Российский спорт уже давно занимается привлечением зарубежных спортсменов в свои клубы, и для болельщиков легионеры в наших командах уже в порядке вещей. Иногда зрители приходят на матчи не столько из-за интереса к игре конкретной команды, сколько чтобы увидеть выдающихся иностранных спортсменов. В нынешних условиях это особенно ценно. Однако мы не всегда обращаем внимание на количество легионеров в российских клубах. Отсюда назрел такой вопрос: какой же татарстанский клуб самый «иностранный»?
Самые малочисленные, но самые дорогие
Привлечение иностранцев практикуется в первую очередь ради создания альтернативы российским спортсменам. Вместе с этим устанавливается определенный лимит на легионеров, чтобы обеспечить места и нашим воспитанникам. Однако дело в том, что в каждом виде спорта он разный, и в каждом есть свои исключения и особенности. Самый строгий лимит на легионеров установлен в волейболе. В мужской и женской российских суперлигах клубы имеют право включать в заявку не более двух иностранных спортсменов, включая натурализованных атлетов, не имеющих права выступать за сборную России. Единственным исключением являются белорусы.
Вообще, лимит в волейболе, в отличие от других видов спорта, – штука более чем стабильная, и он почти никогда не менялся и остается прежним чуть ли не с 90-х годов. На данный момент в казанском «Зените» числится два зарубежных спортсмена, выступающих не первый сезон за казанский клуб, – бельгийский доигровщик Сэм Деру, который остался в Казани с прошлого сезона, и связующий сборной США Майка Кристенсон, выступающий с сезона 2021/2022. При этом «Зенит-Казань» – это пока что первый и единственный российский клуб в его карьере.
Интересный факт, что, по данным исследования, которое провел «Спорт-Экспресс», в казанском «Зените» играли зарубежные волейболисты, вошедшие в топ-3 самых высокооплачиваемых легионеров в истории российского волейбола: Вильфредо Леон и Эрвин Нгапет, занимающие первую и вторую строчку рейтинга соответственно. Помимо этого доигровщик сборной Франции Нгапет, выступающий на данный момент в турецком чемпионате, снова вернется в Россию, только уже в состав новосибирского «Локомотива», как сообщает La Gazzetta dello Sport.
Если говорить о лимите легионеров, это распространяется лишь на игроков, однако чтобы выявить татарстанский клуб с наибольшим количеством иностранцев, стоит приглядеться и к тренерскому штабу. Только в казанском «Зените» с зарубежными тренерами ситуация не столь яркая, как в других клубах. Итальянский тренер-аналитик Томазо Тотоло уже не считается зарубежным специалистом, так как получил российское гражданство.
У девушек в составе так же по-прежнему две иностранки – итальянка Элена Пьетрини и доминиканка Брайелин Мартинес, которая стала третьей доминиканкой в истории казанского клуба. На предсезонной конференции вице-президент «Динамо-Ак Барса» Ильхам Рахматуллин признался, почему отдает предпочтение игрокам именно из этой страны, отмечая их недорогую стоимость.
– Это пошло еще с Бетании Де Ла Крус, потом у нас играла Гайла Гонсалес. Кстати, мы советовались с Зораном, когда интересовались Гайлой, и спрашивали, как она играет в чемпионате Турции. Он дал ей хорошую оценку, и мы ее пригласили. У нашего клуба очень хорошая репутация, и игроки из Доминиканской Республики охотно к нам едут. Между нашими странами есть безвизовый режим. Игроки там хорошие и, скажу честно, не такие дорогие, – приводит слова Рахматуллина пресс-служба клуба.
Ужесточение лимита – хорошо или плохо?
Но, несмотря на двух иностранок в составе, в тренерском штабе присутствует немало зарубежных специалистов. Да что уж там говорить, если сам клуб возглавляет сербский тренер Зоран Терзич. Соответственно, в тренерском штабе есть еще двое сербских специалистов, а также хорватский тренер по физической подготовке Дамир Колец. Так что количество иностранцев в женском клубе значительно больше, чем в мужском. Даже в хоккейном «Ак Барсе» при более мягком ограничении иностранцев все же меньше. Однако в этом сезоне лимит на легионеров в КХЛ ужесточили. Если до сезона 2023/2024 клубы могли заявлять на матч до пяти легионеров, то сейчас их число сократили до трех. Основной причиной стал политический фактор, связанный с соперничеством между влиятельными людьми, стоящими за КХЛ и ФХР. В то же время лига подтверждает, что пять легионеров остается оптимальным количеством для российских клубов.
– После совещания руководителей клубов голосование по вопросу количества легионеров прошло в запланированные сроки. По итогам 15 из 20 российских клубов КХЛ проголосовали за увеличение лимита на легионеров с трех до пяти. Дополнительно отметим, что лига считала и продолжает считать квоту в пять легионеров оптимальной для российских клубов КХЛ, – заявили в пресс-службе лиги.
