Найти в Дзене

Маленький мот. Проблема выбора

Идея о покупке мелкого мота у меня появилась буквально уже в первый сезон. Хочу данной статьей подсветить статус и поделиться своими доводами ЗА и ПРОТИВ различных вариантов.

Но начать, я думаю, лучше всего с вопроса «зачем это все?»

Зачем он нужен?

Тренируясь один и выполняя ДЗ, я очень быстро понял, что мой мот является моим же тормозом и блокером развития. Во-первых, ты его тупо боишься уронить. Боишься уронить, потому, что страшно, что не поднимешь и страшно, что будет дорого стоить ремонт. А еще страшно, что он тебя придавит и что-то повредишь себе.

Во-вторых, я был вынужден тренить на дебильной асфальтовой площадке, потому, что боялся, что не проеду на грунтовку, где можно спокойно потренироваться. Особенно если был дождь и там не подсохло. Собственно тот эпичный случай, когда я разложился на пути на площадку Никитоса и просто выбросил там мот, потому что не смог поднять, стал последней каплей. А на этих асфальтовых площадках было очень много зевак, которые постоянно отвлекали.

Плюс, мне хватило одного раза сходить на эндуро-покатушки, чтобы понять, какую образовательную мощь несут занятия сначала именно на маленьком моте, а потом перенос закрепленных навыков на большой.

Чуть позже я понял, что дальняки - тема вообще не моя. И как следствие смысл в наличии кубатурного мота вообще потерялась.

Потом я познакомился с миром эндуро и мне тамошняя тусовка зашла на много больше. Например, покатушек там проводится на много больше и попасть туда на много проще. Плюс огромное количество прикольных турниров, на которые, естественно на большом не поедешь.

Так же стоит коснуться и вопроса путешествий. Вот эти маршруты из серии «хреначить 2000 по асфальту, чтобы посмотреть город» меня особо не интересовали никогда. Мне нравится одному ездить в окрестные леса - это раз. И два - если уж ехать куда-то далеко, то в реально труднопроходимые и мало-доступные места. Подальше от асфальта. А там одному с большим мотом как-то не айс. Да, можно бесконечно приводить примеры каких-то там “идущих по БАМу”, но если у человека изначально стоит цель “упороться”, то флаг ему в руки, а барабанную палочку в задницу. У меня все же цель - с минимальным геморроем и частичкой авантюризма посмотреть природу. Так что на фик.

Ну и напоследок еще подольем масла в огонь: так сложилось, что я езжу и на машине и на моте 40-60 км/ч, даже по трассе. Это моя комфортная скорость. И являюсь ярым противником всех этих Олилайновских “ехать быстрее потока”.

А отсюда выходит, что вроде как нужно 2 мота, а не один:

  • Софт-эндурик
  • И хард-эндурик.

Почему 2 мота?

Потому, что софт все же тяжелее эндурика, на нем больше потенциально “выходящих из чата” при падении элементов. Не совсем эндурная эргономика и не совсем эндурные подлески. То есть по мере развития он тоже начнет тебя блочить: к примеру, какие-то большие бревна уже не попрыгаешь. С другой стороны на софте можно ездить по ДОПам (они все как правило с ПТС), у них сильно больше межсервисные пробеги и вообще в плане надежности живут они сильно дольше. Больше бак и можно уехать далеко. Часто есть грузовой багажник. Бывают софты даже с ветровичками и там есть какая-никакая ветрозащита.

Есть и промежуточные варианты, такие как Сузуки Джебель. У него дичайшие, почти эндурные ходы подвесок и очень малый вес, но найти его сейчас в живом состоянии почти не возможно.

С другой стороны, хард-эндурики легкие, они, что вполне логично, куда лучше подходят для соревнований, идеальны для тренировок. Бывают и эндурики с ПТС, но это вещь в себе: шашка моментально сотрется по асфальту, да и ехать далеко на такой переделке это все же “больно”.

Кто есть кто?

Небольшая вводная о том, как вообще обстоят сейчас дела на рынке с конкретными мотоциклами.

Итак, софты по большей части это у нас Япония. Потому, что надежно и проверено годами. Но здесь проблема какая: до сих пор что-то там делает Сузуки, Ямаха делает свою Serow только для азиатского рынка и Хонда свои CRF, которые в России новыми стоят бешеных денег. Все это надо везти с аукционов долго и уныло. Цена за неубитый аппарат в среднем будет в пределах 500-700к.

Хард-эндуро. Тут выбор огромен. Основное, конечно, это китайцы. Их много, очень много разных. Некоторые деятели даже пытаются ввести такие понятия как “премиальный Китай”. И есть нормальные эндурики: Япония, Европа. Цены таких аппаратов приближаются к ценникам на те же европейские и японские турэндуро.

Что касается меня?

Теперь поговорим обо мне. В чем дилемма? Покупать сразу 2 аппарата одновременно я считаю дорого. Покупка софта мне все же видится как некая волшебная таблетка. А-ля снова попытаться и рыбку съесть и на… дальше сами знаете. Идея в том, что вроде как на начальных этапах мне все равно нужна только база, прыгать и творить дичь я не буду и для этих целей хватит и софт-эндуро. К тому же, какие-то простые вещи все же сделать на нем, я думаю, смогу - например прыгнуть небольшое бревно. При этом не нужен прицеп и его можно использовать для соло-поездок в лес. И не надо геморроиться с постоянным обслуживанием.

