Всегда энергичная и склонная к соперничеству Мария Тереза де Филиппис стала первой женщиной, попавшей на стартовую решетку Гран-при.
18 мая 1958 года Мария Тереза де Филиппис выехала на улицы Монте-Карло на Maserati 250F, автомобиле, на котором год назад Хуан Мануэль Фанхио выиграл свой пятый чемпионат мира.
Это был важный момент не только для Марии Терезы, но и для всего спорта. Женщины в 1950-х были популярны в боксах, но не в кокпите.
Родившаяся в Неаполе в богатой семье, де Филиппис с детства была упрямой, она знала, чего хочет. Ее аристократичный и склонный к соперничеству отец, граф де Филиппис, руководил многими успешными компаниями. Он приучил свою дочь к лошадям, и какое-то время она была счастлива в седле и очень любила соревноваться, умение не отставать от трех братьев укрепило ее решимость.
"Мои братья поспорили, что я никогда не смогу стать по-настоящему быстрым гонщиком, - говорила она, сверкая глазами. - Итак, мой отец подарил мне Fiat 500, мне было 22, я выиграла свою первую гонку на этой машине. Так все и началось - после лошадей появились автомобили. Мне нравилась скорость, острые ощущения, которые она дарила".
К 1954 году 28-летняя девушка выигрывала гонки по всей Италии и заняла второе место в чемпионате Италии на спортивных автомобилях, участвуя в гонках на своем собственном Urania-BMW, более мощном Giaur, затем OSCA. Победы продолжали приходить, и де Филиппис начала подумывать о переходе на одноместные машины.
Многие удивлялись женщине, у которой хватило наглости противостоять мужчинам в мужском мире.
"Меня это никогда не беспокоило, - сказала она. - Я просто хотел участвовать в гонках. Мой отец, конечно, помогал мне, он вдохновлял меня на успех во всем, чем я занималась. Моя мать тоже не слишком возражала, потому что я побеждала, и ей это нравилось. Физически у меня не возникало проблем, потому что я каталась на лошадях и с детства выступала на соревнованиях".
У нее не было проблем со спонсорами, так как Мария Тереза была из одной из богатейших семей Италии. Не было ни спонсоров, ни менеджеров. Она сама гонялась на своих машинах, принимала собственные решения, даже в Maserati она не подчинялась приказам. Только потому, что они мужчины, это не означало, что они могли указывать ей, что делать.
"Вот почему я перешла в Maserati, - говорила она, - и почему я никогда не хотела переходить в Ferrari. Почему я должна хотеть быть в Ferrari? Только потому, что я итальянка? Нет, в то время я не хотела, чтобы мной командовал мистер Феррари. Я говорила с ним и сообщила, что не хочу выступать за его команду. В те дни он говорил одно слово, и все подпрыгивали. Это было не для меня. Также я чувствовала, что во всем этом нет настоящей культуры, нет настоящей глубины. В Maserati это было больше семейным делом, с большим количеством настоящих людей, с ними было легче общаться. И я могла привезти в команду свою собственную машину, это было важно для меня".
Мария Тереза завоевала репутацию благодаря низшим формулам за исключительную смелость, временами смелости было чересчур. Переход в команду Maserati Grand Prix в 1958 году, безусловно, был для нее самым большим испытанием.
"Фанхио сказал мне, что я ехала слишком быстро, что я должна попытаться ехать немного медленнее", - говорила она.
"Я никогда не волновалась, я не чувствовала никакого страха. Эти люди в Формуле-1, они были моими героями - Хуан Мануэль Фанхио, Альберто Аскари, Луиджи Виллорези - они были добры ко мне. У меня никогда не было проблем с топ-гонщиками, только с теми, которым не нравилось, когда я их обыгрывала. Я восхищалась Фанхио как личностью и гонщиком, потому что он был простым человеком и очень усердно работал, чтобы добиться того успеха, который у него был. Ему ничего не было дано. На трассе я называла его своим "гоночным отцом", потому что он относился ко мне так хорошо, я восхищался им за это. Он был добрым человеком", - отметила Мария Тереза.
В те далекие дни де Филиппис была очаровательным дополнением к пит-лейну, крутым гонщиком, но также и красивой молодой женщиной - факт, который не ускользнул от ее многочисленных поклонников. Но она не будет втянута в романтические истории, не говоря уже о каком-либо разгуле в пьянящем мире гонок Гран-при.
"На отношения внутри команды повлияли старшие гонщики. Они все были старше меня, поэтому защитили бы меня от чего-либо подобного. Я могла позаботиться о себе, когда ситуация становилась слишком напряженной или слишком вульгарной, я шутила с ними, высмеивала их и они уходили", - сказала де Филиппис.
Тони Брукс, который выступал против нее в 1957 году, подтверждает это: "Должно быть, вокруг было немного шовинизма, там мало, что изменилось, Формула-1 довольно мужской вид спорта, но она вполне справилась. Она была привлекательной женщиной, и я полагаю, что за ней ухаживал Луиджи Муссо, но ею восхищались не только за ее красоту, но и за ее умение управлять гоночным автомобилем. У нее было мужество, за это ее уважали коллеги-конкуренты. Я подумал, что это было просто здорово, что она участвовала в гонках Гран-при".
Мария Тереза рассказывала о выступлении в Монако на Maserati 250F. "Все подбадривали меня, говорили: "Мария Тереза, будь внимательна, когда ведешь машину в Монте-Карло". Но у меня был кураж, может быть, даже слишком большой, предел моего страха, возможно, был слишком далек. Я не боялась скорости, а это не всегда хорошо. Я была на пределе своей физической выносливости - рулевое управление на 250F было очень тяжелым в
медленных поворотах", - рассказывала она.
"На скорости все было нормально, но в поворотах это было очень утомительно. Это было моей проблемой в Монте-Карло, и я дошла до того, что физически это было слишком тяжело. Где-то вроде в Спа это не было бы проблемой. Но никто не ждал, что я выиграю в Монако, так что в тех обстоятельствах я могла делать все, что хотела, не испытывая стыда", - вспоминала она.
В итоге она не прошла квалификацию на гонку.
В 1958 году де Филиппис приняла участие еще в трех гонках в составе команды Scuderia Centro Sud Maserati, заняв 10-е место в Бельгии и проведя свои последние гонки в Португалии и Монце. Она оказала огромное влияние на окружающих. "Она была стойкой, ей следует отдать должное за то, что она старалась, - отмечал Брукс. - Она не лидировала в гонках, но была очень компетентной, пользовалась уважением мужчин. Я никогда не слышал ничего негативного о Марии Терезе и помню, что она очень хорошо выступала в гонках на спортивных автомобилях со своей OSCA".
В 1959 году де Филиппис объединила усилия с Жаном Берой, но она ушла из гонок в том августе при трагических обстоятельствах. В гонке спортивных автомобилей погибает Бера, и Мария Тереза решает завершить карьеру.
Всего за всю историю гонок было пять женщин, которые выступали в Гран-при. Однажды мы, возможно, увидим еще женщин на стартовой решетке Формулы-1, но де Филиппис останется оригинальным, дерзким первопроходцем, которая доказала, что пол не обязательно должен быть препятствием.