Найти тему

«Новые писатели» – пакетное предложение

Про пакетные туры слышали, наверно, все. Это – когда ты покупаешь сразу целый набор услуг: проезд, проживание, питание, экскурсии… Не всё тебе может быть одинаково нужно и удобно, но в целом – это проще и часто дешевле, чем собирать поездку самостоятельно.

А недавно мне подарили книжку «Новые писатели». Полистала я ее – и поняла: это похоже на тот же «пакетный тур» по современной литературе. Точнее – по той ее части, которая называется «20 Международный Форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья». В книге без малого 500 страниц, она составлена из текстов 75 участников этого семинара.

«Невозможно переоценить важность книги, которую вы держите в руках, – пафосно заявляет автор предисловия, составитель и одна из участниц сборника Женя Декина. – Конечно же, это, прежде всего, вклад в будущее русской литературы, это шанс для молодых авторов, не имеющих публикации, показать себя».

И с этим можно было бы согласиться, если бы в конце сборника не было раздела «Об авторах». Из него следует, что подавляющее их большинство имеют по нескольку публикаций, а некоторые – и изданные книги. Примерно половина – филологи по образованию, некоторые преподают в вузах и даже защитили кандидатскую. Словом, люди хоть и молодые (особенно по нынешним меркам), но отнюдь не новички в творчестве.

А что по содержанию? Увы, на новое слово в литературе подавляющее большинство текстов явно не тянет. Среди прозаиков меня слегка зацепили 2-3 автора, среди поэтов – примерно столько же. Единственное произведение в разделе «Драматургия» на 4 страницы выглядит, по меньшей мере, странно. (Правда, там есть пометка «Отрывок из пьесы», которая мало что проясняет – разве что объем.) Так же странно выглядят опусы раздела «Детская литература» – непонятно зачем и для кого это написано. «Критика» муторна и скучна.

И все же кое-чем эта книжка может быть полезна. Во-первых, как и пакетный тур, она здорово экономит деньги – сразу видно, кого НЕ надо читать. Во-вторых, ее можно рассматривать как социологический срез тех, кто ХОЧЕТ стать писателем. А заодно – наглядно показывает, чего большинству авторов для этого не хватает. На мой взгляд, не хватает внимания к другим – и беспощадной честности по отношению к себе. В этих текстах всё наоборот. Авторы бесконечно муссируют свои детско-юношеские переживания – и в основном даже не пытаются понять тех, кто живет рядом. Их герои бесконечно одиноки и погружены в себя. Они боятся всего – смерти, жизни, любви, действий, бездействия…

Творчество – штука жесткая и беспощадная. Чтобы действительно стать писателем, нужны не только навыки storytelling’а, но и умение пережить и выразить ту проблему, которая волнует многих. Здесь, на мой взгляд, стремление другое – любой ценой войти в «литературу». Вот только «пакетами» туда не входят.

P.S. Готовя эту публикацию, я не нашла обложки этой книги даже на сайте ее издателя - Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ. Вот, теперь она будет в Сети)))