С эндуриками какая еще засада? Нормальный эндурик (Ямаха, КТМ, Хускварна, ГасГас) стоит под 2 миллиона. Я вообще смысла не вижу никакого отдавать такие деньги за подобный мот. При этом их на вторичке кот наплакал, оно и понятно, хорошие инструменты если и сбрасывают, то укатанным уже.

Kayo K2
Kayo K2

Есть Китай, да. И многие на них ездят даже, но постоянно то тут, то там подается информация о высокой ненадежности. Причем отваливаться начинает все прям сразу, после покупки. Вон у меня знакомый взял из пресс-парка ZM их мот, пообещали, что обслужат и даже там набралось делающих мозг косяков. Я бы согласен, если бы эндурик стоил 50-80 тыс.руб., не жалко откатать лето и выбросить. Но за 200-300 тыс. покупать кота в мешке - как то стремно. Причем я верю в то, что у кого-то есть какой-нить ГР8, который не сломался. Это ни о чем не говорит, Выборка, как говорится, не репрезентативна. Кому-то повезло, кому-то нет.

А еще как это все обслуживать. Возить мот на прицепе в мастерскую мне кажется каким-то излишним геморроем. Еще и прицеп покупать.

Yamaha Serow
Yamaha Serow

Что касается софтов? Я бы брал бы себе скорее всего Serow. Да, там ватная инертная подвеска и это совсем не эндурик. Но для моих начальных целей вполне. Тут я напомню, что есть мысль поставить профессиональную подвеску в следующем году на T7 от Туратека или RallyRaid, и тогда главное - понять принцип. А оттачивать все эти прыгалки можно и на Т7 уже. С другой стороны, нормальный Серов - 600-700к. И ехать из Японии он будет 5-6 месяцев. Если заказывать сейчас - он приедет осенью. Никакого смысла нет. Да и вообще для меня спорное решение выкидывать такие деньги за некий гаджет “на поиграться”. Огромный плюс Серова (и кстати Kayo K2 тоже) в том, что это не полноразмерные байки. А по факту это что-то среднее между триальный мотом, Питбайком и эндуриком. Мне с моими габаритами для тренировок это были бы идеальные моты. Они реально как велосипеды.

Yamaha XT-250X
Yamaha XT-250X

Да, можно купить в мега-мото какой-нить XT-250X, он еще меньше. И судя по колесной формуле, это вообще дорожник. Да и моты с пробегами под 40 000 меня откровенно пугают. Скорее всего ты поездишь месяцок и там все массово начнет сыпаться. А огромный минус японцев в сравнении с Китаем - детали стоят в несколько раз дороже.

Minsk 250 enduro
Minsk 250 enduro

И последний вариант - взять чекушку типа Минск Эндуро. Это очень такая закрытая категория байков, находящаяся в стороне от мейнстрима, о которой мало говорят. Я одно время крутился плотно в этой тасовке Минсководов и могу сказать, что на удивление моты эти весьма надежны. Там есть свои болячки КТМного характера. Известный факт, что КТМ постоянно раскручивается и там надо все болты протягивать. Вот у них с этим тоже беда. Причем у дилеров такая услуга прям идет бесплатно при продаже. Но Минск стоит 100 000, а КТМ 2 миллиона. Вес 130 кг и ценник в 150к. Так то вроде звучит заманчиво. Такое не жалко выкинуть. Это даже дешевле Кайо.

Отдельно проговорю про Кове 450, Voge 300 и CF Moto 450 MT, Гималайен.

Voge 300 Rally
Voge 300 Rally

Начну с Воджа. Он по цене находится прям по середине. Есть дешевый Кайо К2 за 170 000, есть Серов за 650 000 и есть вот Водж. Новый за 400к. Звучит привлекательно. Из плюсов еще отмечу, что у него очень крутая сидуха. Сильно мягче Тенере. Что пугает: Он большой (слишком высокий), тяжелый (там что-то около 150 кг вроде) и Никита Клименко мне уже скинул фотки что случилось с его Воджом на довольно-таки смешном пробеге.

Kove 450 Rally
Kove 450 Rally

Кове. Кове - это спортивный снаряд для Ралли, а не софт-эндуро. Там все настроено под это. Он тоже высокий. Да, он чуть полегче (144 кг), но он и стоит уже прилично (800к новый).

-7

CF Moto 450 MT. Во-первых, в РФ он скорее всего приедет только в следующем году. Во-вторых, он дико тяжелый. Он весит 175 кг!!! В третьих, он скорее всего будет здесь стоить под миллон. Куча электроники и подвески Кайяба - это вам ни хуры мухры.

-8

Гималайен. Цена в общем-то привлекательная. Мот довольно надежный, круто выглядит, стоит своих денег. Но это скорее турында, adventure bike, чем софт. Вес в 196 кг - это как бы уже практически Тенера.

В общем, как видите, я на распутье. Поэтому пока буду думать.