Хо, друзья, нас всё больше и больше! Невероятно! Нас уже 0,0000000004% от населения нашей планеты! Вот что значит - стремление к знаниям! Вы - настоящие бесстрашные смельчаки! Не боитесь нагрузить мозг! Люблю вас всех нежно.
Выращиваем растения осознанно! Формируем когнитивный резерв! Доживаем до 100 лет с ясной головой!
Мы уже разобрались, что там у растения в семени. Посмотрели, как растёт зародыш и что ему для этого нужно. И вот у нас уже почти растение!
Как оно растёт? Что нужно для роста уже настоящему растению, что не нужно - а на что ему вообще наплевать? Как можно помочь растению, а как навредить? Да-да, ведь у нас же есть растения-враги, которые мы не выращиваем - наоборот, мы с ними боремся. И про борьбу мы тоже будем знать. Чтобы бороться правильно.
В общем, мы сейчас опять много чего интересного узнаем, да же? Да!!!
Итак, полетели-и-и-и-и!!!
А что оно такое, это растение?
Друзья, сейчас мы говорим об обычном "среднем" растении. Мы не касаемся водных растений, видоизмененных, каудексных, эпифитов, стелющихся, розеточных, - а также луковиц, усиков, корневищ, столонов и вот этого всего. Обычное растение, которое выросло из семени и растёт вверх. Про исключения мы потом поговорим отдельно.
У растения есть подземная часть, и это корень. И есть надземная часть, и это побег. Корень предназначен для закрепления в почве и для минерального питания, а побег - для воздушного питания (фотосинтеза). Побег - это стебель, листья и почки. Стебель - это осевая часть побега, на которой всё остальное располагается. Сам фотосинтез обычно происходит в листьях - так вот листья надо хорошо распределить в пространстве, чтобы они друг друга не затеняли. Поэтому побеги ещё и ветвятся! Чтобы больше листьев на них налепить.
А почки? А почки, друзья, это будущие побеги. Это видоизменённые укороченный побег, завёрнутый, как в пелёночку, в почечные чешуи. В такие защитные листики. Почки могут зимовать, и из них новый побег вырастет на будущий год.
Между подземной и надземной частью растений есть транспорт веществ - ведь вода и минеральные соли нужны надземной части для фотосинтеза, а полученные в процессе фотосинтеза органические вещества нужны корням для роста и развития.
Раньте-то, когда растения жили в воде, им вообще ни о чём думать не надо было. Вода их окружала со всех сторон, свет тоже был более-менее равномерно отовсюду (если по поверхности плавать), минеральные вещества в воде растворены - бери сколько хочешь. А потом, на суше - нет, всё не так. Вода снизу, в земле. Свет сверху, в небе. Да ещё и не держит никто - надо как-то самому... Вот и получилось, что у наземного растения эти две части - корень и побег.
Они даже растут по-разному.
Как растёт корень, а как - побег?
Корень растёт вниз, по направлению силы тяжести. Это называется - положительный геотропизм. Буквально к центру земли растёт!
А побег растёт по направлению к солнцу (положительный фототропизм) - это раз, и против направления силы тяжести (отрицательный геотропизм) - это два. Зачем? Чтобы вытащить надземную часть высоко и под солнышко!
Помните анекдот, как не очень опытные садоводы деревья сажали? Там инструкция была - "сажать зелёным вверх!". И это, между прочим, очень правильная инструкция! В общих чертах)). А представьте, что мы нарушили инструкцию и посадили деревце зелёным вниз. Что тогда?
Тогда корень, имея положительный геотропизм, изогнётся по направлению силы тяжести и, достигнув земли, зароется в неё.
А побег? Пока он, бедняга, в земле, он не понимает, где свет! Зато отлично понимает, где сила тяжести! И он станет расти против силы тяжести! Причем без света он будет сильно тянуться, чтобы поскорее к свету выбраться! И вот он уже на поверхности! И теперь он "почуял" свет и растёт не только против силы тяжести, но ещё и по направлению к свету! Представляете?
В природе бывает, что растения вдруг окажутся в таких условиях. Ну, медведь взял и выдрал куст, а потом сверху кучу земли навалил. Или крот. Не обязательно же растение - это прямо дерево или куст. Или мы - пошли картошку окучивать или дорожки полоть - сдвинули часть земли с сорняками, и они теперь торчат вверх корнями. И вот, они запросто могут так изогнуться и снова прирасти...
Ну мы-то умные. Мы деревья вверх корнями, конечно, в здравом уме не посадим. Зато легко можно посадить так, например, клубнелуковицу гладиолуса или еще проще - ветреницу. Или цикламен. Там вообще не поймёшь, где верх, где низ. Но растение поймёт! Оно будет расти вот точно так, как я рассказала. И в итоге всё вырастет куда надо. Только время будет упущено, и растение потратит силы на ненужные кульбиты и будет слегка ослабленным. Наверное. Но это не точно))) Но на всякий случай, если сомневаемся, где у него верх, а где - низ, ставим это дело на бочок! Так хотя бы полный круг не придётся делать растущим органам...
На самом деле, там, где у сомнительных штук верх - там были листья! А после листьев остаются листовые рубцы. И теоретически их должно быть видно даже на сомнительной штуке. Надо сейчас приехать домой, вооружиться хорошей лупой и посмотреть. Вот, будет практическое занятие!
А вы, друзья, сажали сомнительные штуки вверх ногами?
Ладно, продолжение следует! Там будет про растительные ткани. И это не хлопок со льном!
Присоединяйтесь! Будет крррруто!!! И познавательно, конечно.
Ваша Ллама.