О нём ходит много слухов, и я сама в детстве помню тот интерес, который появлялся при слове...
Друзья, всех приветствую!
На днях мы обсуждали эту тему с моей читательницей Инной, автором интересного, содержательного и очень душевного канала "ВечнаЯ пионерка". После нашего разговора я и подхватила идею - рассказать вам об этом таинственном месте. Инна, благодарю за оригинальную тему для статьи.🌷
Какое самое загадочное и неизведанное место в музее, в которое нет доступа и о котором ходят слухи и рассказывают разные небылицы, в котором музейщики от нас всё время что-то скрывают?
ЗАПАСНИКИ, конечно!
Запасники... Хранилище... Хранение...
Как вы полагаете, где больше предметов старины, художественных ценностей, в залах музея или в запасниках, и на сколько?
Хранилища музеев полны шедевров мирового искусства, скрытых от наших глаз. Они бы и рады были показать всё-всё-всё... Лондонский Тейт очень старается, правда! Посмотрите сами, живого места нет...
Я, конечно, немного пошутила. В этом зале они показывают посетителям, как было принято размещать картины на стенах в старые, добрые времена, в прошлые века. Но и в остальных залах развеска достаточно "плотная".
И при этом Тейт показывает своим гостям около 14 тысяч работ - это только 20% от всех произведений искусства, которыми владеет музей. В его богатых закромах остаются более 50-ти тысяч экспонатов, которые нам недоступны.
А вот нам повезло - Третьяковская галерея выставляет для нас 200 тысяч (!) экспонатов - это... 10% от её собрания, и путём нехитрых вычислений мы понимаем, что от нас "спрятали" почти два миллиона произведений искусства.
Музей Гуггенхейма в США (на фото выше) экспонирует меньше 3% - и ведь не лопнут. При этом в "подземельях" часто скрыты произведения знаменитых художников. Так, Музею современного искусства (Нью-Йорк) принадлежит 1221 работа Пабло Пикассо, а в постоянной экспозиции вывешены лишь 24 из них. Но у сотрудников музеев есть веские причины "прятать" шедевры известнейших мастеров и предметы декоративно-прикладного искусства.
Итак, сегодня узнаем про запасники всё! Что такое "запасник" и как он выглядит? В запасник прячут самые никудышные экспонаты? А правда, что предметы там вечно теряются? И кого вообще туда пускают?
Нехватка экспозиционных площадей
Основная, главная причина сокрытия сокровищ до обидного банальная - нет места! Их просто невозможно выставить все одновременно. Коллекции крупных музеев мира во много раз превосходят размеры их выставочных площадок. Эрмитаж показывает нам один миллион экспонатов из более чем трёх миллионов - 30%, а Государственный Исторический музей (ГИМ), показывая один миллион (20%), имеет коллекцию более пяти миллионов предметов искусства. Вот такая музейная математика.
Произведениям искусства нужны очень специфические условия хранения.
Большинство великих произведений недоступны посетителям музеев по техническим причинам. Например, графические работы не могут висеть в экспозиции дольше трех месяцев, а после показа должны "отдыхать" в специальных условиях не меньше полутора лет. Это необходимо для того, чтобы изображение продержалось на бумаге как можно дольше.
Известный рисунок "Заяц" Альбрехта Дюрера, который принадлежит венской галерее Альбертина, в последний раз выставлялся в 2014 году - после десятилетнего перерыва. На дворе 2024-й год, прошло ещё десять лет... Пожалуй, у нас есть все шансы дождаться его очередной экспозиции.
А в коллекции Пушкинского музея находятся 215 листов с гравюрами Дюрера, их выставляют по несколько штук, периодически сменяя. Так же они поступают с офортами Рембрандта, которых в коллекции аж 250!
Картины, потерявшие авторов и себя
Третья причина, по которой шедевры великих мастеров не показаны в экспозициях, - их неопознанность.
Сотни шедевров стоят в запасниках в очереди на атрибуцию, а некоторые проходят ее неудачно и признаются подделками.
Единственный портрет Гогена авторства Ван Гога - "Человек в красном берете" - с 1973 года пылился в запасниках музея в Амстердаме и считался работой последователя. Лишь в 2002 году эксперты подтвердили авторство мастера.
По той же причине "Сидящая женщина в красной шляпе", созданная Пабло Пикассо, оставалась в хранилище Музея изобразительных искусств, истории и науки Эвансвила в штате Индиана.
Работа была выполнена Пикассо в 1950-х в технике gemmaux ("жеммо" - редкий вид витража). Когда она попала в музей, сотрудники оконфузились: они приняли это слово за французское имя и приписали авторство несуществующему художнику с именем Gemmail. Ошибка обнаружилась только после того как исследователь творчества художника позвонил в музей и спросил, где же та самая уникальная работа, которая, согласно документам, была передана сюда в 1963 году. И только тогда ситуация прояснилась.
Неопознанным оказался даже эскиз Рафаэля к "Святому семейству"! (сама картина на фото ниже)
Этот небольшой эскиз головы Мадонны долгое время прозябал в запасниках художественного музея Модены как работа неизвестного художника (фото ниже).
Работу считали копией, сделанной в 19-м веке, пока в 2010 году с помощью последних технологий не установили авторство гения Ренессанса. По словам экспертов, картину реставрировали в 17 и 19 веках, и только современные технологии позволили разглядеть под следами работ "негодных маляров" руку Рафаэля.
Этот забавный список можно продолжать и продолжать. Продолжать и удивляться, как много досадных ошибок делалось раньше, до появления современных, передовых методов исследования. Хорошо, что теперь они у нас есть.
В запасниках есть типологически похожие вещи
Вот ещё одна причина, по которой некоторые экспонаты долгие десятилетия хранятся в фондах и скорее всего никогда не будут показаны. А проиллюстрирую эту причину я всего одной фотографией...
Ой... Что-то глазам аж нехорошо стало, в глазах рябит. А у вас?)
Это привет от наших старых знакомых, от коллег из музея Маурицхейс в Гааге. В котором живёт-поживает "Девушка с жемчужной сережкой" Яна Вермеера. Они проводили потрясающе интересную выставку, посвященную запасникам.
Всё о запасниках, представляете? Я вам о ней расскажу в продолжении этой статьи, покажу фотографии современных способов хранения экспонатов и отвечу на оставшиеся вопросы, которые обрисовала в начале статьи.
А пока подведём итоги.
Запасники - это святая святых каждого музея, из запасников потом создаются экспозиции и выставки, по ним пишутся книги и публикуются каталоги.
Решение главных задач музея - собрать, сохранить, изучить - может опираться только на запасники, которые складываются в течение долгого времени. Если у музея есть обширные фонды, то он может строить самые широкие планы, чтобы рассказать посетителям о том или ином явлении в искусстве, теме или сюжете.
Вот мы и до термина добрались.
Фондохранилище - правильнее всё-таки называть запасники так. В фондохранилище должно быть оборудование, чтобы поддерживать температурно-влажностный, световой, биологический режим - вплоть до движения воздуха, которое тоже может повредить экспонаты. Есть фондохранилища закрытые, есть условно открытые - для научных работников, студентов, съемочных групп - везде нужен запрос, официальная бумага, человека с улицы туда не допустят. И есть открытые фондохранилища, куда можно прийти на экскурсию или обойти и посмотреть всё самостоятельно.
Продолжение будет. Заглядывайте в гости к Инне.
Всем добра!