В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.
С миру по экскурсии...
Популярная чиновничья практика - создание докладов по принципу "с мира по нитке - ведомству зачет". В период пандемии, когда в стране развивался тренд на аграрный и сельский туризм, областной профильный комитет (в 2022 году его функции были переданы минкультуры) включил в реестр модных тогда объектов загородные базы отдыха. СарБК рассказывал, что некоторые и не знали, что представляют альтернативный туризм. Недоумевали по этому поводу, мол, ни леса у нас нет, ни грибов (только газон и несколько хвойников), даже продукция местных фермеров не продается.
Похожая картина сложилась и с промышленным туризмом. В конце прошлого года замминистра культуры Константин Сергеев докладывал в облдуме о развитии этого направления и заявил, что в регионе можно попасть с экскурсиями на кондитерское производство "Замок любви", в филиал "Апатита", на Балаковскую АЭС и Саратовскую ГЭС, на площадки "Завода металлоконструкций", "Трансмаша", "Саратовского НПЗ".
В неофициальных беседах на некоторых предприятиях заявляли, что к программам промышленного туризма имеют весьма опосредованное отношение, потому что проводят экскурсии время от времени и только по предварительным заявкам от школ и колледжей. Кое-где откровенно раздражались далеким от производственных вопросам. То есть на большинство хотя бы отчасти открытых производств можно попасть с экскурсией только в двух случаях: если сидишь за партой или являешься педагогом в школе, профильном колледже или вузе. К турпродукту такие экскурсии сложно отнести не только из-за крайне узкой целевой аудитории, но и из-за отсутствия трансфера. Здесь многое надо сделать самостоятельно - договориться, добраться туда и обратно.
К слову, путешествия на кондитерское производство "Замок любви", если верить данным в сети (на производстве отказались отвечать на вопросы СарБК) проводятся при участии турбизнеса. Но такие путешествия можно называть промышленным туризмом тоже с оговорками, так как они больше похожи на развлечение и ориентированы исключительно на детей.
Еще один проект в сегменте небольших компаний - экскурсии на керамическое производство в селе Золотое Красноармейского района, его создатели считают полноценным продуктом промтуризма. "Ведь наше предприятие - промышленное и мы показываем полный цикл производства. Как приготавливается глина, которая подается к лепке, как она вакуумируется, обжигается, сушится и все в промышленных масштабах. Кроме того, наши экскурсии с мастер-классом способствуют возрождению промыслов, потому что у многих после этого появляется хобби - изготовление керамики", - убеждает руководитель Александр Смирнов. Он отмечает, что компания сотрудничает с турагентствами, за год мастерские посещают 5000 организованных туристов.
При этом сайт Туристского информационного центра Саратовской области не выдает ни одного ответа на запрос "промышленный туризм". Руководитель центра Наталья Шустикова ответила, что в регионе действительно есть промышленные объекты, которые принимают экскурсионные группы, но после участия представителей области в акселераторе "Открытая промышленность", организованном Агентством стратегических инициатив по продвижению новых объектов (Александр Смирнов тоже находится в составе группы), в регионе будут сформированы полноценные туристические продукты в данном сегменте и тогда сотрудники центра возьмутся за их продвижение.
"Не в авангарде"
Абсолютно правильные слова про промышленный туризм в Саратовской области произносят давно. Например, в 2021 году председатель расформированного областного комитета по туризму Виктория Бородянская заявляла, что для повышения привлекательности и узнаваемости региона необходимо продвигать собственные бренды. Тогда же отмечалось, что предприятия с помощью подобных программ улучшают имидж и рекламируют продукцию, туристы - узнают много нового и интересного, школьники - выбирают профессию, а турбизнес - зарабатывает на этих потребностях.
Позже - в 2022 году в стране говорили о резком росте спроса на программы промышленного туризма (возможно, этому способствовало закрытие международных границ и повышение интереса к путешествиям по стране). Минпромторг тогда сообщал, что за год число туристов на производствах выросло в три раза. Федеральные СМИ рассказывали, что свои двери открыла фабрика чипов "Микрон" в Зеленограде, металлургический завод в городе Выкса Нижегородской области, Кедровский угольный разрез в Кемеровской области, золотодобывающий прииск "Соловьевский" в Амурской области, Магнитогорский металлургический комбинат и другие производства.
