Эпоха: Античность
Века: 7 век до н.э - 5 век н.э.
Представители:
- Сократ
- Платон
- Аристотель
- Диоген Синопский
- Эпикур
- Пифагор
- Пиррон
Тип Мировоззрения: Космоцентризм
Космоцентризм - философское направление античности, система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.
Основные черты и направления:
Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления. Суть вещей познать невозможно Всякому нашему утверждению о предмете или явлении может быть с равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Стоицизм - согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений, жизнь полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готов к ним. Стоицизм учит владению собой и своим разумом.
Эпикуризм - Эпикур считал создание этики- учения о поведении, приводящем к счастью. Согласно философу критерий счастья - в чувстве удовольствия.
Киники -
Эпоха: Средние века
Века: 5-14 века
Представители:
- Тертуллиан
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Ансельм Кентерберийский
- Пьер Абеляр
- Уильям Оккам
Тип Мировоззрения: Теоцентризм
Основные черты и направления:
- Теоцентризм - философская концепция, в основе которой главная причина всего существующего - высшая реальность - БОГ
- Задача философии - это интерпретация священного писания "Философия - служанка богословия".
- Изучение космоса, природы, явлений, окружающего мира отодвигается на второй план.
- Человек существо двойственное - с одной стороны божественный образ, творение божье, а с другой стороны Греховное - именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.
Патристика - Задача - разработка основных догматов христианского богословия.
Догмат - Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике.
Схоластика - основные положения христианского богословия уточняются и систематизируются. Схоластика означает школьную учебную философию.
Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви.
Эпоха: Эпоха возрождения
Века: 14-16 века
Представители:
- Леонардо да Винчи
- Микеланджело
- Эразм Роттердамский
- Николло Макиавелли
- Томас Мор
- Лоренцо Валла
- Мишель де Монтень
Тип Мировоззрения: Антропоцентризм
Основные черты и направления:
Антропоцентризм - Система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а не бог и его обоснование. Человек восхваляется и предельно возвышается - он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе.
Гуманистическое - это мировоззрение, в центре которого идея человека как высшей ценности и приоритетной по отношению к себе реальности в ряду всех других материальных и духовных ценностей.
натурфилософское - это направление в философии, которое занимается изучением природы и ее явлений.
неоплатоническое -
Эпоха: Новые века
Века: 16-18 века
Представители:
- Фрэнсис Бэкон
- Томас Гоббс
- Ренне Декарт
- Джон Локк
- Готфрид Лейбниц
- Бенедикт Спиноза
Тип Мировоззрения: Наукоцентризм
Основные черты и направления:
- Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества.
- Секуляризация науки - Синтез науки с религией, веры с разумом невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума.
- Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод "чистого разума".
Эмпиризм - Единственный источник знаний - это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями.
Рационализм - Основой познания и действий людей является разум.
Сенсуализм - (sensus - ощущение), учение о том, что человеческий разум функционирует только на основе ощущений.