По сути, «Ак Барс» и раньше обходился без иностранной помощи, но в настоящее время в ростере казанской команды в качестве легионеров выступают российский чех Дмитрий Яшкин, американцы Митчелл Миллер и Райли Барбер. Среди иностранцев в тренерском штабе казанцев также присутствует американский тренер по физической подготовке Брэндон Бови, который, кстати, уже имел опыт работы в Казани с 2016 по 2018 год – в то время он помог казанскому клубу завоевать Кубок Гагарина.
С ужесточением лимита на легионеров столкнулись не только российские хоккейные клубы, но и баскетбольные. Изменения также были продиктованы политической ситуацией, а в особенности отсутствием еврокубков и, как следствие, – менее насыщенным календарем. Вдобавок, кажется, руководство все же решило оставить больше возможностей местным спортсменам. Однако сокращение лимита приведет к увеличению цен на наших баскетболистов.
– Мы сократили количество легионеров. Было восемь, теперь шесть. И убрали лицензию, чтобы игроки могли играть только в международных соревнованиях, – заявила генеральный директор лиги Илона Корстин.
На данный момент цвета Татарстана в составе УНИКСа защищают македонец Ненад Димитриевич, француз Луи Лабери, бельгиец Исмаэль Бако и американцы Джален Рейнольдс, Маркос Найт и Эрик Грин. Возглавляет казанский клуб хорватский специалист Велимир Перасович. И совершенно естественно, что в тренерском штабе, помимо главного тренера, есть еще шесть зарубежных специалистов из Хорватии, Сербии и даже Греции.
Тренер «Химок» Андрей Мальцев, который воспитал многих баскетболистов из системы ЦСКА, выразил свое мнение о наличии иностранного тренерского персонала в клубах Единой лиги. Он также поддержал идею ужесточения лимита на легионеров, предлагая сократить их количество до четырех, особенно пока российские клубы не вернутся в европейские кубки. Мальцев предложил устанавливать ограничения в зависимости от числа иностранных тренеров: при наличии одного тренера можно заявить только троих легионеров, а при наличии помощника из-за рубежа – только двух.
– Четыре, но с условием. Пришел иностранный тренер — можно заявить только трех легионеров. Он привел иностранного помощника — двух. Пусть клубы делают ставку на русских игроков и тренеров. Растят своих звезд. Да, уровень в первые несколько лет снизится, но не критично. В КХЛ постепенно сокращают количество легионеров, но я бы не сказал, что там баталии стали менее яркими. Возможно, даже наоборот. Надо учитывать и время, в котором мы живем, – приводит слова Мальцева «Спорт-Экспресс».
«Рубин» и легионеры
Тема лимита легионеров является самой бурной и обсуждаемой именно в мире футбола и продолжает оставаться актуальной. При этом система ограничения по сравнению с остальными видами спорта достаточно гибкая и легкая, чтобы ее обойти. Как и поступает «Рубин» время от времени. К слову, лимит на легионеров в футболе можно назвать бесполезным.
Согласно правилам Российской премьер-лиги (РПЛ), начиная с сезона 2022/2023 клубы имеют право заявить до 13 легионеров, но одновременно на поле могут находиться не более восьми из них. Представители Армении, Казахстана и Беларуси не являются легионерами. Новый подход значительно упростил соблюдение лимита для наших команд, а причинами изменения стали правила ФИФА о приостановке контрактов для иностранцев, запрет России на участие в еврокубках и усложненные переговоры с потенциальными новичками из-за границы. В прошлом сезоне тема лимита практически не обсуждалась. Это свидетельствует о том, что текущий формат устраивает всех.
И даже сейчас в казанском клубе легионеров больше положенного. Как в сезоне 2020/2021 при введении лимита «8+17», где восемь – это количество легионеров, «Рубин» вынужден был исключать иностранцев из заявки, чтобы включить новых, так и сейчас. Например, в этом сезоне швейцарский футболист Дарко Йевтич и польский футболист Мацей Рыбус в связи с травмами не попадают в заявку, и, возможно, даже кого-то из них и не заявили на вторую часть чемпионата, поэтому считается, что лимит легионеров у казанцев выдержан. Помимо иностранцев в составе команды тренерский штаб казанцев во главе с Рашидом Рахимовым тоже вполне делает «Рубин» самым иностранным казанским клубом. И это более чем оправдано, так как команда в футболе является самой многочисленной по сравнению с другими видами спорта и игроков на поле априори больше.
Фото: ВК «Зенит-Казань», «Динамо-Ак Барс», ХК «Ак Барс», ФК «Рубин», БК УНИКС.