Введение
Думаю начать стоит с небольшого лирического отступления о том, что я лично со вселенной Дюны знаком не был. Отдаленно до меня доходили ностальгические рассказы об игре, картинки с песчаными червями и имя Пола Атрейдеса. Поэтому на первый фильм шел с чистой головой и вышел в полном восторге, увидев, как на огромном полотне Дени Вильнев начинает новую киноэпопею. К сиквелу ожидания были простые - получить то же самое, но ярче и больше. Забегая вперед скажу, что сиквел, очевидно удался, однако покинуть зал с полным чувством удовлетворения как с первым фильмом не получается ввиду разных мелочей, о которых, как и о фильме в целом, мы сейчас поговорим.
От юноши до мужчины
В отличие от других больших саг, как Властелин колец или Звездные войны, во главе угла не само приключение, а становление личности Пола. Вильнев с большим упоением разглядывает рост Пола от юноши, пытающегося найти свое место в мире, до лидера, вынужденного принять страшную власть. Так каждое событие фильма — это реакция, проистекающая от действий Пола, каждый шаг которого приводит в действие всех, от дома Харконненов до самого Императора.
Вильнев в классической манере выстраивает медитативный темп, убаюкивая зрителя и погружая его в свою до мелочей выстроенную вселенную. Шаг за шагом он расширяет устройство мира, показывая нам новые планеты, интриги различных сил, новых персонажей. Повествование фильма напоминает эффект домино, так Пол будоражит всю Империю, которая в ответ принимает резкие действия, приводящие по инерции в действие Пола. От этого динамика фильма идет строго по нарастающей, никаких американских горок вы не получите, история логично развивается с повышением драматургических ставок и построением противоборствующих сил, которые Вильнев искусно сталкивает между собой.
Однако не все так гладко, основной проблемой выступает хронометраж, который не позволяет в достаточной мере понять кого-либо, кроме Пола и его ближайшего окружения. Многие действия антагонистов приходится принимать как условность ввиду большой плотности персонажей на квадратный метр - у нас и Император, Владимир Харконнен с его племянниками, Бене Гессерит, свою сферу интересов преследуют дочь Императора и мать Пола. Очевидно желание Вильнева показать борьбу Пола со всем миром, но эта эфемерная борьба не смогла собраться в одного цельного и достойного противника. Если в первом фильме мы наблюдали шахматную партию с Владимиром Харконненом, то теперь он становится героем третьего плана, тем временем ни Император, ни прекрасный Фейд-Раута не успевают занять это место. В итоге остается легкая каша в голове. С одной стороны понятно выстраивание конфликта всех действующих сил, с другой есть ощущение, будто Пол сражается с воздухом, потому что добрую долю фильма все заняты своими делами, и непосредственно активная фаза войны с Арракисом кажется не столь фатальной. Все эти мысли нагоняют далеко после просмотра, отчего данная рецензия и затянулась, так как нужно было время переварить просмотренное с холодной головой.
Прошлый абзац может казаться противоречащим самому себе, но если сжать его, то можно сказать, что вторая Дюна — это большая история Пола, где оставшиеся герои сражаются за остатки хронометража. Лично для меня это не то, чтобы сильно смутило, хотя и оставило неприятное послевкусие. Однако ваше восприятие тут будет зависеть исключительно от вашего отношения к Дюне и к Вильневу.
Еще немного о героях
Пускай арки многих героев нераскрыты, а кто-то кардинально меняется в пассивную сторону в сравнении с первой частью, нельзя не отметить парад ярчайших образов в новой Дюне. Очевидно, что главным открытием для всех стал Фейд-Раута, который стремительно забрался в различные топы антагонистов в мире кино. Тем обиднее, что потенциал персонажа стремительно обрывается.
В целом подобное заявление можно сказать почти обо всех героях, начиная от, казалось бы, знакомых нам Владимира и Рабанна, заканчивая Императором. Перед нами предстают колоритные актеры в крайне экстравагантных образах, однако как-то охарактеризовать их не выходит. Причем лишь малая доля из них удостоится чести дожить до триквела. Глобальная проблема в том, что подобной проблемой страдают лишь антагонисты. В лагере Пола, наоборот, нам во всех мелочах показана становление матери Пола, динамика любви Чани и рост веры Стилгара. От этого и есть ощущение, что в фильме отсутствует четкий антипод Пола, коим в первом фильме выступал Владимир Харконнен.
Вильнев, как главный визуализатор Голливуда
Думаю для любого любителя кино не станет открытием заявление о том, что визуальные образы Вильнева одни из самых завораживающих в современном Голливуде. Упоминая "Бегущего по лезвию 2049" или же "Прибытие" мы вспоминаем завораживающий масштаб, прекрасные общие планы и необычную игру с цветом. Во второй Дюне Вильнев продолжает покорять новые вершины, создавая удивительный и неповторимый мир, который, при этом, не кажется глянцевым. Есть некая отрицательная тенденция в болкбастерах последних лет, когда мы видим до безумия красивые миры, но графика столь очевидна, что ты перестаешь верить происходящему не экране. Дюна Вильнева же покрыта текстурой и шлейфом, к ней можно прикоснуться физически. Играет на восприятие и тот факт, что режиссер намеренно не проводит нас за руку в Арракис и около него, приходится на ходу разбираться в мироустройстве подобно тому, как когда в незнакомой стране стараешься найти ближайшую кофейню.
Огромную роль Вильнев отводит саунд-дизайну. Звук определенно один из важнейших элементов, на которых стоят оба фильма. Музыкальное сопровождение гармонично сливается со звуками космических приборов, скандированием воинов и ударами клинков. Каждый раз граница между саундтреком и звуковыми решениями стирается, поглощает и вызывает мурашки. Не подчиниться голосу Пола, приказывающему тебе молчать, невозможно.
Собственно, визуальный ряд в купе со столь титаническим саунд-дизайном выгодно отличают Дюну на фоне рядом вышедших фильмов. Вильнев будто стремился не столько рассказать историю, сколько воссоздать мир из своих любимых книг. Сама вселенная кажется самым убедительным и живым элементом в текущей дилогии, во многом именно этот документальный подход и не позволяет зрителю устать от почти трехчасового полотна. Этот мир хочется изучать и понимать.
Дюна - Кино с большой буквы
Несмотря на очевидные шероховатости второй части Дюны - это фильм, который покоряет сердца. Невероятная в своих масштабах история о взрослении и невольной власти, переносящая нас на просторы тонко сотканного Арракиса вызывает бурю эмоций и эстетического наслаждения. Когда на глазах разворачивается такой огромный эпос сложно поверить в смерть кинотеатров.
Пока неясно куда уведет Вильнев потенциальный триквел. Вновь пугает то, что масштаб финала второй Дюны будет страшно ужат неподобающим хронометражем. Пока что ограниченный хронометраж будто бы единственное, что отделяет сиквел от статуса культового фильма. Огромная надежда на то, что студия расщедрится на режиссерскую версию.