Найти тему

Уложиться в габариты. Чем приходится жертвовать при создании техники

При выборе, приобретать или нет габаритные версии техники среднего класса (т.е. версии, для перевозки которых не нужны спецразрешения), важно чётко определить целесообразность, свои потребности и задачи. Рассматриваем вопрос со специалистами российских представительств LiuGong и Sany Сегодня китайские бренды готовы предложить различные типы габаритной техники: колёсные и гусеничные экскаваторы, фронтальные погрузчики, автогрейдеры. Главное преимущество габаритных машин — простота транспортировки, главный недостаток — вынужденное снижение производительности из-за сужения базы. При этом стоимость техники двух типов (стандартной и габаритной) примерно равная. Производители могут нивелировать недостатки габаритной техники, увеличивая её массу (за счёт установки более тяжёлого противовеса). Заказчики, приобретая колёсную спецтехнику, для улучшения тяговых характеристик могут переобувать её в более широкую резину. Но в результате машина перестаёт быть габаритной. Габаритная ширина — 2 550 мм Согласно регламентирующим документам, одним из параметров, определяющим, подпадает ли техника под понятие «габаритная», является её ширина, а именно 2 550 мм. С такой шириной спецтехнику в России можно перевозить по дорогам общего пользования на трале-полуприцепе без специального разрешения. Она также может передвигаться своим ходом. В линейке продуктов LiuGong можно выделить три модели, принадлежащие к классу габаритной техники: экскаватор 923FN, грейдер 4215 AWD и фронтальный погрузчик ZL50CN. Общим для них параметром является ширина 2 550 мм. В остальном это разные машины с разным функционалом. Так, 23-тонный экскаватор LiuGong 923FN — машина с ковшом 1 куб. м и стрелой 5,7 м, максимальная глубина копания — 6,7 метра. Полноприводный грейдер LiuGong 4215 укомплектован грейдерным отвалом шириной 4,3 м, фронтальным отвалом и задним рыхлителем. Фронтальный погрузчик LiuGong ZL50CN грузоподьёмностью 5 тонн поставляется с ковшом 3 куб. м. Габаритные погрузчик и грейдер LiuGong уже более трёх лет поставляются на российский рынок, а экскаватор появился в России в 2023 году. В модельном ряду Sany стоит обратить внимание на две машины в классе 20 тонн: гусеничный экскаватор SY225CNLC и колёсный экскаватор SY215W. Первая машина появилась в линейке бренда в 2022 году, с IV квартала 2022 года она стала поставляться в Россию. Вторая модель выведена на рынок годом позже: её продажи стартовали в III квартале 2023 года. Габаритный гусеничный экскаватор SY225CNLC весит 22,6 т, колёсный SY215W — 21,5 т. Их габаритные размеры (длина/ширина/высота): 9 635x2 540x3 090 мм и 9 480x2 550x3 240 мм. Стрелы и рукояти установлены одинаковые: длиной 5 700 мм и 2 900 мм соответственно. Тем не менее возможности техники отличаются: гусеничная модель может копать на глубину 6 450 мм, колёсная — 6 269 мм. Стандартные ковши также разные: объёмом 1,2 куб. м и 1,0 куб. м. Двигатель в обоих случаях — Isuzu мощностью 120 кВт (163 л.с.). За счёт чего достигаются компактные размеры? Для того, чтобы модель соответствовала необходимым габаритным параметрам, в её конструкцию вносятся изменения, причём для каждого вида техники свои. Это обусловлено требованиями устойчивости, стабильности и др. Александр Нетид, руководитель отдела продукции компании ООО «Люгонг Машинери Рус», рассказывает, что, например, для того, чтобы «втиснуться» в габаритный размер, для экскаватора LiuGong 923FN пришлось использовать новую модульную платформу рамы и ограничить ширину гусеничной ленты 560 мм. «Зато смещение крепления стрелы получилось минимальным, и это позволило оснастить экскаватор полноценным ковшом объёмом 1 куб. м, — говорит Александр Нетид. — За счёт хорошей центровки машина получилась устойчивой во всех рабочих диапазонах». Грейдер LiuGong 4215 пришлось поставить на узкие колёса шириной 14 дюймов и уменьшить ширину фронтального отвала, что в свою очередь ограничило его функционал до работ по поддержанию дорог, а для полноценного использования на песке