарде, а в золотой хорошей середине. Потому что нам удалось только зимой 2023-2024 года попасть в акселератор Агентства стратегических инициатив по промышленному туризму. Это уже третий период его работы. Сначала смотрели на того, кто самый инициативный. Я думаю, что мудрость состояла в том, что сначала оценивали опыт, определяли то, какие ресурсы для этого нужны".

Судя по всему, ответ на этот вопрос уже получен. Эксперт утверждает: "Процесс возрождения, ренессанс промышленного туризма - это длительный процесс. Не один социальный институт, не одно производство занято, а очень много ресурсов человеческих, институциональных, временных, энергетических. Поскольку все мы начинаем делать это на общественных началах. Но кто получит от этого прибыль, резонанс информационный, имиджевый и реальные деньги от промышленного турима, покажет время".

Сопредседатель комитета ТПП области по предпринимательству в сфере туризма, директор фирмы "Лагуна тур" Дмитрий Анпилогов дает более позитивные оценки действующим в области программам: "То, что экскурсии на предприятиях области больше похожи на профориентацию, это прекрасно. Я считаю, что первое, для чего необходимо развивать промышленный туризм, это старшеклассники, учащиеся колледжей и вузов. Чтобы подрастающее поколение видело, знало, что у нас происходит. Это актуально в условиях дефицита кадров на производствах".

-3

При этом он отметил, что туристическому бизнесу это "наверняка интересно" ("Лагуна тур" не работает в этом сегменте). Туристам тоже: "Если бы я приехал в Саратов, я бы хотел посмотреть атомную станцию, гидроэлектростанцию, металлургический завод в Балаково. Еще хотел бы побывать на каком-нибудь сталелитейном производстве. Картинка представляется, как сталь льется из большого ковша". При этом большого интереса со стороны предприятий эксперт не увидел: "Предприятия будут вставлять палки в колеса. Представьте, техника безопасности, не дай бог кто-то руку сунет не туда, и кто за это будет отвечать? Как я понимаю, это административный ресурс. Руководителям предприятий показывают направление - надо развиваться в эту сторону. Но этим должны заниматься отдельные люди, а с кадрами и так проблема".

На предприятиях также заявляют, что период СВО - не время открывать производство. Если раньше туристические группы порой попадали в действующие цеха, то теперь все ограничивается экскурсиями по музеям боевой славы и другим экспозициям.

По цепочке Саратов - Балаково

На Балаковской АЭС считают, что экскурсии на станцию являются примером промышленного туризма в его классическом формате. Ведь посещение объекта требует перемещения, а цель путешествия - одна из крупнейших атомных станций страны. Тот факт, что знакомство с работой станции чаще всего происходит не на производственной территории, а в информационном центре АЭС, картину не меняет. Здесь объясняют: "Да, это может быть непосредственно не объект, но это, по крайней мере, очень близко к тому, чтобы познакомиться с такой промышленностью, как атомная энергетика, узнать про нее интересные вещи. В центре представлено две экспозиции на двух этажах. На первом - музей истории трудовой славы Балаковской АЭС, основные вехи развития станции и города - люди, награды. А вторая часть - действующая атомная энергетика России. Какое она занимает место в области и стране, какова особенность выработки электроэнергии, как обеспечивается безопасность станции и экологическая в том числе".

   Монтаж турбины Балаковской АЭС, фотобанк СарБК
Монтаж турбины Балаковской АЭС, фотобанк СарБК

За один день объект могут посетить 240 человек. Сотрудники информационного центра уточняют, что во время учебного года группы в основном состоят из старшеклассников и студентов, а летом приезжают туристы с круизных теплоходов. В отдельных случаях возможны посещения производственной площадки, тогда на станции попросят предоставить паспортные данные и дождаться результатов их проверки. Но сейчас, как мы уже заметили, доступ непосредственно на режимный объект ограничен.

   Фото СарБК
Фото СарБК

Дмитрий Анпилогов сетует, что у этих групп остается мало времени на знакомство с работой промышленных объектов: "Но это все лучше, чем везти туристов в лимонарий. У меня много знакомых из других городов. Когда я произношу Саратов, они вспоминают, что у нас есть лимонарий. Они говорят - это чья-то дача и там растут лимоны. Вот что известно о Саратове".