При этом в Саратовской области существенных изменений за эти годы не произошло. Ольга Лысикова, профессор кафедры "Производственный менеджмент" Социально-экономического института СГТУ, общественный представитель Саратовской области по туризму Агентства стратегических инициатив объясняет: "Я согласна с тем, что мы находимся, что греха таить, не в авангарде и даже не в арьергарде, а в золотой хорошей середине. Потому что нам удалось только зимой 2023-2024 года попасть в акселератор Агентства стратегических инициатив по промышленному туризму. Это уже третий период его работы. Сначала смотрели на того, кто самый инициативный. Я думаю, что мудрость состояла в том, что сначала оценивали опыт, определяли то, какие ресурсы для этого нужны".
Судя по всему, ответ на этот вопрос уже получен. Эксперт утверждает: "Процесс возрождения, ренессанс промышленного туризма - это длительный процесс. Не один социальный институт, не одно производство занято, а очень много ресурсов человеческих, институциональных, временных, энергетических. Поскольку все мы начинаем делать это на общественных началах. Но кто получит от этого прибыль, резонанс информационный, имиджевый и реальные деньги от промышленного турима, покажет время".
Сопредседатель комитета ТПП области по предпринимательству в сфере туризма, директор фирмы "Лагуна тур" Дмитрий Анпилогов дает более позитивные оценки действующим в области программам: "То, что экскурсии на предприятиях области больше похожи на профориентацию, это прекрасно. Я считаю, что первое, для чего необходимо развивать промышленный туризм, это старшеклассники, учащиеся колледжей и вузов. Чтобы подрастающее поколение видело, знало, что у нас происходит. Это актуально в условиях дефицита кадров на производствах".
При этом он отметил, что туристическому бизнесу это "наверняка интересно" ("Лагуна тур" не работает в этом сегменте). Туристам тоже: "Если бы я приехал в Саратов, я бы хотел посмотреть атомную станцию, гидроэлектростанцию, металлургический завод в Балаково. Еще хотел бы побывать на каком-нибудь сталелитейном производстве. Картинка представляется, как сталь льется из большого ковша". При этом большого интереса со стороны предприятий эксперт не увидел: "Предприятия будут вставлять палки в колеса. Представьте, техника безопасности, не дай бог кто-то руку сунет не туда, и кто за это будет отвечать? Как я понимаю, это административный ресурс. Руководителям предприятий показывают направление - надо развиваться в эту сторону. Но этим должны заниматься отдельные люди, а с кадрами и так проблема".
На предприятиях также заявляют, что период СВО - не время открывать производство. Если раньше туристические группы порой попадали в действующие цеха, то теперь все ограничивается экскурсиями по музеям боевой славы и другим экспозициям.
По цепочке Саратов - Балаково
На Балаковской АЭС считают, что экскурсии на станцию являются примером промышленного туризма в его классическом формате. Ведь посещение объекта требует перемещения, а цель путешествия - одна из крупнейших атомных станций страны. Тот факт, что знакомство с работой станции чаще всего происходит не на производственной территории, а в информационном центре АЭС, картину не меняет. Здесь объясняют: "Да, это может быть непосредственно не объект, но это, по крайней мере, очень близко к тому, чтобы познакомиться с такой промышленностью, как атомная энергетика, узнать про нее интересные вещи. В центре представлено две экспозиции на двух этажах. На первом - музей истории трудовой славы Балаковской АЭС, основные вехи развития станции и города - люди, награды. А вторая часть - действующая атомная энергетика России. Какое она занимает место в области и стране, какова особенность выработки электроэнергии, как обеспечивается безопасность станции и экологическая в том числе".
За один день объект могут посетить 240 человек. Сотрудники информационного центра уточняют, что во время учебного года группы в основном состоят из старшеклассников и студентов, а летом приезжают туристы с круизных теплоходов. В отдельных случаях возможны посещения производственной площадки, тогда на станции попросят предоставить паспортные данные и дождаться результатов их проверки. Но сейчас, как мы уже заметили, доступ непосредственно на режимный объект ограничен.
Дмитрий Анпилогов сетует, что у этих групп остается мало времени на знакомство с работой промышленных объектов: "Но это все лучше, чем везти туристов в лимонарий. У меня много знакомых из других городов. Когда я произношу Саратов, они вспоминают, что у нас есть лимонарий. Они говорят - это чья-то дача и там растут лимоны. Вот что известно о Саратове".