необходимо менять резину на более широкую. Фронтальный погрузчик LiuGong ZL50CN переобули в узкие шины и также уменьшили ширину фронтального ковша. Конструкторы Sany, чтобы достичь габаритных параметров у экскаватора SY225CNLC, изменили ширину рамы. А чтобы при узкой раме добиться высоких рабочих характеристик, увеличили массу противовеса. За счёт этих конструкторских решений машина стала весить 22,6 т и получилась тяжелее, чем другие 20-тонники этого класса, но зато удалось обеспечить глубину копания до 6 450 мм и установить ковш объёмом 1,2 куб. м. Более тяжёлый противовес был установлен и на колёсный экскаватор SY215W, его масса стала 21,5 тонны. При этом по другим параметрам конструкторы выиграли: глубина копания достигает 6 269 мм, объём ковша — 1 куб. м. [bnr_240x400-2_mobile] Почему не все среднеразмерные модели спецтехники габаритные? Причин этому как минимум две. «Первая — это вынужденное снижение производительности из-за более узкой базы, — поясняет Александр Нетид. — Например, для экскаваторов ширина и длина основания — это базовое условие устойчивости, так как машины являются полноповоротными. Простое сужение основной рамы с правой стороны — тоже не самое лучшее решение, поскольку в данном случае смещается точка крепления стрелы и, соответственно, центр тяжести, и работа экскаватора становится нестабильной не только в поперечном, но и в продольном и промежуточном диапазонах. Также не стоит забывать о том, что физический размер противовеса ограничен, а значит и размер ковша не может быть более 1 куб. м для стандартных грунтов». Для грейдера узкие колёса — это снижение площади контакта и, соответственно, снижение усилия на режущей кромке. Фронтальный погрузчик меньше всех страдает от габаритности, но и для него более узкие колёса ограничивают как выбор резины, так и жизненный цикл. «Вторая причина, — продолжает Александр Нетид, — это стоимость. Изменения в конструкции должны быть оценены потребителем. Но если логистика строительного объекта не требует частого перемещения техники, а нужна лишь высокая производительность, то функция габаритности перестаёт быть актуальной. У обычного 23-тонного экскаватора с широким основанием и ковшом 1,3 куб. м производительность будет выше, чем у габаритного. Стоимость при этом у них практически одинаковая». И при данной разнице, по мнению специалистов, чтобы быть конкурентным, необходимо предлагать машины с наиболее оптимальным соотношением между ценой и набором характеристик, причём стоит иметь в виду, что набор характеристик, как подчеркнул Александр Нетид, не является универсальным. Что выбирает покупатель По данным компании Sany, если сравнить два 20-тонных экскаватора (габаритный SY225CNLC и негабаритный SY215C), то примерно 70% продаж приходится на габаритную модель и 30% на негабаритную. По мнению Антона Николаева, директора по развитию представительства Sany в России, для многих покупателей на первый план выходит фактор экономии времени и средств: «В России долго оформлять разрешение на перевозку негабаритной техники по дорогам общего пользования. Габаритный экскаватор не требует такого разрешения, поэтому его можно быстро перебазировать с одного объекта на другой и при этом стоимость перевозки будет существенно ниже, чем негабаритного». Александр Нетид (LiuGong) подтвердил, что сегодня основными заказчиками габаритной техники являются компании, для которых время оформления разрешения на перевозку и его стоимость являются критическими факторами. Например, арендные компании. Но добавил: «Габаритные машины — это всё-таки определённый компромисс между требуемыми и допустимыми размерами. Поэтому их приобретение не всегда целесообразно». На сегодняшний день доля продаж габаритной техники среди экскаваторов и погрузчиков Liugong составляет 20–30%, грейдеров — 30–40%. «Но здесь есть нюанс, — уточняет Александр Нетид, — заказчик, приобретая габаритный грейдер, через некоторое время для улучшения тяговых характеристик старается переобуть его в более широкую резину и тот перестаёт быть габаритным». Автор: Светлана Бартошевич