На Саратовской ГЭС тоже понимают все перспективы развития промышленного туризма. В 2021 году соответствующая программа вошла в новую Стратегию развития Группы "РусГидро" (Саратовская ГЭС - ее филиал). Таким образом в холдинге "рассчитывают усилить позитивный имидж открытой, технологически развитой и экологически чистой компании, внести вклад в популяризацию гидроэнергетики и сформировать восприятие ГЭС как безопасных объектов "зеленой" генерации", ответили в пресс-службе Саратовской станции.

   tursar.ru
tursar.ru

Здесь заметили, что несмотря на сложную геополитическую обстановку, экскурсии на площадке проводятся, но по предварительному согласованию заявки на посещение с предоставлением паспортных данных. Сегодня гости площадки могут бесплатно посетить музей Саратовской ГЭС (с макетами водяного колеса и вертикального гидроагрегата в разрезе, манекенами водолазов и рабочих, электровелосамокатом), машинный зал с работающими гидроагрегатами и смотровую площадку у Саратовского водохранилища. В дальнейшем на станции планируют внедрять новый формат промышленного туризма, который предусматривает проведение коммерческих экскурсий. "В перспективе есть идея создания специализированной инфраструктуры - современных информационно-туристических центров площадью порядка 170 кв. метров. В каждом ИТЦ предусмотрены кафе и магазины сувенирной продукции, а также музейно-выставочные залы с макетами электростанций, экранами и интерактивными панелями, где в мультимедийном формате будет представлена информация о гидростанциях РусГидро", - рассказали в пресс-службе и заметили, что первый такой центр был открыт в середине марта около Саяно-Шушенской ГЭС.

Ольга Лысикова поделилась подробностями об итоговом проекте развития в регионе промышленного туризма. Участники группы после посещения объектов, лекций и мастер-классов "остановились на пространственно-логистической цепочке Саратов - Балаково, где присутствуют самые сильные промышленные центры". Стартовый вариант проекта может быть расширен в дальнейшем в любом направлении.

Другой туризм

Стоит сказать пару слов об отношении к промышленному туризму во властных структурах. В министерстве культуры вообще отказались отвечать на запрос СарБК об участии саратовской команды в акселераторе. Мол, этой темой занималось министерство инвестиций, пусть они и рассказывают. В минкульте произнесли много слов о том, что промышленный туризм - это про бизнес, а не про отдых, значит, какой-то другой туризм. Здесь проигнорировали вопросы о том, какие программы промышленного туризма организованы в регионе, сколько их и где жители области могут о них узнать. А также о том, какая работа проводится для того, чтобы увеличить число программ. К слову, отказать в ответе, как нам заявили в пресс-службе, распорядился заместитель министра культуры Константин Сергеев, который в конце прошлого года выступал по этому вопросу на заседании комитета по промышленности и инвестиционной политике в областной думе.

-7

А в министерстве инвестиций - обратная картина. Там явно переоценивают возможности этого направления. "Продвижение инвестиционного потенциала, удержание населения и профориентация молодежи и развитие инфраструктуры промышленного туризма - главные цели, которые хотим достичь по итогам участия в программе", - сказал министр инвестиционной политики региона Александр Марченко на недавней встрече, где обсуждалась концепции развития индустриального туризма в Саратовской области.

Хотя даже участники акселератора понимают, что инвесторы вовсе не с экскурсий на производство начинают интересоваться объектом. Цепочка событий и решений от экскурсионной поездки на завод до инвестиционного проекта вряд ли может быть строго последовательной, если вообще возможна. Да и проблему оттока населения путешествие на какую-нибудь фабрику решить не способно.

Ольга Лысикова подтверждает: "Надо понимать, что не туризм как таковой является локомотивом всего социально-экономического состава. Это какой-то вагон в середине. Он завязан со многими бизнесами, вузами, наукой, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, НКО, профсоюзами. Можно и нужно совмещать промышленный туризм с культурно-познавательным, экологическим, молодежным. В одном котле один вид не варится".

Эксперт уверена, что сегодня региональная команда по развитию индустриального туризма является конкурентоспособной, но должна действовать наверняка: "Если нам в этом сезоне не прорваться в промышленном туризме, не закрепиться в крепких середняках, то время будет опущено. Мы уступим и Волгограду, и Пензе, и Самаре. Нам этого нельзя допустить".

Похоже, все в этой теме запутались. Эксперт из команды сначала уверяла, что мы сегодня находимся в "золотой середине", а затем заявила, что в этом сезоне нам необходимо попасть в "крепкие середняки". Очень не хочется верить, что активисты будут топтаться на месте.