Сейчас уже мало, кто вспомнит, но на рубеже конца 80х-начала 90х годов лучшие советские картины ещё вполне составляли конкуренцию хлынувшему в нашу страну потоку голливудского кино.
В продаже стали появляться видеокассеты не только с "Крепким орешком" (1988), но и с "Кавказской пленницей"(1966), "Бриллиантовой рукой" (1968), "Белым солнцем пустыни" (1969). В кинотеатрах эти популярные советские картины тогда уже массово не показывали.
На ТВ крутили, в основном, позднесоветские телевизионные фильмы, типа "Возвращения Будулая" (1985), что лично мне в детстве было, мягко выражаясь, не слишком интересно смотреть.
По-настоящему крутое кино по телику могли показать, в лучшем случае, несколько раз в год. И вот, как раз "Итальянцев в России" я увидел впервые где-то в самом начале 90х годов уже на российском ТВ, когда учился в школе.
Картина сразу понравилась не меньше, чем американские фильмы. На экране всё время шло непрерывное действие: смешные сцены, автотрюки, взрывы. Плюс было очень интересно смотреть на то, что события развивались в моем родном городе Санкт-Петербурге - Ленинграде. И Андрей Миронов, который играет капитана Васильева, тоже был и остается одним из самых наших любимых актеров.
Уже в 2000х годах я узнал, что "Итальянцы в России" задумывались, как ответ голливудской картине "Это безумный, безумный, безумный, безумный мир" (1963) - см. выпуск 42. Где также шла охота за кладом.
Цель отечественного фильма, как я понимаю, была доказать, что советское кино технически не уступает самым продвинутым западным образцам кинематографа. И, с моей точки зрения, с одной стороны эта цель была достигнута, а с другой всё-таки есть нюансы.
Лично я, не слишком сильно или даже совсем не разделяю идею, что нужно снимать какие-то "ответы Голливуду". Поэтому мне по духу больше подходят отличные советские фильмы 30-60х годов 20 века, когда, по моему мнению, мы снимали своё самобытное кино мирового уровня почти ни в чем не уступавшее американскому, а в чем-то мы даже были впереди.
"Невероятные приключения итальянцев в России" - это крутое кино, но мне не совсем ясно, зачем нужно было брать столько сюжетных заимствований из "Безумного мира"? Конечно, может быть, это связано с тем, что советскую картину ориентировали в первую очередь на западного зрителя и снимали так, чтобы иностранцам, происходящее на экране было более понятно и близко.
Давайте сравним обе картины и определим насколько они похожи. В обеих картинах группе случайных людей умирающий эпизодический персонаж рассказывает о месте, где зарыты несметные сокровища.
И в обоих случаях герои не могут договориться между собой и вступают в соперничество за то, кто быстрее доберется до клада. В каждом фильме за кладоискателями полиция или в нашем случае милиция ведут слежку.
В "Безумном мире" часть героев летает на самолетах малой авиации, например, это Бичкрафт Модель 18.
В "Итальянцах" задействован среднемагистральный лайнер Ту-134. Посадка Ту-134 на шоссе сделана запредельно круто. Тут по эпичности мы точно впереди. Но в американской картине воздушным сценам уделено больше времени.
Потом начинается гонка из Москвы в Ленинград, с моей точки зрения, ни чем не уступающая по зрелищности западному фильму, где также постоянно в кадре присутствуют автомобили.
Но пока существенных сюжетных различий не наблюдается. Если не считать, что в американском случае бензоколонка разрушается, а в советской версии она взрывается.
Но, когда герои "Итальянцев" добираются до Ленинграда здесь уже начинается наше отдельное кино. В "Безумном мире" изначально был известен парк, в котором был зарыт клад, а в советской картине герои при поисках раскопали почти весь центр города.
И, конечно в американском фильме не было льва. Это уже "фишка" нашего фильма. Предполагаю, что на западе вряд ли могли такое повторить. Здесь наше кино без сомнений уделывает голливудское.
Но, на мой современный взгляд, наша картина менее крепко сбита, чем американская. В Ленинграде сцены смонтированы так, что на верхнем кадре лев запрыгивает в грузовой трамвай напротив Дворцового моста.
А за секунду до этого тот же трамвай поворачивал на Троицкий мост, локации между мостами находятся в километре друг от друга. Потом мгновенно изменяется направление движения и герои уже едут в обратную сторону. Такие нестыковки могут быть видны даже людям никогда не бывавшим в Северной столице.
В американской картине тоже есть определенные недоработки. Например, когда в конце две машины такси полностью забитые людьми с легкостью догоняют служебный полицейский автомобиль с одним водителем.
Большинство нелогичных моментов в "Безумном мире" обосновываются тем, что герои не только алчные, но ещё и невероятно глупые. Но там это выглядит естественно, так, как это бы могло быть в реальной жизни. То есть, не смотря на глупость эти два героя с нижнего фото не стали бы пытаться выкопать клад с помощью детского совка, как в "Итальянцах". Хотя, та сцена из нашего фильма очень смешная.
"Итальянцы" - это, на мой взгляд, всё же просто легкая романтическая комедия, где не пытались особенно соотносить выдумку и реальность. А так, насколько я понимаю, в СССР в 70е годы такого, как показано в фильме, не могло быть в принципе. Чтобы кто-то приехал из-за рубежа и начал самостоятельно искать дореволюционный клад. Даже под наблюдением компетентных органов.
Или возможность романа Ольги и капитана милиции тоже выглядит крайне сомнительно. Учитывая, что все "итальянцы" из фильма, как минимум, жуликоватые личности, а то и преступники. А советский милиционер должен быть без сомнения "облико морале".
По итогу, не смотря на небольшие недостатки "Невероятные приключения итальянцев в России" - один из самых лучших отечественных фильмов 70х и тем более 80х годов в приключенческом жанре. По мне, даже самый лучший.
Но, как ответ картине "Это безумный, безумный, безумный, безумный мир" 1963 года, по моему мнению, наша картина, к сожалению, всё же отстает от Голливуда шестидесятых. И тем, что снята позже, и тем что во многом копирует западную киноленту, и тем, что более короткая по хронометражу, и тем, что задействованных актеров значительно меньше, чем у американцев.
Но поскольку действие советской картины происходит в моем любимом городе, то сердцем я всё равно выбираю отечественный фильм победителем. Спасибо за внимание!