На Саратовской ГЭС тоже понимают все перспективы развития промышленного туризма. В 2021 году соответствующая программа вошла в новую Стратегию развития Группы "РусГидро" (Саратовская ГЭС - ее филиал). Таким образом в холдинге "рассчитывают усилить позитивный имидж открытой, технологически развитой и экологически чистой компании, внести вклад в популяризацию гидроэнергетики и сформировать восприятие ГЭС как безопасных объектов "зеленой" генерации", ответили в пресс-службе Саратовской станции.
Здесь заметили, что несмотря на сложную геополитическую обстановку, экскурсии на площадке проводятся, но по предварительному согласованию заявки на посещение с предоставлением паспортных данных. Сегодня гости площадки могут бесплатно посетить музей Саратовской ГЭС (с макетами водяного колеса и вертикального гидроагрегата в разрезе, манекенами водолазов и рабочих, электровелосамокатом), машинный зал с работающими гидроагрегатами и смотровую площадку у Саратовского водохранилища. В дальнейшем на станции планируют внедрять новый формат промышленного туризма, который предусматривает проведение коммерческих экскурсий. "В перспективе есть идея создания специализированной инфраструктуры - современных информационно-туристических центров площадью порядка 170 кв. метров. В каждом ИТЦ предусмотрены кафе и магазины сувенирной продукции, а также музейно-выставочные залы с макетами электростанций, экранами и интерактивными панелями, где в мультимедийном формате будет представлена информация о гидростанциях РусГидро", - рассказали в пресс-службе и заметили, что первый такой центр был открыт в середине марта около Саяно-Шушенской ГЭС.
Ольга Лысикова поделилась подробностями об итоговом проекте развития в регионе промышленного туризма. Участники группы после посещения объектов, лекций и мастер-классов "остановились на пространственно-логистической цепочке Саратов - Балаково, где присутствуют самые сильные промышленные центры". Стартовый вариант проекта может быть расширен в дальнейшем в любом направлении.
Другой туризм
Стоит сказать пару слов об отношении к промышленному туризму во властных структурах. В министерстве культуры вообще отказались отвечать на запрос СарБК об участии саратовской команды в акселераторе. Мол, этой темой занималось министерство инвестиций, пусть они и рассказывают. В минкульте произнесли много слов о том, что промышленный туризм - это про бизнес, а не про отдых, значит, какой-то другой туризм. Здесь проигнорировали вопросы о том, какие программы промышленного туризма организованы в регионе, сколько их и где жители области могут о них узнать. А также о том, какая работа проводится для того, чтобы увеличить число программ. К слову, отказать в ответе, как нам заявили в пресс-службе, распорядился заместитель министра культуры Константин Сергеев, который в конце прошлого года выступал по этому вопросу на заседании комитета по промышленности и инвестиционной политике в областной думе.
А в министерстве инвестиций - обратная картина. Там явно переоценивают возможности этого направления. "Продвижение инвестиционного потенциала, удержание населения и профориентация молодежи и развитие инфраструктуры промышленного туризма - главные цели, которые хотим достичь по итогам участия в программе", - сказал министр инвестиционной политики региона Александр Марченко на недавней встрече, где обсуждалась концепции развития индустриального туризма в Саратовской области.
Хотя даже участники акселератора понимают, что инвесторы вовсе не с экскурсий на производство начинают интересоваться объектом. Цепочка событий и решений от экскурсионной поездки на завод до инвестиционного проекта вряд ли может быть строго последовательной, если вообще возможна. Да и проблему оттока населения путешествие на какую-нибудь фабрику решить не способно.
Ольга Лысикова подтверждает: "Надо понимать, что не туризм как таковой является локомотивом всего социально-экономического состава. Это какой-то вагон в середине. Он завязан со многими бизнесами, вузами, наукой, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, НКО, профсоюзами. Можно и нужно совмещать промышленный туризм с культурно-познавательным, экологическим, молодежным. В одном котле один вид не варится".
Эксперт уверена, что сегодня региональная команда по развитию индустриального туризма является конкурентоспособной, но должна действовать наверняка: "Если нам в этом сезоне не прорваться в промышленном туризме, не закрепиться в крепких середняках, то время будет опущено. Мы уступим и Волгограду, и Пензе, и Самаре. Нам этого нельзя допустить".
Похоже, все в этой теме запутались. Эксперт из команды сначала уверяла, что мы сегодня находимся в "золотой середине", а затем заявила, что в этом сезоне нам необходимо попасть в "крепкие середняки". Очень не хочется верить, что активисты будут топтаться на месте.